Судя по всему, переломный момент в отношении российских заказчиков к облакам пройден: пандемия коронавируса подогрела интерес к облачным сервисам, а массовый исход из России международных игроков ИТ-рынка вызвал резкий подъем спроса на отечественные облака. По разным оценкам, в 2022 году объем рынка вырос примерно на 40%. Если темпы его роста сохранятся, то уже к началу 2024 года можно ожидать двукратный рост облачного рынка по сравнению с его показателями, предшествовавшими февралю 2022 года.
Более подробно о настоящем и будущем российского облачного рынка можно будет услышать 18 октября на конференции «Инфраструктура цифровизации 2023», организованной издательством «Открытые системы». В преддверии мероприятия мы поговорили с его спикерами и поинтересовались их видением происходящих процессов.
Облака предпочитают все чаще
«Спрос на облачные сервисы в России активно рос, особенно в условиях пандемии. Росту рынка способствовал переход корпоративных пользователей на отечественные облака на фоне ухода западных вендоров, — отмечает Михаил Волков, эксперт по развитию облачных сервисов компании Softline. — Количество клиентов значительно увеличилось, а требования к качеству сервисов стали более строгими, включая безопасность и надежность. Спектр востребованных сервисов расширился, охватив не только IaaS, но и SaaS и PaaS».
«Клиенты все чаще смотрят в сторону облачных решений, поскольку значительная часть ИТ-оборудования стала дороже как в закупке, так и в обслуживании, — считает Максим Еремин, руководитель направления развития PaaS-продуктов beeline cloud. — Кроме того, под влиянием оттока из страны значительного количества специалистов спрос на решения и услуги увеличился в большей степени, чем на инфраструктурное оборудование». В основном, добавляет Еремин, растет потребление сервисов Kubernetes, больших данных, DevOps, платформ Low-Code, PaaS и SaaS.
Мария Маркова: «Для многих компаний облака становятся быстрым решением проблем, возникших после ухода западных ИТ-вендоров» |
Для многих компаний облака становятся быстрым решением проблем, возникших после ухода западных ИТ-вендоров, — такого мнения придерживается Мария Маркова, директор по продажам компании Linx Cloud: «Не случайно количество клиентов, обратившихся за облачными сервисами, значительно выросло. Сегменты PaaS и SaaS демонстрируют на этом фоне активный рост. В частности, сервисы SaaS активно выбирают компании, испытывающие дефицит квалифицированных ИТ-специалистов, — это особенно заметно у крупных заказчиков. В целом клиенты становятся более опытными и компетентными в том, что касается использования облаков. Их требования к качеству облачных сервисов от провайдеров сегодня растут».
«Спрос на облачные сервисы растет, так как они позволяют бизнесу гибко управлять инфраструктурой, легко масштабироваться и к тому же обеспечивают бесперебойную работу ресурсов, — поясняет Константин Лопаткин, генеральный директор «Айтеко Cloud». — Кроме того, на рынке сохраняется тренд на импортозамещение. Некоторые компании до сих пор находятся в поиске провайдера, способного удовлетворить все их требования, сформировавшиеся к моменту ухода иностранных вендоров».
При этом требования к провайдерам, продолжает Лопаткин, остаются неизменно высокими, особенно в части безопасности и непрерывности доступа к сервисам и данным, гибкости управления и оперативного масштабирования, а также круглосуточной технической поддержки. По его словам, сейчас востребованы не только «классические» IaaS, PaaS, но и новые сервисы: корпоративные мессенджеры, речевая аналитика, чат-боты и пр.
По наблюдениям Андрея Бунина, директора по продажам VK Cloud, бизнес все чаще предпочитает облако собственной инфраструктуре: «Модель, когда провайдер отвечает за работоспособность инфраструктуры, развитие и обновление сервисов, позволяет компаниям сфокусироваться на бизнес-задачах, задействовав меньшее количество специалистов».
