Об импортозамещении в России заговорили почти 10 лет назад. Но вопрос актуализировался в 2022 году, когда многие зарубежные ИТ-компании заявили о прекращении своей деятельности в России. О том, как осуществить такой переход в процессе управления автоматизированными рабочими местами (далее — АРМ) и подружить зарубежное и российское ПО на время переходного периода, рассказал Ильнур Ибрагимов, ведущий системный архитектор ICL Services (входит в ГК ICL).
— В управлении АРМ важными критериями эффективности являются своевременная поддержка, безопасность и отсутствие простоев пользователей. В текущих условиях, используя прежние инструменты и ИТ-решения, все эти показатели находятся под угрозой.
Важными факторами в процессе принятия решения о необходимости миграции являются тип и размер компании. Госкомпании и объекты критической инфраструктуры на текущий момент находятся в наиболее уязвимой позиции. Помимо внешних факторов, они подпадают под требования федерального законодательства о необходимости завершения перехода до конца 2025 года.
Для частных компаний меньшего размера риск снижается, но по-прежнему сохраняется. Сегодня им, в первую очередь, рекомендуется оперативно переключить основные инфраструктурные сервисы на отечественное ПО.
Отдельная категория — компании, где ранее предоставлялась заказная разработка ПО. Им уже сегодня нужно задуматься об импортозамещении, проанализировать сложность и объем задач при переходе.
Все эти категории встречаются и среди заказчиков компании ICL, которые столкнулись с проблемами и обратились к нам за решением. В процессе их миграции важную инструментальную роль сыграл продукт Колибри-АРМ, разработанный экспертами ICL Services и реализующий принцип единого окна для управления рабочими местами в инфраструктурах, где используются устройства с ОС Windows и Linux.
Колибри-АРМ помогает компаниям всесторонне подготовиться к миграции, а также централизует управление парком АРМ для тех компаний, которые находятся в активной фазе роста. Основные возможности продукта – управление ИТ-активами, инвентаризация, массовое управление развертыванием и удалением ПО, управление установкой ОС.
Продолжительность перехода традиционно зависит от двух факторов: размер компании и комплексность ее инфраструктуры. Небольшая компания (до 1 тыс. человек) может осуществить переход основных инфраструктурных сервисов (без сложных заказных разработок) в срок до 1 года. Для более крупных компаний этот срок увеличивается до 2,5-3 лет.
Далее Андрей Разин, заместитель исполнительного директора ICL Astra Services, рассказал о преимуществах комплексных программно-аппаратных комплексов (далее – ПАК) для клиентов, нуждающихся в миграции.
ПАКи — один из ответов на вопрос «Как быстро и просто перейти на российское инфраструктурное ПО?». Но в связи с появлением большого числа ПАКов на рынке следует отличать их по уровню качества. Основными критериями являются безопасность и пользовательский опыт.
Преимущества ПАКов, создаваемых на базе ПО ГК «Астра», заключаются в том, что:
1) Заказчик получает решение, готовое к использованию. Программная часть ПАКов состоит из программных продуктов ГК «Астра», которые покрывают весь необходимый стек инфраструктурных продуктов. Автоматизация минимизирует нам время на сборку, а интегратору – на внедрение и настройку.
2) ПАКи надежны. Поставка сырых решений — не в интересах вендоров ПО или железа. ПАК тестируется заранее на территории вендоров.
3) ПАКи просты в эксплуатации. В отличие от многих производителей мы предоставляем сервис по поддержке. Заказчику не нужно погружаться в специфику решения и технические детали. Единое окно от ГК Астра позволяет включать в том числе и заявки, касающиеся аппаратной части.
4) ПАКи безопасны. Решения готовы к аттестации по 1 уровню защищенности ИСПДн, 1 классу защищенности ГИС, 1 категории значимости объектов КИИ.
5) Предусмотрены разные размеры ПАКов, обеспечивающие разные уровни производительности и отказоустойчивости.
Анастасия Спирькова, заместитель директора по маркетингу ГК «Астра», рассказала о процессе создания комплекса решений от одного вендора, о месте компании на российском рынке ПО, стратегии развития и планах по ценообразованию.
— Три года назад мы в ГК «Астра» задумались о том, что нашим заказчикам будет удобно получать решения от одного вендора с единым окном входящей технической поддержки. С этой целью мы под своим крылом стали собирать отечественных разработчиков и самостоятельно разрабатывать решения. Нас все знают как производителя ОС и средств виртуализации, но наши разработчики за этот период сделали уникальные вещи, которых на рынке до этого не было.
Так, появился продукт ALD Pro, позволяющий централизовать процессы управления и автоматизации и выступающий заменой Microsoft AD. Есть также продукт Astra Automation — набор библиотек кода, позволяющих автоматически развертывать серверные решения в рамках сервера Astra Linux. Мы разработали собственный почтовый сервер. К нам присоединилась компания Tantor, у которой есть собственная платформа СУБД. Недавно у нас появилось средство для мониторинга и контролируемости – Astra Monitoring. И из последнего: к нам присоединилась компания GitFlic, которая занимается созданием и разработкой продукта – аналога GitHub – для хранения и совместной работы с кодом. Таким образом, мы наполняем стек решениями, которые способны заместить любую базовую инфраструктуру.
Продолжу рассуждения коллег о том, кому нужна миграция на российские решения. Помимо вышеперечисленных, она показана тем, кто заботится о безопасности и сохранности данных. Наша ОС Astra Linux – единственная из российских — сертифицирована по самому высокому классу доверия за счет встроенных средств защиты информации, которые разработаны нами и Институтом системного программирования РАН им. В.П. Иванникова.
