Нынешняя реальность требует от отечественных предприятий кардинальной перестройки. Однако их бизнес-потребности значительно превышают возможности ИТ-подразделений, поэтому взрывной интерес к средствам low-code и no-code не случаен. Конференция LOW-CODE 2022, организованная издательством «Открытые системы», охватила реальный опыт использования и перспективы отечественных платформ разработки с минимальным кодированием (см. также «LOW-CODE 2022: Польза неоспорима, но не панацея»).
Термин low-code впервые употребили аналитики Forrester еще в 2014 году, подразумевая, что традиционное программирование слишком неповоротливо для разработки современных приложений и для многих сценариев нужно что-то «легкое». Конечно, сама концепция родилась гораздо раньше: интерес к минимальному объему кодирования возник около полувека назад. «Гражданских» разработчиков — бизнес-менеджеров, аналитиков, руководителей функциональных подразделений и пр. — всегда привлекали «конструкторы», позволяющие быстро создавать и настраивать прототипы приложений. Однако, как отметил Михаил Козлов, консультант по созданию и развитию цифровых бизнес-моделей, каждый раз возникают причины, приводящие как к росту популярности, так и к охлаждению интереса к low-code. Например, к середине 1990-х годов продукт Lotus Notes стал мощным инструментом создания бизнес-приложений, который позволял не только решать коммуникационные задачи, но и настраивать формы, собирать данные, управлять бизнес-процессами. Результаты такой работы многие компании до сих пор не могут вытравить из своего корпоративного ландшафта.
Главная причина роста популярности low-code — радикальное сокращение времени создания приложений. Когда нужно оперативно проверить бизнес-гипотезу о достижении реальной пользы для клиента в результате работы программы, подход low-code просто незаменим. Как минимум он позволяет быстро приблизиться к моменту, когда понадобится «настоящий» программист. А может быть, удастся даже обойтись и без него.
Не экономить на обучении
Владимир Анисимов: «Для проверки гипотез важна быстрая реализация продуктов, которые можно запустить, чтобы показать возможную выручку» |
«Для проверки гипотез важна быстрая реализация продуктов, которые можно запустить, чтобы показать возможную выручку. Такими решениями могут быть пакеты мобильной связи, приложение для оплаты из квитанции, подписка на уборку квартиры, страховка, маркетплейс финансовых услуг», — полагает Владимир Анисимов, директор по данным «Интер РАО-Онлайн».
Как признал Анисимов, работа в структуре крупной компании имеет свои непростые особенности: приходится много внимания уделять просветительской работе, приучать пользователей самостоятельно искать ответы на свои вопросы.
Часто от них приходится слышать: «Я вашу работу за вас делать не буду». Однако по-иному быстро отрабатывать гипотезы не получится, и в компании создают все условия для того, чтобы сотрудники могли найти решение задач своими силами.
После долгих проверок, в «Интер РАО-Онлайн» в качестве платформы выбрали отечественное решение Loginom — в первую очередь из-за отсутствия критической зависимости от компонентов open source.
По словам Анисимова, много времени тратится на обучение бизнес-пользователей, но после того, как они схватывают логику работы с платформой, оперировать «кубиками» им становится легко.
Владимир Вавра: «Даже если инструмент идеален с точки зрения ИТ-службы, пользователи могут отказаться от него, если он непонятен, неудобен или не полностью закрывает их потребности» |
Много внимания обучению бизнес-пользователей уделяют и в «Уралхиме». В 2022 году в компании была создана школа аналитиков данных: требовалось научить бизнес разговаривать на языке ИТ.
«Как ни печально, несмотря на декларируемую ориентацию на бизнес-пользователей, большая часть инструментов самообслуживания и платформ low-code понятны лишь людям с ИТ-подготовкой», — отметил Владимир Вавра, руководитель отдела инфраструктуры данных департамента цифровизации «Уралхима».
При выборе инструментов самообслуживания необходимо выполнить огромный объем работы. Важно прислушиваться к мнению бизнеса: даже если инструмент идеален с точки зрения ИТ-службы, пользователи могут отказаться от его использования только потому, что он непонятен, неудобен или не полностью закрывает их потребности.
Кроме того, основой для успешного внедрения подхода low-code является не только наличие инструментов, но и готовность инфраструктурной составляющей: известны примеры, когда в результате действий гражданских энтузиастов выходила из строя вся корпоративная инфраструктура.
Правильные ожидания
Процессы выбора решений low-code и их внедрения зачастую таят в себе неприятные сюрпризы, а ожидания бизнеса отличаются от реальности. По мнению Геннадия Гребеника, директора по цифровой трансформации «Фора-Банка», несмотря на то что одним из главных преимуществ low-code является сокращение расходов на разработку, первый опыт использования платформы будет соизмерим по стоимости с разработкой с нуля. Отсутствие практики и возможности переиспользовать свои разработки, а также проблемы с интеграцией крайне негативно повлияют на общий результат. Однако уже второй проект пойдет быстрее и сэкономит около 20% времени разработки, ну а существенная экономия начнется с третьего внедрения. Поэтому, принимая решение использовать low-code, важно не только правильно выбрать платформу, но и применить стратегический подход: нельзя ограничиваться одним-двумя проектами — нужно определить целый конгломерат внедряемых компонентов.
Геннадий Гребеник: «Первый опыт использования платформы low-code будет по стоимости соизмерим с разработкой с нуля. Второй проект пойдет быстрее и сэкономит около 20% времени разработки, ну а существенная экономия начнется с третьего внедрения» |
Елена Тестер, руководитель процессного офиса компании «Белуга Групп», также отметила важность правильного выбора платформы. «Когда люди не видят ограничений, у них включается фантазия, появляется инициатива и многие задачи они реализуют самостоятельно», — уверена она.