Одновременно с этим, комментирует Бунин, растут требования к надежности и безопасности сервисов, удобству работы с ними, качеству техподдержки. Востребованы сервисы, помогающие выстраивать катастрофоустойчивые системы. В числе таких сервисов — аварийное восстановление ИТ-инфраструктуры в случае сбоев, выделенные сетевые соединения, инструменты защиты от кибератак и пр. По мере роста объемов обрабатываемых данных и популярности моделей машинного обучения наблюдается переход компаний на высокопроизводительные вычисления (с применением графических ускорителей.
По данным Selectel, которые приводит Сергей Пимков, заместитель генерального директора по разработке и эксплуатации продуктов этой компании, в первом полугодии 2023 года наблюдался устойчивый спрос на ключевые сервисы как со стороны имеющихся, так и новых клиентов. Особенно заметный — на 44% — рост выручки наблюдался в сегменте публичных и частных облаков. Кроме того, на 33% увеличилась выручка в сегменте частных облаков на базе выделенных серверов, что было вызвано ростом спроса на серверы произвольных конфигураций со стороны крупных клиентов. Также Пимков отмечает интерес к платформенным сервисам, включая управляемые базы данных (DBaaS), кластеры Kubernetes и инфраструктурные сервисы с графическими ускорителями для машинного обучения.
Антон Мартынов, директор по работе с партнерами Arenadata, наблюдает тенденцию к увеличению спроса на сервисы данных: «И прежние, и новые заказчики стали активно применять программное обеспечение Arenadata на базе облачных провайдеров». По его мнению, это объясняется в первую очередь повышением интереса к облачным сервисам в целом и расширением круга используемых облачных сценариев: «Это логично, ведь оборудование стало гораздо сложнее купить, оно подорожало. Самое же главное — отечественные компании увидели преимущества от использования облаков благодаря получению дополнительных мощностей для решения своих задач».
Новые клиенты
По словам экспертов, рост клиентской базы российских облачных провайдеров в последние два года происходил в первую очередь за счет представителей ретейла, электронной коммерции (в том числе потребительских маркетплейсов), банков и страховых компаний, ИТ-индустрии и телекома, а также некоторых сегментов промышленности.
«На российские облака сейчас перешли компании, уже использовавшие ранее их глобальные аналоги», — поясняет Мартынов.
Михаил Волков: «Наибольшей популярностью облачные сервисы пользуются в секторе розничной торговли» |
«Спрос на облачные решения растет в различных отраслях: от финансов и здравоохранения до розничной торговли и производства. В этих отраслях имеются свои, специфические требования. Наибольшей популярностью облачные сервисы пользуются в секторе розничной торговли», — отмечает Волков.
«Одним из первых в облака пришел сегмент ретейла, продолжающий занимать лидирующие позиции и сегодня, — продолжает Бунин. — Отрасль характеризуется высокой конкуренцией и требует применения гибких подходов с возможностью быстрой адаптации ИТ-инфраструктуры к меняющимся условиям. Оперативное масштабирование ресурсов в момент пиковых нагрузок, возможность сокращения в периоды спада, хранение, обработка и аналитика больших объемов данных позволяют компаниям оптимизировать запросы и повышать конкурентоспособность на рынке. ИТ-компании размещают в облаках свою ИТ-инфраструктуру, включая среды разработки и тестирования, инфраструктуру заказчиков, а также SaaS-решения для своих клиентов. Компании с жесткими требованиями к кибербезопасности, например, финсектор и тяжелая промышленность, применяют облачные платформы с необходимым уровнем защиты данных и расширяют их долю в корпоративной ИТ-инфраструктуре».
Пимков наблюдает рост спроса в сегментах электронной коммерции, компаниях финтеха, EdTech, FoodTech, среди клиентов, занимающихся разработкой ПО, строительством, а также со стороны B2C-сервисов.
Еремин отмечает повышение интереса к облакам со стороны быстрорастущего бизнеса, финтеха, легкой промышленности, фарминдустрии и ретейла.
Лопаткин добавляет: «Клиенты из разных отраслей отличаются типом используемых сервисов и объемом потребления. Так, если ИТ-компании в больших объемах потребляют сервисы IaaS, то ретейл больше концентрируется на готовых сервисных продуктах, таких как электронная почта, ВКС, корпоративные мессенджеры и пр.».
