12storeez — российский бренд женской и мужской одежды, созданный сестрами-близнецами Ириной и Мариной Голомаздиными и Иваном Хохловым в 2014 году. Бизнес компании бурно растет: по данным РБК, производство и продажи 12storeez ежегодно увеличиваются в два-три раза. За пять лет, с момента открытия первого магазина в Екатеринбурге, число торговых точек выросло до 25 (24 в России и одна в Казахстане). Для клиентов онлайн-площадки 12storeez.com доставка осуществляется по всему миру. В планах компании стать глобальной к 2024 году — более половины продаж должно приходиться на международные рынки.
Еще недавно модная индустрия была далека от «цифры», но сегодня продуманная ИТ-стратегия и внедрение передовых технологий помогают компаниям этой сферы экономить, улавливать тенденции и предлагать своим клиентам лучшее. О первых шагах цифровизации молодого и амбициозного модного российского бренда рассказывает CIO компании 12storeez Алексей Власов.
- В чем специфика вашего бизнеса и как она влияет на ИТ?
Бизнес 12storeez включает в себя разработку моделей и продажу готовой одежды, и это накладывает свой отпечаток на ИТ, поскольку задачи ретейла и разработки/проектирования существенно различаются. Самая больная тема — это продуктовая аналитика, и корни многих связанных с ней проблем лежат именно в необходимости интеграции решений, отвечающих за разработку и за продажи. Нужен единый способ описания атрибутов изделий во всей цепочке.
Алексей Власов: «В начале развития бизнеса облака обеспечивают скорость выхода на рынок, при достижении определенного масштаба — экономию. Мы сейчас находимся где-то посередине и должны тщательно продумывать каждое решение по внедрению облачных технологий» |
Еще одна проблема кроется в специфике модной индустрии. Характеристики нашей продукции очень «аналоговые», сложно выделить четкие атрибуты — например, «красная ткань», потому что ткань может быть с вкраплениями, с полосочками, розовая, темно-красная, светло-красная.
12storeez делает небольшие капсульные коллекции, в которых вещи сочетаются между собой, и эти коллекции выпускаются достаточно часто. Нужна серьезная аналитика для планирования их выпуска: необходимо обеспечить высокий объем продаж в определенный период. Но реализовать такую аналитику сложно в условиях, когда системы разрозненные и нет инструмента четкого описания атрибутов изделий. По существу, внедрение аналитики тормозит проблема качества данных.
- Когда создавали компанию, не задумывались о том, что это может понадобиться?
Люди были на драйве, делали одежду, получали удовольствие от результата, продажи быстро росли. ИТ рассматривались как исключительно сервисная функция. ИТ-поддержкой бизнеса занимались небольшие подрядчики, и при создании систем никто не думал о том, что цвета надо именовать определенным образом или ткани учитывать единообразно.
Но когда масштабы бизнеса достигают определенного уровня, приходит понимание того, что аналитика позволяет экономить существенные деньги — выпускать именно то, что нужно клиенту, не накапливать остатки на складе, правильно выстраивать общение с клиентами. Теперь от нас ждут именно таких инноваций, но за первые годы работы накопился огромный технологический долг, и в первую очередь мы должны справиться с ним.
- Каким образом?
Сейчас мы сформировали ИТ-стратегию на 2020 год, и ее важнейшим направлением является создание цифровой платформы, которая в будущем объединит все основные сервисы и данные, будь то «1С», BI, сторонние приложения или нейросеть для подсказок на сайте. В условиях очень быстрого роста компании, нужна гибкая архитектура, позволяющая интегрировать решения, лучшие в своем классе если не по функциям, то по соотношению цена/качество. Единая цифровая платформа будет аккумулировать все информационные потоки и станет основным источником данных для всех наших систем.
Еще один ключевой пункт стратегии — построение хранилища данных. Это даст возможность внедрить полноценную BI-систему, которая охватит онлайн-маркетинг, офлайн-магазины, финансы, омниканальное взаимодействие с клиентами.
