Система искусственного интеллекта, способная распознавать эмоциональное состояние собеседника, сможет проявлять эмпатию, располагая к себе человека. На сегодня разрабатываются методы комплексного анализа эмоций, позволяющие анализировать психологическое состояние человека по особенностям речи, тембру голоса, выражению лица и позе. Такие методы позволят придавать «эмоциональный интеллект» системам искусственного интеллекта, созданным для общения с человеком, — анализируя эмоции, они смогут автоматически адаптировать ответ.
Ученые Японского института передовых наук и технологий расширили методику комплексной оценки эмоций, дополнив ее обработкой физиологических сигналов, не поддающихся непосредственному наблюдению. По их словам, если бы компьютер мог воспринимать, например, частоту сердечных сокращений и другие сигналы, которые собеседнику трудно скрыть при разговоре, можно было бы создать систему искусственного интеллекта со сверхчеловеческими способностями анализа эмоций.
Исследователи проанализировали около 2500 бесед с диалоговым искусственным интеллектом, проведенных 26 участниками, и задали им вопрос, насколько приятным или скучным им показался цифровой собеседник. В ходе общения система определяла эмоциональное состояние своего визави по тону голоса, выражению лица, позе и электрической активности кожи.
Когда эти сигналы сравнивали по отдельности, выяснилось, что физиологический помогал системе определять эмоции лучше, чем тон голоса и выражение лица. А когда все сигналы объединили, результативность искусственного интеллекта, по словам ученых, достигла уровня способностей человека.
По мнению исследователей, эмоционально грамотный искусственный интеллект можно было бы применять для диагностики психических расстройств путем повседневного наблюдения за изменениями эмоционального состояния, а также в образовании — компьютер мог бы оценивать, насколько заинтересован учащийся в обсуждаемой теме, и при отсутствии интереса менял бы методику обучения.