«В разных отраслях спрос на облачные технологии демонстрирует различную динамику, — соглашается Маркова. — Традиционно активное движение в облака наблюдается среди ИТ-компаний и ретейла, для которого особенно актуален быстрый и надежный обмен большими объемами данных, развитие экосистем и маркетплейсов, а также использование продуктов «1С». В энергетической отрасли мы видим довольно консервативный подход: несмотря на устаревание оборудования, предпочтение отдается собственным ресурсам с их модернизацией через параллельный импорт, вероятно, из соображений безопасности. А вот агропромышленный комплекс активно движется в сторону облачных технологий. Страховые компании находят для себя выгоду в SaaS-продуктах, поскольку они позволяют значительно снизить нагрузку на собственные ИТ-отделы».
Новые особенности, задачи, потребности
Согласно наблюдениям Бунина, в числе первых в отечественные облака перешли те проекты, для которых этот переход не представлял особых сложностей. Вслед за ними потянулись заказчики, которые плотнее «сидели» на сервисах зарубежных провайдеров, перенося на отечественные площадки сложные, с точки зрения архитектуры, проекты и принося с собой дополнительные требования к поставщикам сервисов.
Значительно, по словам Пимкова, повышается интерес к облачным сервисам со стороны крупного бизнеса — он решает все больше задач с помощью сервисов IaaS и PaaS, причем после ухода западных разработчиков с российского рынка выросла потребность в «суверенных» облаках на базе российских средств виртуализации. Поскольку в проектах все чаще используются технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, растет спрос на мощности графических ускорителей, причем это касается компаний разного профиля и масштаба бизнеса. Росту интереса к облакам способствует и увеличение киберугроз — DDoS-атак, утечек, взломов: сервисная модель ИТ предоставляет бизнесу комплексный подход к защите данных и инфраструктуры.
Еще одна интересная тенденция, которую отмечает Пимков, — развитие подхода FinOps в облаках: «Компании уделяют все больше внимания такому параметру, как производительность инфраструктуры в расчете на рубль. В рамках оптимизации расходов они все чаще делегируют непрофильную работу облачным провайдерам. Кроме того, стремясь оптимизировать развертывание своих приложений, клиенты стали чаще тестировать новое облачное оборудование».
По словам Марковой, спрос смещается от IaaS в сторону платформенных решений, а также полностью готовых ИТ-продуктов и сервисов из облака: «Базовые сервисы IaaS по-прежнему востребованы широким кругом пользователей, но для задач разработки и DevOps они уже не представляют интереса. Растет спрос на облачные базы данных (DBaaS), Kubernetes и другие высокоуровневые сервисы».
Константин Лопаткин: «Наиболее актуальными вопросами становятся оптимизация ИТ-инфраструктуры по стоимости обслуживания, мощностям и объемам, а также безопасность данных» |
«Мы видим, что компании изменили приоритеты в развитии ИТ-инфраструктуры, — продолжает Лопаткин. — Сейчас наиболее актуальными вопросами становятся оптимизация ИТ-инфраструктуры по стоимости обслуживания, мощностям и объемам, а также безопасность данных».
Как отмечает Еремин, у клиентов возникла потребность решать с помощью облаков задачи более высокого, чем прежде, уровня: строить отказоустойчивые защищенные контуры для веб-приложений, развертывать корпоративные хранилища данных, расширять возможности для анализа данных.
«Многие из тех, кто использовал облака в основном в качестве среды разработки, сегодня готовы применять их для продуктивного развертывания своих систем, в том числе критически важных для бизнеса. Такие клиенты обращают особое внимание на обеспечение соответствия требованиям стандартов PCI DSS и ГОСТ Р 57580, ФЗ-152 и других требований регуляторов, — добавляет Бунин. — Облачные решения набирают популярность не только среди крупных корпораций, но также малого и среднего бизнеса. Все больше заказчиков приходит из консервативных в отношении облаков сегментов: финансового, промышленного и пр. Ну и, конечно, облака традиционно популярны среди стартапов».