Тестер с 2016 года продвигала идею о том, что в компании необходимо иметь систему, позволяющую объединить кросс-функциональные подразделения в единое поле бизнес-процессов. В 2019 году ей удалось убедить руководство в пользе создания BPMS-платформы, причем принципиальным было внедрение именно решения low-code, позволяющего самостоятельно создавать процессы и работать по ним.
В качестве пилотного был выбран процесс открытия магазинов, находящийся на стыке процессного и проектного управления. Реализованное на платформе Comindware решение позволило оптимизировать и унифицировать работы по расширению сети.
Скорость имеет значение
«Если вы хотите поднять качество клиентского сервиса, то вам потребуется высокая скорость разработки. Однако платой за скорость станут ошибки, и ваша цель — увидеть их первым, раньше клиентов», — подчеркнул Алексей Лукьянов, руководитель техподдержки компании «ВкусВилл». Увеличение штата поддержки не дает требуемой реакции на проблемы: нужна автоматическая система детектирования проблем. А даже минимальная разработка для этого бизнес-процесса очень длительна — около трех месяцев.
Алексей Лукьянов: «Если вы хотите поднять качество клиентского сервиса, то вам потребуется высокая скорость разработки. Однако платой за скорость станут ошибки, и ваша цель — увидеть их первым, раньше клиентов» |
В результате во «ВкусВилле» создали инструмент для работы с базой данных, не требующий глубоких знаний SQL. Такой инструмент позволяет пользователю (без права на изменения информации в базе) создавать запросы, настраивать периодичность и время их выполнения и отправлять результат в виде уведомления в мессенджере. Главным требованием при разработке стало быстрое решение задач (на их выполнение отводится не более дня) и отсутствие участия в этом процессе разработчиков. За год силами бизнес-пользователей было создано более 400 уведомлений, с помощью которых мониторятся как технические проблемы, так и проблемы бизнес-процессов — например, ошибки в адресах доставки заказа или превышение времени доставки.
Людмила Богатырева, руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог», рассказала о визуальном конструкторе услуг (ВКУ) —инструменте low-code, созданном Минцифры в 2022 году. Он используется госорганами, чтобы создавать и редактировать интерактивные формы сервисов на портале госуслуг. До марта 2023 года все органы власти должны перейти на эту платформу.
Появление ВКУ радикально изменило подход к процессу создания сервисов: теперь госорган сам разрабатывает интерфейс сервиса в режиме конструктора, может выдвигать объективные требования к интерфейсу, а бюрократические проволочки в ходе реализации процессов сведены к минимуму. В результате и срок разработки, и качество сервиса на 90% зависят от самого органа государственной власти, а не от Минцифры.
Ирина Раскина, начальник управления цифрового развития технического регулирования Росстандарта, привела пример разработки с помощью ВКУ трех госуслуг: ведение единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации, прием и учет уведомлений о начале производства приборов и аппаратуры и утверждение типа стандартных образцов и средств измерений. За счет использования low-code многократно сокращен срок оцифровки сервисов (в среднем он составляет полтора месяца) и достигнута огромная экономия ресурсов. Это особенно важно с учетом того, что сейчас государство уделяет огромное внимание ускорению вывода сервисов на портал госуслуг.
Продать свою экспертизу
Ольга Сгибнева: «Как превратить успешный внутренний ИТ-проект в тиражируемую систему? Отличный вариант — пересобрать решение и вывести его на рынок» |
«Мне, как представителю бизнеса, не нравится в традиционной разработке то, что при смене команды разработчиков новые специалисты отвергают уже написанный код, настаивая на его переделке. Невозможно проконтролировать справедливость их претензий к качеству ПО», — сказала Ольга Сгибнева, директор по инновациям СДЭК. В платформах low-code с этой точки зрения все прозрачно, и такой истории в принципе быть не может.
Сгибнева сделала акцент на том, что платформа low-code позволяет компании не только решить собственные проблемы, но и заработать на созданном продукте, продавая свою экспертизу. «Задача любого бизнеса сегодня — и сократить затраты на автоматизацию, и найти новые способы заработать. Как превратить успешный внутренний ИТ-проект в тиражируемую систему? Отличный вариант — пересобрать решение и вывести его на рынок», — считает она. Потенциально такими качествами обладают платформы low-code: они дают бизнесу инструменты, позволяющие создать кросс-платформное приложение независимо от уровня сложности бизнес-процессов, специфики отрасли и опыта пользователя. В СДЭК для этого использовали платформу Scalaxi, предоставляющую возможность разработки довольно сложных продуктов. Модель фулфилмента СДЭК для управления складом и товародвижением была разработана за три месяца силами трех специалистов. Она стала примером продажи собственной многолетней экспертизы по управлению цепочками поставок. Кроме того, были собраны такие продукты, как кешбэк-сервис, агрегатор доставок, сервис продажи восстановленной техники и др. Как правило, минимально жизнеспособное решение решения бывает готово за 2–4 недели и создается силами нескольких аналитиков, обучающихся «в бою».
***
Как согласились участники конференции LOW-CODE 2022, рынок решений low-code и no-code сильно дифференцирован: у мелких и крупных предприятий совершенно разные потребности, поэтому и инструменты им нужны разные. Платформы low-code зачастую позволяют решать даже довольно серьезные задачи и могут встраиваться в существующий ландшафт. Тем не менее проникновение таких решений в корпоративный сегмент — крайне непростой процесс.