Онлайн-магазины смогли нарастить обороты в 2022 году на 10-21%, а количество покупок — с 24% до 35% на фоне роста доли маркетплейсов в онлайн-торговле на шесть процентных пунктов — до 45%, говорится в исследовании сервиса платежей «ЮKassa».
По данным «ЮKassa» (сервис финтех-компании «ЮMoney»), в небольших магазинах с месячным оборотом до 800 тыс. руб. оборот платежей в 2022 году вырос на 21% по сравнению с 2021-м, количество покупок — на 35%, а число плательщиков — на 13%. Средний чек, хоть и стал на 10% меньше, составил 2004 руб., что вдвое больше, чем в крупных магазинах, показало исследование. Средние магазины (с оборотом до 6,4 млн руб. в месяц) за год выросли по обороту платежей на 20%, количество покупок в них увеличилось на 24%, количество покупателей — на 10%. Средний чек почти не изменился и составил 2004 рубля. У больших магазинов (с оборотом от 6,4 млн руб. в месяц) оборот вырос на 10%, количество покупок — на 31%. Плательщиков стало на 11% больше, а средний чек снизился на 16%, до 1048 рублей.
По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли, которые также приводит «ЮKassa», рынок онлайн-торговли в 2022 году вырос до 5 трлн руб., из которых на маркетплейсы пришлось 45% — 2,25 трлн руб. против доли 39% в 2021-м. Освободились ниши, которые смог быстро занять малый и средний бизнес, — это локальные бренды одежды, товары для дома, товары для активного отдыха.
Обороты в небольших онлайн-магазинах мужской и женской одежды за год выросли в 18 раз, покупок стало в 12 раз больше, а средний чек вырос на 55%, до 6 716 руб. На втором месте по росту оборота в небольших магазинах — категория цифровых товаров: онлайн-курсов, тренингов, музыки, где число платежей выросло в восемь раз, а обороты увеличились втрое. Обороты в категории «товары для дома» за год выросли втрое, количество оплаченных покупок — на 86%, средний чек — на 63%, до 5382 рублей.
Специализированные нишевые товары, например для охоты и рыбалки, активного туризма и спорта, россияне предпочитают покупать в небольших онлайн-магазинах. В 2022 году оборот таких магазинов по сравнению с 2021-м увеличился в 2,6 раза, количество покупок выросло вдвое, а средний чек — на 26%, до 8068 руб.
Аналитики «ЮKassa» изучили данные более чем 180 тыс. интернет-магазинов, которые проводят более 2 млн успешных платежей в сутки. Сравнивались онлайн-платежи пользователей в интернет-магазинах разных сегментов (малый, средний и крупный бизнес) без учета маркетплейсов за январь-декабрь 2021-го и 2022 года.