Оптимизация цепочек поставок и коллективного доступа к информации позволяет получить дополнительный эффект от взаимодействия их участников.
Интегрированный логистический подход к бизнес-процессам за последнее десятилетие коренным образом изменился. Управление логистическими операциями и цепочками поставок превратилось в высокоприбыльную и развитую сферу экономики. Этому способствовали новые хозяйственные отношения, которые возникли между поставщиками и потребителями в связи с необходимостью совместного управления материальными потоками на основе новейших ИТ. Оптимизации цепочек поставок и коллективного доступа к информации позволяет получить дополнительный эффект от взаимодействия их участников.
Ключевой элемент логистических цепочек — информационные ресурсы.
Стратегический ресурс логистики
Современная транспортная инфраструктура России, следуя стандартам мировой экономики, постепенно поворачивается в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику. Перспективы логистики характеризуются прежде всего эффектом интеграции, ведущим к существенному снижению затрат и росту качества обслуживания грузоотправителей и грузополучателей. В процессе взаимодействия участники цепочки активно используют такие преимущества логистических информационных систем, как электронные средства управления транспортно-складскими технологиями, электронный обмен данными. Условия поставки и транспортировки продукции настоятельно требуют объединения промышленных, торговых, транспортно-экспедиторских компаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, и создания интегрированных логистических цепочек и сетей. Именно таким образом возможно быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителям. Подобная структура бизнеса предполагает использование качественно новой стратегической инновационной системы — интегрированной логистики. Наиболее эффективные решения в сфере интегрированных поставок могут быть реализованы с использованием современных логистических информационных систем. Предпосылками этого являются:
- конкуренция, которая требует качественного обслуживания потребителей с минимальными затратами;
- интеграция бизнес-процессов между предприятиями различных отраслей, создание новых организационных форм взаимодействия - логистических цепочек, сетей и провайдерских центров;
- огромные возможности ИТ, обладающих большим потенциалом для поддержки эффективного управления всеми сферами производственно-коммерческой и транспортной деятельности.
Динамика развития экономических процессов, жесткие ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных, транспортных, финансовых и информационных потоков при сокращении числа посредников в логистических цепочках. Одновременно их участники на основе единой информационной системы достигают преимуществ, связанных со снижением общих затрат, разделением рисков и повышением качества функционирования всей системы. Потенциал отдельных предприятий существенно увеличивается за счет привлечения ресурсов и конкурентных возможностей других участников.
До недавнего времени основным фактором успеха считалась исключительно рыночная ориентация. Однако для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы. Концепция ресурсной ориентации, которая сформировалась в 80-х годах в экономически развитых странах, неизбежно приводит к пониманию приоритетного значения интегрированной логистики. Следующие ее особенности оказывают прямое воздействие на эффективность, производительность и качество функционирования:
- формирование и использование ключевых компетенций, что ведет к особенно эффективному сочетанию ресурсов, которыми конкуренты не располагают;
- сохранение стабильных ключевых компетенций в долгосрочной, стратегически значимой перспективе;
- возможность клиентов извлекать выгоды для себя, готовность оплачивать дополнительные услуги.
Таким образом, интегрированный логистический подход, использующий «цепочку ценностей», ориентирован на всех участников цепочки. Цепочка ценностей содержит пять областей эффективности: связь с поставщиками (А); связь с потребителями (В); технологические процессы внутри одного предприятия (С); логистические процессы между подразделениями внутри предприятия (D); логистические интегрированные связи между предприятиями логистической цепочки (Е).
Предприятия, входящие в интегрированные цепочки поставок, нацелены на существенное снижение затрат за счет более быстрой оборачиваемости ресурсов, сокращения времени выполнения заказа, координации транспортной работы с сетью поставщиков. На рис. 1 показаны основные элементы логистики и информационное обеспечение областей эффективности предприятия.
![]() |
Рис. 1. Элементы логистики и информационное обеспечение областей эффективности |
Среди ключевых сфер компетентности логистики выделяют:
- управление запасами (УЗ);
- транспортировка (Т);
- логистическая инфраструктура (И);
- складское хозяйство (СХ);
- грузопереработка и упаковка (ГУ);
- логистическая информация (ЛИ).
Успехи в каждой из указанных сфер имеют смысл только в том случае, если они обеспечивают повышение общей эффективности логистических процессов.
Приведенные соображения позволяют построить интегрированную модель информационного обеспечения логистики предприятия, приведенную на рис. 2.