На сегодняшний день доля российского рынка ОС, которую мы занимаем, составляет 79%. Отвечая на вопрос о возможном росте цен на наши решения, скажу, что с 2020 года, когда мы занимали еще 59% рынка, мы ни разу не поднимали прайс. Наша стратегия – стать мировым лидером. В этой связи мы планируем идти на рынки других стран, а не наживаться на соотечественниках.
Рассмотрев детально миграцию на российские софтверные решения, далее эксперты перешли к обсуждению хардверных продуктов. Василий Тузов, директор Департамента технической поддержки сервисного обслуживания ICL Services, рассказал о том, как сегодня живут компании с мультивендорной инфраструктурой и поделился рецептами оптимизации их техподдержки.
— До 2022 года поставщики зарубежного ИТ-оборудования были представлены в России собственными сервисными организациями и партнёрами. Поддержка включала в себя весь спектр услуг (от установки до вывода из эксплуатации).
После ухода иностранных вендоров заказчики остались наедине с проблемами, которые усугубляются для владельцев неоднородной, с точки зрения производителей ИТ-оборудования, среды. При обслуживании мультивендорной ИТ-инфраструктуры усложняются документооборот, финансовые потоки, коммуникация, а также появляется разнородность в процессах, отчетности и управлении. В текущих условиях решение этих проблем кратно усложнилось.
Для тех компаний, которые не могут или не хотят полностью мигрировать на российское оборудование, а также для тех, чья ИТ-среда отличается неоднородностью, компания ICL предоставляет услуги технической поддержки текущих решений, а единый договор мультивендорной поддержки позволяет клиентам объединить услуги техподдержки в лице одного провайдера и закрыть многие вопросы, озвученные выше.
На текущий момент у компании ICL в части предоставления данного сервиса есть ряд преимуществ. Среди них:
- многолетний опыт поддержки оборудования зарубежных и российских производителей;
- наличие опытного персонала, который берет на себя решение задач 2-ой и 3-ей линии;
- несколько каналов поставки комплектующих. Наличие собственного склада запасных частей;
- наличие партнерской сети, которая помогает применять комплексный подход в обработке запросов на техподдержку всего парка оборудования;
- наличие первой линии поддержки – Service Desk;
- гибкая система предоставления сервисных услуг: от поддержки с минимальными обязательствами до контракта с жесткими условиями, вплоть до решения инцидента в течение 4-х часов с момента регистрации заявки.
Считаю, что услуга мультивендорной техподдержки будет актуальна до момента возвращения вендоров (если это когда-либо произойдет), потому что конкурировать с самим вендором и обладателем интеллектуальной собственности мы не можем. Как ситуация развернется при ином сценарии, покажет жизнь.
Отвечая на опасения по поводу роста цен на наши услуги и продукты, скажу, что двух- и даже трехкратный рост цен на оборудование мы отмечали в начале 2022 года. Сейчас логистика по поставке оборудования, ПО, сертификаций, лицензий более-менее выстроена. Да, некоторые российские решения дороже зарубежных, но после тиражирования на большом количестве клиентов цена закономерно упадет.
В завершение круглого стола, Ильдар Вагизов, коммерческий директор ICL Техно (входит в ГК ICL), рассказал об импортозамещении ИТ-оборудования и поделился новинками в линейке оборудования ICL Техно.
— Доля отечественного оборудования на российском рынке составляет лишь 10%. но государство активно стимулирует увеличение этого объема. Еще 1,5 года назад на российское оборудование смотрели в основном государственные заказчики. В нашем сегменте – это, прежде всего, здравоохранение и образование. Но год назад к ним добавились: силовые ведомства, промышленность, энергетика, нефтегазовая отрасль, розничная торговля, банки. 80% В2В рынка сегодня прописывает российское оборудование в своих стандартах.
ICL Техно занимается производством ИТ-оборудования уже 31 год. У нас есть площадка в ОЭЗ Иннополис (Республика Татарстан) с максимальной производительностью в 300 тыс. изделий в год. Уперевшись в максимальный производительный объем, в прошлом году мы начали строительство нового завода, где количество изделий крупноузловой сборки (ПК, ноутбуки, моноблоки т.д.) будет увеличено до 1 млн. изделий в год. На новом заводе мы также сможем выпускать до 300 тыс. материнских плат и далее увеличивать этот объем до 1 млн изделий в год.
Говоря о текущей линейке нашего оборудования, мне не хотелось бы останавливаться на стандартных вещах. Расскажу о некоторых уникальных новинках:
1) На этапе выхода на рынок сейчас находится ноутбук с видеокартой. В текущем реестре нет ни одного аналогичного продукта. Его преимущество в том, что, являясь мобильным решением, он может быть использован для разработки 3D моделей и сложных расчетов.
2) Скоро в реестре Минпромторга появится ноутбук с диагональю экрана 14’’ на современном процессоре 12-13 поколения весом меньше 1 кг, который может работать до 20 часов без подзарядки и является хорошим решением для middle и ТОП менеджмента.
3) В ближайшее время планируется выпуск компьютерного оборудования уровня рабочих станций. Все модели выполнены в дизайне Family look по аналогии с мировыми брендами.
4) Также скоро появится новый модельный ряд мониторов (с диагональю 24’’ и 27’’). На текущий момент в реестре Минцифры РФ всего 2-3 аналогичных продукта. Продукт был разработан специально для В2В рынка.
По итогам выступлений состоялось живое общение с заказчиками ICL и ГК Astra и гостями круглого стола, в ходе которого эксперты продолжили делиться советами по вопросам миграции, но уже приземляя их на почву конкретных кейсов.