Оборот бизнеса Nvidia, связанного с поставками оборудования для центров обработки данных, за очередной квартал достиг 3,81 млрд долл., увеличившись на 61% по сравнению с предыдущим годом, и принеся компании 56% всей выручки. Согласно последнему рейтингу суперкомпьютеров Top500, 153 из них работают на ускорителях Nvidia, тогда как результат AMD — только девять. По данным IDC, в 2021 году Nvidia принадлежало 91,4% рынка графических процессоров для предприятий, а AMD — всего 8,5%.
Как же Nvidia к этому пришла? Когда компанию в 1993 году основали ее нынешний глава Дженсен Хуанг с двумя партнерами, на рынке графических процессоров было немало игроков, включая ATI, Matrox, S3, 3DFX и др. За десяток лет Nvidia разгромила их всех, кроме ATI, купленной AMD в 2006 году. Nvidia тем временем переключила внимание на адаптацию игровых графических ускорителей для суперкомпьютеров и корпоративных систем высокопроизводительных вычислений, ведь видеопроцессор содержит десятки тысяч ядер, способных параллельно выполнять операции с плавающей запятой.
Первые шаги в сторону корпоративного рынка были сделаны в 2007 году, когда был разработан CUDA, язык программирования для графических процессоров Nvidia, похожий на C++. Если до этого для работы с GPU использовались функции библиотеки DirectX, то теперь появилась возможность писать программы непосредственно для видеопроцессора. Сегодня CUDA преподают в сотнях вузов по всему миру, а его создатель Иэн Бак возглавляет в Nvidia направление искусственного интеллекта. Перенос CUDA на другие платформы сопряжен с трудностями, поэтому разработчики, пользующиеся этим языком, попадают в зависимость от Nvidia.
В компании подчеркивают, что отказываться от выпуска потребительских ускорителей не планируют. Ее геймерские и корпоративные GPU основаны на одной и той же архитектуре, но в моделях для предприятий иной набор функций, например, там есть движок для обработки естественного языка. При этом Nvidia в последнее время больше ориентируется на операторов гипермасштабных и облачных платформ, чем на покупателей систем высокопроизводительных вычислений для корпоративных ЦОД, так как в компании полагают, что облачные вычисления со временем станут применяться для решения всех задач предприятий.
Nvidia известна известна практикой конкуренции с собственными партнерами. Например, она продает серверные модули DGX — смонтированные в стойку серверы с графическими процессорамии A100 по цене меньшей, чем ее OEM-партнеры HPE и Supermicro. В самой Nvidia уверяют, что на самом деле это идет на пользу партнерам, так как серверы DGX служат полигоном испытаний новых возможностей в области искусственного интеллекта, и, собирая системы самостоятельно, специалисты компании тестируют и отлаживают новшества, а полученные знания передают OEM-партнерам.
Мог бы кто-то скинуть Nvidia с трона рынка корпоративных GPU? История Кремниевой долины учит, что чаще всего гиганты рынка дают слабину сами из-за неверных руководящих решений, а не из-за появления могучего соперника. Так случилось с Sun Microsystems, SGI и Novell, так едва не произошло в 1990-х с Apple.
У Nvidia были неудачные продукты, но компания неизменно быстро корректировала курс, выпуская очередное поколение видеочипов. При этом команда ее топ-менеджеров остается практически в том же составе, что и в самом начале, и серьезных промахов у руководства не было. Nvidia помогло то, что она какое-то время оставалась на рынке GPU почти единственной — AMD долгое время пришлось бороться за выживание, а Intel никак не удавалось разработать успешный видеопроцессор.
Сегодня, однако, ситуация изменилась — графические процессоры AMD успешно соперничают с Nvidia, более того, видеоускорители AMD используются в самом быстром суперкомпьютере мира Frontier. А Intel разработала архитектуру корпоративных графических процессоров Xe, и первый такой чип под кодовым именем Ponte Vecchio уже на подходе.
В самой Nvidia не видят причин для беспокойства, заявляя, что появление конкурентов возможно только в лице компаний, которые будут выпускать ускорители для задач, сейчас выполняемых без них. Эксперты между тем полагают, что Nvidia могла бы заняться графическими ускорителями для мобильных устройств — на этом рынке лидирует компания Qualcomm, а Nvidia практически незаметна.