![]() |
Рис. 2. Модель информационного обеспечения логистики на предприятии Элементы эффективности Ключевые сферы компетентности логистики |
Особо следует выделить логистическую информацию, которая составляет важнейший стратегический ресурс логистики в модели «поставщик — потребитель». Использование для ее обработки вычислительной техники позволяет снизить издержки благодаря более эффективному управлению информационными потоками, увеличению их скорости и координации. Понятие «информационный ресурс» рассматривается в качестве экономической категории. Управление информационными ресурсами означает:
- оценку информационных потребностей на каждом логистическом уровне и в рамках каждой функции логистического менеджмента;
- изучение и рационализацию документации, организацию эффективного обмена электронными документами;
- преодоление проблем несовместимости типовых данных;
- создание системы управления данными.
В результате взаимодействия ИТ и информационных ресурсов создается новая логистическая информация, которая передается в распоряжение пользователей — менеджеров по логистике предприятия. Коммерческие организации, объединенные в логистическую цепочку, заинтересованы в получении своевременной и точной информации на всех уровнях управления. Основное внимание должно быть уделено изучению структуры ресурса и его использования, включая воздействие на динамику изменения логистических затрат. Информационное обеспечение через инструменты информационной интеграции охватывает стратегический, тактический и оперативный уровни деятельности предприятия (альянса). Главное — целенаправленное использование логистической информации как ресурса в логистической цепочке. На рис. 3 показана система управления информационными ресурсами.
![]() |
Рис. 3. Система управления логистическими информационными ресурсами |
Соответственно, неудовлетворение информационным обеспечением свидетельствует, как правило, об отсутствии необходимой информации о грузах, транспортных процессах, условиях перевозки; запаздывании поступления информации в ответ на запросы; рассогласовании между уровнем профессиональной подготовки персонала, создающего логистическую информацию, и персоналом, использующим ее; неразвитости коммуникационной сети между различными объектами логистики предприятия; неоправданных ограничениях доступа к информационным ресурсам и их использовании; неактуальности накапливаемой информации, вызванной изменением проблем и задач у пользователей логистической информации; отсутствии эффективных методов слежения за качеством информационных ресурсов.
Отношение к логистической информации как к ресурсу означает, что по аналогии с использованием других ресурсов должен быть создан эффективный механизм управления ими на базе единых стандартов информационного обеспечения.
Необходимость саморегулирования
На фоне стремительного развития Internet-технологий эффективные цепочки поставок играют едва ли не определяющую роль в успешном развитии предприятий. Первым шагом на пути выхода предприятия в Internet должно быть не создание Web-сайта, а пересмотр имеющихся у него логистических процессов и управления ими.
Среди эффективных методов решения проблем логистики следует выделить технологии SCM (Supple Chain Management) — «управление цепочками поставок». Современные системы SCM успешно решают задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, складирования и транспортировки.
Управление поставками неразрывно связано с автоматизацией планирования внутренних ресурсов — информационными системами категории ERP. Эффективный механизм поставок, включая одну из главных ее составляющих — транспортировку, может быть создан на основе оптимизации бизнес-процессов. Организация логистических процессов в рамках SCM основывается на обработке информации обо всей логистической цепочке, объединяющей несколько предприятий, с помощью информационно-технологических средств. Существенный потенциал, которым уже сегодня обладают различные варианты управления цепочками, может быть увеличен, если своевременно понять рыночные тенденции развития.
Инструментарий SCM должен обеспечивать быстрый и правильный обмен информацией между партнерами о реальном и прогнозируемом спросе со стороны клиентов, об изменяющихся запасах, о транспортно-складских мощностях. С помощью информационного инструментария SCM в настоящее время выполняется большинство требований, предъявляемых к решению задач по управлению всей цепочки поставок.
Разумеется, далеко не всегда используются все функциональные возможности SCM. B большинстве случаев применение подобных средств замыкается внутри одного предприятия и достаточно редко распространяется на несколько участников логистической цепочки. Именно проблема создания электронного интерфейса между поставщиком, потребителем и другими участниками цепочки является особенно актуальной. Создание и эксплуатация SCM эффективны только в том случае, если они интегрированы в общекорпоративные бизнес-процессы, встроены в систему планирования и управления ресурсами.
Существует две необходимые предпосылки успешной реализации будущих проектов SCM:
- наличие управления кооперативным объединением (цепочкой или альянсом);
- методика информационного моделирования бизнеса.
Стандартизация как основа саморегулирования
Механизм саморегулирования может служить базой для эффективного функционирования интегрированной цепочки. Цель саморегулирования — оптимизация всех процессов, протекающих в цепочке поставок, за счет трансформации структурных элементов цепочки (сети) на основе критерия безопасности и достижение высокой результативности. Фундаментом результативности является увеличение добавленной стоимости всеми участниками. Особого внимания заслуживает решение проблем управления за счет воздействия на «критические точки» цепочки поставок.
