Давление, оказываемое на юридические отделы предприятий в целях повышения оперативности и эффективности работы, заставляет их прибегать к средствам автоматизации, искусственного интеллекта, машинного обучения и обработки естественного языка. Согласно прогнозам Gartner, к 2023 году «юрботы» будут обрабатывать четверть внутренних юридических запросов.
Постоянные разговоры о виртуальных юридических помощниках, юридических чатботах, юрботах могут показаться назойливой рекламой, однако их применение действительно сулит огромные преимущества, считают аналитики подразделения Gartner Legal & Compliance; по их мнению, оно способно буквально перевернуть рынок юридических технологий.
Виртуальные юридические помощники (Virtual Legal Assistants, VLA) помогают юридическим службам повышать эффективность, оптимизируя прием материалов, сортируя юридические запросы, определяя необходимость юридического рассмотрения и автоматизируя выполнение рутинных операций. Согласно проведенному Gartner опросу юристов, главным результатом автоматизации становится повышение производительности труда.
VLA снижают обеспокоенность сотрудников анонимностью в ситуациях, когда возникают риски при простом запросе информации, связанные, например, с сообщениями осведомителей или жалобами на сексуальные домогательства.
От повышения эффективности, увеличения степени удовлетворенности сотрудников и появления у специалистов по юридическим вопросам возможности заняться более полезной деятельностью юридические отделы только выиграют, подчеркивают в Gartner. Интерес к подобного рода возможностям откроет рынок для новых игроков, которые смогут предложить приложения самообслуживания с искусственным интеллектом и голосовые интерфейсы.
Юридические боты уже демонстрируют свою ценность и универсальность в гражданском и потребительском праве. Они специально разрабатывались, например, для оказания юридической помощи жертвам преступлений и жителям Великобритании, принявшим решение о разводе, напоминают в Gartner.
Расширение потребительского уклона чатботов способствует повышению ожиданий сотрудников и усилению движения в сторону VLA. Такие известные и разноплановые платформы, как Amazon Lex, IBM Watson и Slack, позволяют ориентированным на юридические аспекты разработчикам решений и поставщикам услуг быстро удовлетворять потребности в решении различных юридических вопросов без разработки базовых технологий и развертывания соответствующей инфраструктуры.
Именно по этим причинам в Gartner считают, что всего через несколько лет четверть внутренних запросов будет передана VLA. В то же время эксперты предупреждают, однако, что есть риск чрезмерного доверия к VLA. Этот подход должен применяться в рамках общей стратегии предоставления юридических услуг. Фрагментарное обращение к плохо проработанным VLA может оказаться скорее запутанным и навязчивым, нежели полезным. Использование плохих юрботов приведет лишь к повышению нагрузки на юридические отделы: как минимум, юристам придется пересматривать все вручную, а в худшем случае – восстанавливать испорченные отношения с коллегами из смежных подразделений.
Согласно прогнозам Gartner, к 2023 году 33% корпоративных юридических отделов будут иметь отдельного технического специалиста, занимающегося вопросами автоматизации внутреннего документооборота. В значительной степени это объясняется тем, что в условиях высокого потенциала автоматизации стандартных, повторяющихся юридических процедур в штате отсутствуют технические специалисты, которые поддерживали бы соответствующие инициативы.
Например, только 5% представителей юридических отделов сообщили, что все коммерческие контракты у них рассматриваются как новые, и управление ими осуществляется вручную. В ближайшие три года 40% корпоративных юридических отделов намерены увеличить затраты на юридические ИТ-системы и программное обеспечение на 10% и более.
Несмотря на очевидные возможности автоматизации и намерение реализовать это на практике, большинство юридических отделов просто не располагают персоналом, который занимался бы юридическим анализом, пояснили Gartner. Лишь 20% опрошенных сообщили, что у них имеются консультанты по технологиям и инновациям или специалисты по анализу данных.
Поскольку основная внутренняя юридическая работа все больше связана с технологиями, юридическим отделам необходимо задуматься о смене стратегии привлечения и удержания талантов с учетом потребности в специалистах, которые занимались бы юридическими технологиями.
Дальновидные руководители юридических отделов предпринимают необходимые для этого шаги уже сегодня. Их компании добились определенных успехов в бизнес-функциях, так что вряд ли процесс этот будет быстрым и легким. В ближайшем будущем востребованные навыки, вероятно, станут еще более дефицитными, поскольку уровень автоматизации в целом ряде областей растет.