«Если ранее движение в сторону облаков было связано с цифровизацией бизнеса и предоставлением онлайн-сервисов, то теперь к этому добавилось обеспечение непрерывности бизнес-процессов и оказываемых услуг», — делится своими наблюдениями Волков.
«Унаследованные» требования
Не секрет, что значительная часть новых требований в отношении российских облачных провайдеров сформировалась в период присутствия в нашей стране глобальных игроков рынка.
«Пользователи, перешедшие от западных провайдеров, предъявляют повышенные требования к уровню автоматизации, удобству использования и инструментарию, используемому для развертывания облаков, — отмечает Пимков. — Эта категория пользователей менее терпима к плохой интегрируемости, отсутствию документации или инструментов автоматизации».
«Новые клиенты в первую очередь ожидают от отечественных провайдеров наличия совместимых интерфейсов API, схожего набора сервисов PaaS, инструментов мониторинга и безопасности, — продолжает Бунин. — Также нельзя не обратить внимание на их привычку все автоматизировать, в том числе использовать подход 'инфраструктура как код'».
Максим Еремин: «Клиентов, перешедших от западных провайдеров, отличает желание автоматизировать, получать больше платформенных сервисов, улучшенную интегрируемость между сервисами и продуктами и строить гибридные решения» |
Еремин в целом соглашается: «Таких клиентов отличает желание получать больше платформенных сервисов, улучшенную интегрируемость между сервисами и продуктами — в идеале интеграция должна быть бесшовной — и строить гибридные решения».
«Клиенты, многие из которых ранее пользовались сервисами AWS и Microsoft Azure, далеко не в полной мере смогли перейти на использование «чистого» KVM, предпочитая оставаться на проприетарных гипервизорах. Однако все без исключения предъявляют повышенные требования к качеству оборудования и облачных сервисов, — делится наблюдениями Маркова. — Пользователи, привыкшие к удобным витринам, с помощью которых можно, как в магазине, собирать продукты и сервисы провайдера в корзину, ожидают аналогичных возможностей и от российских облаков, чтобы иметь возможность быстрого запуска необходимой конфигурации облачной платформы с минимальными затратами времени и ресурсов. Российские облачные провайдеры активно развиваются в этом направлении, стремясь удовлетворить требования пользователей».
Волков добавляет: «Клиенты, привыкшие к сервисам глобальных провайдеров, ожидают от отечественных аналогичного уровня безопасности и сервисов с обязательными уровнями сертификации по ISO 9001, ISO/IEC 27001, PCI DSS и т.п. Они также хотят получить гибкие тарифные планы с оплатой по факту потребления и соответствие сервисов лучшим практикам FinOps и мультиоблаков».
От российских облачных провайдеров заказчикам нужны ровно те же возможности сервисов, которые им предоставляли им западные облака, резюмирует Мартынов: «Клиенты ожидают максимального покрытия инфраструктуры, содержащейся в облаке, и требуют обеспечить отказоустойчивость, надежность, круглосуточную поддержку и пр. Эти характеристики особенно важны для тех клиентов, которые, уйдя в облака, отказались от своей собственной инфраструктуры — таким компаниям выгоднее перейти на отечественных облачных провайдеров, чем заново строить физическую инфраструктуру».
Спрос на «традиционные» сервисы стабилен
В целом спрос на «традиционные» облачные сервисы SaaS, PaaS и IaaS достаточно стабилен. Так, по словам Бунина, по-прежнему наблюдается заметный рост спроса на инфраструктурные сервисы (IaaS), что можно объяснить потребностями в локализации данных со стороны бывших клиентов глобальных провайдеров. Большой потенциал есть у сервисов PaaS, предоставляющих бизнесу преднастроенные инструменты для разработки и работы с данными.