Основанием для создания такого механизма в сфере экономики наукоемкой продукции России может быть система международных стандартов электронного бизнеса по управлению материальной частью SPEC 2000. Эти стандарты широко используются поставщиками и потребителями в промышленности и авиационной индустрии различными странами мира. SPEC 2000 организован в автономные модули (главы стандарта), предназначенные для следующих сфер логистического управления: снабжения, планирования закупок, администрирования порядка взаимодействия, выписки счетов заказчику, информации и обмена данными, команд связи, администрирования порядка ремонта, штрихового кодирования, надежности сбора/обмена данными, гарантий выполнения, данных по конфигурации поставок.
Применение системных стандартов SPEC 2000 предполагает тесную интеграцию с CALS-технологиями в рамках интегрированной логистической поддержки. Это дает возможность повысить эффективность всех участников цепочки за счет сокращения времени от разработки продукции до эксплуатации, снизить издержки, поднять уровень сервисного обслуживания — то есть в течение всего жизненного цикла.
Для достижения указанных целей, в дополнение к SPEC 2000, целесообразно использовать узкоспециализированный стандарт ISO 10303, известный как STEP (Standard for the Exchange of Product data). Этот широко распространенный на Западе стандарт может быть встроен в структуру системных стандартов поставок и управлять модулем «Информация и обмен данными» (рис. 4). С помощью подобной интеграции эффективно решается проблема межотраслевого взаимодействия различных предприятий в области электронного обмена данными о продукции и процессах поставки в течение всего жизненного цикла.
![]() |
Рис. 4. Использование стандарта STEP в структуре SPEC 2000 |
B настоящее время эта проблема возникает вследствие применения нестандартизированного формата данных, а также наличия гетерогенной компьютерной среды в целом. Это означает, что разные предприятия, входящие в цепочку поставок, имеют различные, порой несовместимые, компьютерные системы. Кроме того, нестандартизированные форматы данных приводят к возникновению явного несоответствия в информации при ее использовании в управлении, что приводит к ошибкам в документации и отсутствию синхронизации в бизнес-процессах.
Несомненно, данная проблема может быть решена путем расширения и усложнения компьютерных систем. Однако это ведет к огромным затратам на модернизацию систем, в то время как STEP дает возможность решить проблему и при этом избежать существенных затрат. Стандарт STEP обеспечивает механизм, позволяющий представлять данные о продукции в таком формате, что при передаче из одной системы в другую информация остается полной и без изменений, вне зависимости от конкретной системы. Это способствует эффективному обмену данными между поставщиками и потребителями и приводит к оптимизации всех процессов, от проектирования до сбыта, снижению совокупных затрат, а также повышению уровня безопасности интегрированной цепочки поставок. В промышленности западных стран имеются примеры успешного применения STEP, которые показывают несомненные выгоды от его внедрения. Это такие компании, как Boing, EADS, AirBUS, DaimlerChrysler, a также консорциум, работающий над проектом Eurofighter.
B качестве коммуникационной среды может быть использована корпоративная сеть, построенная на основе IP-протокола, аналогичная европейской (ENX) или американской (ANX), или частная виртуальная сеть (VPN) на базе Internet. Ha рис. 5 показана схема интеграции управления информацией о продукции на основе стандарта STEP.
![]() |
Рис. 5. Интеграция управления информацией о продукции на основе международного стандарта STEP и ИТ |
Таким образом, для реализации механизма саморегулирования интегрированная цепочка поставок должна содержать ЛИС, воздействующие на «критические точки» и сглаживающие резкие колебания всей системы. ЛИС сопоставляет первоначально предвиденный (планируемый) шаблон («профиль») с информацией, полученной от партнеров и корреспондентов по этой системе, затем данные анализируются и, в зависимости от результатов, принимается решение по урегулированию ситуации. Далее информация немедленно передается в центр назначения. Очень важно, чтобы данные поступали в критическую точку своевременно.
Фундамент логистики
В заключение хотелось бы отметить важность создания механизма саморегулирования в интегрированных цепочках поставок, построенного на основе международных стандартов и позволяющего:
- существенно снизить совокупные производственные запасы;
- оптимизировать процессы, протекающие в цепочке поставок от проектирования до сбыта;
- обеспечить фундамент для построения "электронной" цепочки поставок (сети) на основе скоординированных решений;
- повысить безопасность и производительность цепочки поставок в целом;
- снизить количество ошибок в документации и управлении.
Применение современных логистических технологий будет способствовать тому, что российская промышленность существенно повысит свою конкурентоспособность и создаст предпосылки для трансформации инфраструктуры в саморегулируемые бизнес-сообщества.
Алексей Некрасов — доцент, председатель подкомитета по стандартизации ГОСТ Р/ТК 355/ПК 6 «Автоматическая идентификация в интегрированной логистике».
Станислав Морозов — аспирант МАДИ (ГТУ).
С авторами можно связаться по электронной почте: ccl@logistics.madi.ru