Также стратегия подразумевает активное использование облачных технологий — в частности, цифровая платформа будет размещена в облаке. Сейчас мы ищем облачную среду, способную предоставить все необходимые нам функции — контейнеры, облачную базу данных, файловое хранилище с возможностью размещать видеофайлы и изображения, которые активно используются на нашем сайте и в мобильном приложении. И обязательно простые виртуальные машины IaaS, чтобы разместить системы «1С», на основе которых работают многие направления нашего бизнеса.
- Что для вас облако? Возможность сэкономить, способ ускорить вывод инноваций на рынок, что-то еще?
Роль облачных технологий различна на разных этапах развития бизнеса. Облако может существенно помочь на старте, когда важнее всего скорость выхода на рынок. Например, у нас облачное видеонаблюдение. Сами мы не смогли бы быстро сделать качественную систему видеонаблюдения для первых магазинов. На следующем этапе, когда у компании уже несколько десятков точек продаж, облачное решение становится неоправданно дорогим. Однако по мере развития бизнеса и увеличения числа магазинов, когда появится возможность на основе видеонаблюдения отслеживать и анализировать перемещение покупателей, расположение вещей, выявлять фрод на кассах, использование облачных технологий может дать значительную экономию.
Что касается систем «1С», то для них нам пока достаточно аренды сервера в ЦОДе. Но когда бизнес вырастет настолько, что уже не сможет обойтись без высокого уровня отказоустойчивости и балансировки нагрузки, тогда использование локальной инфраструктуры потребует больших затрат на железо и обслуживающих его специалистов и будет выгоднее обратиться к облаку.
В начале развития бизнеса облака обеспечивают скорость выхода на рынок, при достижении определенного масштаба — экономию. Мы сейчас находимся где-то посередине и должны тщательно продумывать каждое решение по внедрению облачных технологий.
- Что сейчас находится у вас в облаке помимо видеонаблюдения?
Самое главное — корпоративный мессенджер Slack. Его использование радикальным образом меняет коммуникацию в компании — делает супербыстрой. На следующем этапе развития коммуникаций мы хотим перейти с Microsoft Office на Google G Suite. Это будет непросто: аналитики, бухгалтеры, финансисты с трудом отказываются от привычных интерфейсов. Но такой переход необходим, поскольку постоянный обмен файлами, которые создаются локально (иногда на домашних зараженных компьютерах), создает большую проблему с информационной безопасностью и коммерческой тайной.
- Это технологии с открытым кодом и их использование обещает вам значительную экономию?
Мы используем корпоративную версию Slack. Она достаточно дорогая, но окупается за счет скорости запуска проектов. Если проанализировать все реализованные проекты (насколько быстро они запустились и какая в этом доля коммуникации), то выгода использования Slack очевидна.
Кроме того, магазины общаются со службой поддержки с помощью Slack, и это обеспечивает очень быструю реакцию на проблемы. Если у продавца зависает «1С» в момент продажи, то он либо ничего не может сделать (и клиент уходит, а магазин теряет деньги), либо получает быстрое решение и продает товар.
- Когда планируете определиться с облачной платформой?
Сейчас идут несколько тяжелых проектов по запуску мобильного приложения и модернизации «1С». Они должны закончиться весной, после чего начнем анализировать нагрузку и переходить в облако. Один из возможных вариантов — облако Mail.ru Cloud Solutions. Его преимущество — в широком наборе предоставляемых сервисов, так же как, например, у Google. При этом работа российских компаний с зарубежными облаками связана с определенными рисками.
- Кто в компании инициирует инновации в ИТ: сооснователи бизнеса, CEO, CIO?
CEO компании Иван Хохлов оказывает очень сильное влияние на то, что происходит в ИТ-подразделении. Ему важно, чтобы все было современно, прозрачно, быстро. И переход на G Suite, например, — это наш общий проект.
Но все же инициатив по внедрению инноваций ждут от CIO, а мне пока приходится искать баланс между ликвидацией технического долга и передовыми технологиями.
- У вас немало внутренней разработки. Актуальны ли для вас практики DevOps?