Андрей Бунин: «В России доля продаж сервисов PaaS сейчас в разы меньше, чем IaaS. Но поскольку в мире эти доли сопоставимы, можно предположить, что здесь есть немалые возможности для развития» |
«Сервисы, размещенные в облаке, запускаются за пару минут «по нажатию кнопки», давая возможность быстро приступить к разработке и не тратить время на администрирование ПО, — поясняет Бунин. — В России доля продаж сервисов PaaS сейчас в разы меньше, чем IaaS. Но поскольку в мире эти доли сопоставимы, можно предположить, что здесь есть немалые возможности для развития, например, за счет переноса компаниями собственных сред разработки в облака. С выходом новых PaaS-сервисов можно ожидать дальнейшего роста этого сектора рынка».
Еремин отмечает рост в сегментах PaaS и SaaS: «Крупный и средний бизнес заинтересован в готовых платформах для решения конкретных задач, особенно в тех, что имеют дополнительные инфраструктурные надстройки, например, выделенный канал связи или сетевую связность».
«Мы видим общую тягу клиентов Linx Cloud к платформенным решениям: компании, которые понимают ценность готовых инструментов из облака в плане высвобождения ресурсов ИТ-команды на решение ключевых бизнес-вызовов, запрашивают PaaS все активнее, — добавляет Маркова. — В последнее время заметен рост такого спроса со стороны крупных вузов, сетевого ретейла и общепита».
Согласно наблюдениям Волкова, сервисы PaaS и IaaS по-прежнему популярны — это особенно заметно среди ИТ-компаний и разработчиков. Вместе с тем, заметно повышается спрос на SaaS-решения CRM и ERP. Самый большой спрос на SaaS наблюдается в сегменте корпоративных коммуникаций, электронной почты и решений для организации коллективной работы. Волков объясняет это не только уходом Microsoft, ведущего поставщика этих систем, но и требованиями со стороны регуляторов по миграции на отечественные ИТ-продукты и сервисы, а также развитием альтернативных российских продуктов и сервисов, которые, как уверен Волков, в большинстве случаев не уступают проприетарным зарубежным. Не последнюю роль в росте интереса к SaaS-решениям играют проблемы с удержанием собственного квалифицированного персонала, способного внедрять и обслуживать внутрикорпоративные сервисы, например, на базе Microsoft Exchange и SharePoint, и вопросы, касающиеся эксплуатации собственной ИТ-инфраструктуры, точнее, поставкок, обслуживания, ремонта и замены оборудования популярных у нас западных поставщиков.
Растет спрос и на нетипичные сервисы
Как заявляют эксперты, со стороны клиентов облаков повышается интерес к нестандартным, нетипичным сервисам. Так, Волков отмечает рост спроса на сервисы «инфраструктура как код», «искусственный интеллект как сервис», на пограничные вычисления, а также на облачные решения в области машинного обучения, аналитики больших данных и Интернета вещей: «Эти сервисы востребованы клиентами, активно развивающими инновации, цифровые продукты и сервисы».
Также, по его мнению, следует вскоре ожидать существенный всплеск в развитии сервисов FinOps, «сенсоры как сервис» и «данные как сервис». Кроме того, появляются новые облачные сервисы, связанные с квантовыми вычислениями и блокчейном, наиболее вероятные их клиенты — инновационные компании и исследовательские центры.
«Мы видим спрос на решения облачной речевой аналитики, чат-ботов и виртуальных помощников, — продолжает Лопаткин. — Вместе с компаниями финансового, образовательного сегментов, сферы здравоохранения и услуг мы реализуем проекты по оптимизации работы контакт-центров и служб HelpDesk».
Среди нестандартных сервисов, востребованных клиентами, Еремин выделяет визуальную аналитику, облачные сервисы безопасности и вендорские платформы.
Маркова и ее коллеги наблюдают значительный интерес к сервисам баз данных, бизнес-аналитики с возможностью получения готовых отчетов прямо в облаке, а также к широкому набору сервисов ИИ. «Преимущество всех этих сервисов в том, что они позволяют обрабатывать большие объемы данных с использованием значительных вычислительных ресурсов в облачной среде, обеспечивая высокую эффективность и сокращение затрат, — добавляет Маркова. — Также большой потенциал имеет предоставляемая в виде сервиса информационная безопасность — такая услуга станет особенно актуальной в ближайшее время, поскольку роль информационной безопасности растет, а ресурсов, чтобы обеспечить нужный ее уровень самостоятельно, у компаний недостаточно».