Практически вся работа в компании организована по тем или иным agile-методикам, ИТ-разработка идет по Scrum, поэтому отсутствие практик DevOps было для нас очень болезненным. Сейчас мы внедряем процесс CI/CD — в первую очередь для разработок в части цифровой платформы. Следующим этапом — для сайта, разработки «1С» и пр. Возможность вносить изменения небольшими порциями обеспечит высокую скорость выхода на рынок. Мы хотим даже «1С» полностью встроить в процесс CI/CD. У меня был такой опыт на прежней работе в программе лояльности «Малина». Там удалось реализовать CI/CD для Oracle Siebel, и «1С» на этом фоне кажется простой задачей.
- Какие ИТ-тенденции есть в индустрии моды и какие из них вы уже готовы «примерить» на себя?
Ключевая тенденция — аналитика. Прогнозирование продаж, нейросети, нечеткие алгоритмы для быстрых подсказок — так, чтобы на сайте или в приложении можно было на лету сделать клиенту релевантное предложение. Аналитика процессов для сокращения издержек, оптимизации логистики, снижения остатков на складе. Все эти направления у нас в планах.
Важный источник данных для аналитики — видеонаблюдение. Когда человек приходит в магазин, система видеонаблюдения дает возможность получить большой объем ценной информации о нем: распознавание эмоций, определение возраста и гендерных характеристик, выявление топовых покупателей и мошенников. Анализ такой информации может очень сильно повлиять на продажи. Но пока наши системы видеонаблюдения используются только для безопасности, и они — «без головы», то есть позволяют посмотреть, что происходит, но не предупредят о той или иной подозрительной ситуации.
Из тенденций, к которым мы еще не готовы, можно назвать дополненную реальность, которую западные модные бренды уже начинают использовать и в примерочных обычных магазинов, и в своих приложениях.
- Назовите самые серьезные препятствия для реализации ИТ-стратегии — 2020?
Скорее всего, деньги. Не в том плане, что их нет. Компания прибыльная, и бизнес растет. Но облачные технологии и продвинутая аналитика требуют гораздо более детального финансового обоснования.
С внедрением видеонаблюдения, например, все просто. Если, предположим, в магазинах воровали на 500 тысяч в месяц, то легко объяснить, что система сократит эти потери наполовину. Но когда мы говорим о переходе в облако, очень сложно просчитать как нагрузку, так и расходы на миграцию, поскольку в ней множество подводных камней. С аналитикой и того хуже: цены еще выше, а выхлоп еще менее очевиден.
- Как вы предполагаете с этим справляться?
Думаю, за счет правильных взаимоотношений с бизнесом. Бизнес у нас современный, руководство мыслит прогрессивно и все эти сложности понимает, поэтому нам будет проще обосновывать инновации.
Облака для инноваций
Для бизнеса, вставшего на путь цифровизации, облака становятся неоценимым подспорьем в создании инноваций. С помощью облака стартап или исследовательский отдел крупной компании может быстро тестировать бизнес-гипотезы и выводить на рынок новые продукты. Чтобы узнать на практике, работает ли технология, продукт или бизнес-модель, аналитический проект можно запустить в облаке, задействовав большие мощности всего на несколько часов. Закупать оборудование для каждого такого эксперимента нет смысла.
Однако, по самым разным причинам, не во всех компаниях руководство готово к инновациям. Тем, кто выступает за изменения, приходится проделать значительную работу по защите своих предложений перед топ-менеджментом.
Хороший способ для этого — перевести на новую инфраструктуру отдельный тестовый проект. Проведите тестирование приложений на облачных серверах, «прикрутите» к корпоративному озеру данных новую аналитическую систему в облаке, которая сможет вытащить из неструктурированных данных полезную информацию. «Обкатайте» на таких изолированных проектах цифровизацию вашей компании, продемонстрируйте выгоду, используя понятный бизнесу язык: экономия, доход, расширение клиентской базы, быстрый вывод продуктов на рынок. После этого защитить облачный проект перед руководством можно будет с реальными цифрами.
Илья Летунов, руководитель облачной платформы Mail.ru Cloud Solutions