Антон Мартынов: «Мы помогаем облачным провайдерам развивать экспертизу в области работы с данными» |
Мартынов, со своей стороны, подтверждает рост спроса на сервисы, реализующие функционал аналитических СУБД для работы с большими данными: «Та же Arenadata DB сейчас присутствует уже у шести облачных провайдеров, что отражает спрос и заинтересованность со стороны клиентов. Видя эту тенденцию, мы помогаем облачным провайдерам развивать экспертизу в области работы с данными, в том числе и тестируем качество работы своих продуктов, представленных в облачных сервисах в облаках. Это помогает заказчикам заранее нивелировать риски работы с облачной инфраструктурой и повышает их уверенность в качестве предоставляемых им сервисов».
«Развиваются и пользуются спросом технологии маскирования или так называемой подмены данных при их передаче в облачную инфраструктуру, — добавляет Бунин. При этом с данными в облаке можно работать, использовать для BI, обучать на них модели искусственного интеллекта. Но в случае утечки они бесполезны для злоумышленников, поскольку при правильно выбранном способе маскирования обратное преобразование подмененных данных в реальные не даст никакого результата».
Мультиоблака также востребованы
К моменту, когда иностранные облачные провайдеры покинули российский рынок, заказчики успели освоить и мультиоблака. Среди определенной их части уже сформировался устойчивый спрос на одновременную работу сразу с несколькими поставщиками облачных сервисов.
«Как правило, данный подход используют крупные клиенты, стремящиеся повысить отказоустойчивость своей инфраструктуры, — считает Лопаткин. — Вместе с тем, все чаще можно встретить небольшие компании, стоящие свой ИТ-ландшафт с использованием интегрированных между собой бизнес-сервисов различных провайдеров».
Сергей Пимков: «Чаще всего мультиоблачную стратегию выбирают крупные компании, чтобы диверсифицировать потенциальные риски недоступности инфраструктуры» |
С ним согласен Пимков: «Чаще всего мультиоблачную стратегию выбирают крупные компании, чтобы диверсифицировать потенциальные риски недоступности инфраструктуры у того или иного провайдера».
По его мнению, основная трудность управления мультиоблаками состоит в том, что «механика» их работы может сильно отличаться от провайдера к провайдеру, и чем больше разных облаков используется, тем сложнее управлять такой инфраструктурой. Уровень сложности также во многом зависит от того, как именно компания распределяет свои ИТ-системы по облакам разных провайдеров.
По наблюдениям Мартынова, сценарий мультиоблака наиболее интересен клиентам, желающим быть максимально широко представленными географически, поскольку не каждый крупный провайдер сегодня покрывает всю территорию России.
Волков фиксирует высокий спрос на мультиоблака со стороны финансового сектора и крупных компаний, а также организаций, демонстрирующих высокий уровень ИТ-зрелости и добивающихся высокой степени надежности и гибкости своего ИТ-ландшафта.
Маркова также отмечает активное создание гибридных и мультиоблачных архитектур в организациях банковского сектора, сферы логистики и транспорта: «Простои здесь могут обойтись весьма дорого. Частные облака помогают добиваться высокой надежности ИТ и минимизировать риски простоев».
Мультиоблака востребованы в первую очередь со стороны пользователей, давно использующих облачные технологии и находящихся на этапе развития и оптимизации своих проектов, продолжает Бунин. Среди наиболее частых мультиоблачных сценариев —получение недостающих ИТ-инструментов, построение катастрофоустойчивой архитектуры с разворачиванием проектов на резервных площадках, оптимизация затрат.
В центре внимания госрегуляторов — безопасность
По мнению наших экспертов, совместные усилия российских государственных регуляторов оказали положительное воздействие на российский облачный рынок. В первую очередь речь идет о законах 152-ФЗ, регулирующем работу с персональными данными, и 187-ФЗ, определяющем принципы защиты критической информационной инфраструктуры.
«Государственная политика в области защиты персональных данных (152-ФЗ, ГОСТ Р ИСО и т.д.) и кибербезопасности сыграла значительную роль в формировании спроса на отечественные облачные решения: законы о локализации обработки персональных данных стимулировали рост спроса на отечественные облачные решения, — отмечает Волков. — Как выяснилось, обеспечить требования регуляторов часто оказывается дешевле с использованием российского облака, а не с помощью собственной инфраструктуры».
Совместные усилия российских государственных регуляторов оказали положительное воздействие на российский облачный рынок |
Цель российских властей, считает Маркова, — обеспечение защиты ИТ-рынка и технологического суверенитета: «Уже принятые и планируемые к введению к 2025 году законы предусматривают полное импортозамещение для объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) — это, прежде всего, касается крупных компаний и госсектора».
«За последние годы госрегуляторы точечно проработали отраслевые стандарты и ужесточили требования относительно использования сертифицированных систем и инфраструктуры, а также защиты персональных данных и государственных информационных систем (я имею в виду 152-ФЗ, а также 17-й и 21-й приказы ФСТЭК), — продолжает Пимков. — Это, в свою очередь, повлекло за собой увеличение спроса на инфраструктурные сервисы, соответствующие указанным требованиям».
В частности, по словам Еремина, появились запросы на размещение сервисов SaaS и PaaS с обеспечением первого и второго уровней защищенности (УЗ-1 и УЗ-2), также соответствия множеству ГОСТов и правил хранения данных.
Бунин добавляет: «Сегодня уже сформированы ключевые стандарты, позволяющие работать в облаках с персональными данными, осуществлять банковские и финансовые операции, размещать сервисы хранения и обработки данных информационных систем значимых объектов КИИ и др. Облачные платформы, получившие аттестаты соответствия, позволяют выполнять требования регуляторов. Все это способствовало снятию барьеров на пути использования облачных сервисов заказчиками с высокими требованиями к информационной безопасности и сохранности данных».
Куда будут двигаться облака
Наши собеседники оптимистичны в оценках будущего облачного рынка России. В частности, Еремин ожидает, с одной стороны, сокращения отставания российских облаков от зарубежных, а, с другой, — увеличения спектра нишевых сервисов для решения конкретных задач.
«Конечно, мы ждем увеличения клиентов в облаке, роста объема облачного бизнеса и появления новых дата-сервисов», — говорит Мартынов.
Наши собеседники оптимистичны в оценках будущего облачного рынка России |
«Главное отличие отечественного рынка — относительно малая востребованность платформенных сервисов, однако именно этот сегмент будет наиболее динамично развиваться в ближайшие годы, — считает Волков. — В ближайшие год-два мы ожидаем дальнейшей децентрализации данных и роста спроса на распределенные вычисления. Кроме того, прогнозируем возможное введение новых государственных требований, которые могут заметно изменить ландшафт рынка».
Рынок в целом, по мнению Волкова, будет расти с увеличением доли крупных компаний и гибридных решений, а также расширением спектра предлагаемых сервисов. Также можно ожидать активное развитие сегмента гибридных и частных облаков, которые идут на замену распространенных сервисов аренды оборудования: выделенное (dedicated) оборудование будет дополняться ценными, с точки зрения заказчиков, сервисами виртуализации и технической поддержки инфраструктуры приложений.
Развитие российского рынка облаков будет опираться на отечественные платформы для виртуализации, системы хранения данных и средства резервного копирования, добавляет Маркова: «Основные факторы, способствующие этому — осознание того, что санкции — всерьез и надолго, и единственный путь смягчить их влияние — это активное импортозамещение. На текущий момент 70% компаний и организаций рассматривают возможность перехода к использованию облачных решений в рамках своих стратегий импортозамещения. Все это создает идеальные условия для роста рынка облаков в России: даже если облачный рынок не повторит динамику роста 2022 года, полагаю, что его увеличение в пределах 30% в ближайшие годы вполне реально».