Не секрет, что российский страховой рынок привлекает к себе все большее внимание. Данная тенденция не обошла стороной и ИТ-компании, которые справедливо предполагают, что их услуги будут востребованы страховщиками
В последнее время автоматизации страхового бизнеса уделяется повышенное внимание, что связано как с ростом и совершенствованием рынка ИТ-услуг в страховании, так и с появлением первого вида массового страхования - обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
При этом традиционно используются два подхода. Приверженцы первого подхода относят страхование к отрасли финансов и рассматривают страховщиков в совокупности с банками и фондовым рынком, что заведомо завышает уровни автоматизации страховых компаний. Например, согласно опросу 107 ИТ-директоров, проведенному iOne.ru в конце 2002 года, средний размер ИТ-бюджета по отрасли «Финансы/фондовый рынок/страхование» составляет 3,87% оборота, что в несколько раз превышает показатели по другим отраслям и сопоставимо с ИТ-бюджетами в сфере телекоммуникаций (3,5%).
Второй подход [3] предусматривает разделение процессов автоматизации страхового бизнеса по двум направлениям: внедрение комплексных систем для автоматизации основных бизнес-процессов (ERP-системы) и внедрение систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы).
Каждый из этих подходов описывает лишь часть общей проблемы автоматизации, не отвечая на два главных вопроса: «Сколько страховые компании готовы потратить на нее?» и «Развитие каких видов страхования определяет процесс автоматизации?».
В августе-сентябре 2004 года Агентство массовых страховых коммуникаций (АМСКОМ) провело исследование «Состояние и перспективы развития автоматизации страховых компаний в РФ», в ходе которого была определена емкость рынка ИТ-услуг в страховании в 2004 году, а также дан прогноз этого показателя на 2008 год. В ходе исследования изучалась выборка из 150 страховых компаний, которые, по данным Минфина РФ за первое полугодие 2004 года, собрали 28,2% всех премий по добровольным видам страхования, не относящимся к страхованию жизни. Всего же, по данным Федеральной службы страхового надзора по состоянию на 1 июля 2004 года, в России было зарегистрировано 1435 страховых компаний. На основании полученных результатов исследования был сделан ряд выводов.
- Cовокупный ИТ-бюджет страховых компаний в 2004 году оценивается в 19,5-21,3 млн. долл.;
- Уровень автоматизации (ИТ-бюджет) находится в прямой зависимости от показателей деятельности компании по страхованию;
- Возможность увеличения ИТ-бюджета и направления автоматизации определяются темпами развития реального страхования (без учета схем налоговой оптимизации и обязательного медицинского страхования), включая обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), а также соотношением отдельных его видов в страховом портфеле.
В частности, средний ИТ-бюджет страховой компании, занимающей c 1 по 100-е место по премиям в области добровольного страхования, иного, чем страхование жизни, составляет 103,9—113,3 тыс. долл., с 100 по 200-е место — 52,3—56,8 тыс. долл., ниже 200-го места — 39,6 тыс. долл. и менее вплоть до отсутствия затрат (использование ранее купленной техники и программного обеспечения, отсутствие стратегии развития и соответственно внятной потребности в автоматизации).
ОСАГО и ИТ
Закономерно, что важнейшим фактором, определяющим потребности в автоматизации страхового бизнеса, стало обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств. Именно его, как движущий фактор автоматизации страхового бизнеса, выдвигали на первое место [1, 2] в проводившихся ранее (с 2002-го по весну 2004 года) исследованиях рынка ИТ-услуг в страховании. Вместе с тем данное предположение в настоящее время верно только для ограниченной выборки компаний, занимающихся ОСАГО. Исследование, проведенное в авгус-те — сентябре 2004 года агентством АМСКОМ, показывает (табл. 1), что по итогам первого года действия страхования автогражданской ответственности самым распространенным ответом на вопрос о движущих факторах автоматизации является «увеличение клиентской базы и рост объема обрабатываемой информации» (89%), и только затем следовал ответ «ОСАГО» (57%). Это говорит о том, что, с одной стороны, страховщики, автоматизировавшие продажу полисов ОСАГО, получили преимущество над конкурентами еще в январе — феврале 2004 года в момент повышенного спроса, вызванного введением штрафных санкций за отсутствие полиса, а с другой — ОСАГО не является самоцелью страхового бизнеса, но служит инструментом привлечения клиентской базы по другим видам страхования и, следовательно, увеличивает объем обрабатываемой информации.
Примечательно, что в отношении ОСАГО страховщики высказывают диаметрально противоположные мнения: от признания его локомотивом развития страхования в России и практически единственным фактором социализации страховых отношений до оценки ОСАГО в его нынешнем состоянии как исключительно отрицательного явления, нанесшего страховому рынку «колоссальный вред» [4]. Однако реальное положение вещей свидетельствует о желании страховщиков развернуть кросс-продажи иных страховых продуктов людям, вовлеченным в страховые отношения посредством ОСАГО.
В итоге данное направление развития российских страховых компаний делает наиболее целесообразным для ИТ-компаний изучение тенденций массовых рисковых видов страхования. Ведь именно при работе по этим видам страховщики нуждаются в обеспечении качественного и недорогого сопровождения контакта со страхователем, что, собственно, и решается посредством автоматизации бизнес-процессов и оптимизации процедур заполнения, хранения и ведения баз данных.
Весьма важным является стремление добиться удовлетворенности страхователей оказываемыми им услугами, что также вызвало при введении ОСАГО всплеск интереса к автоматизации бизнес-процессов при обслуживании страхователей и выгодоприобретателей, обращающихся в страховые компании после ДТП.
Как показал опрос, недостаточное значение придается таким вполне логичным и оправданным факторам, как конкуренция на страховом рынке и развитие филиальной сети [2]. Данное обстоятельство отчасти объяснимо тем, что в качестве экспертов опрашивались представители только 13 страховых компаний, «на долю которых приходится 50% премий, собранных страховщиками на рынке ОСАГО в 2003 году». Некоторые из этих компаний активно претендуют на дальнейший передел рынка в свою пользу, что и является причиной их повышенного внимания к вопросам конкурентной борьбы и создания региональной инфраструктуры.
Планы страховщиков
Взгляды страховых компаний на очередность задач по автоматизации страхового бизнеса сведены в табл. 2. На первом месте с большим отрывом следует ответ «взаимосвязь бухгалтерского и страхового учета». Этот факт говорит о том, что пока страховщиков в большей мере заботят не проблемы взаимодействия и более качественного обслуживания страхователей (что было бы более правильно с точки зрения стратегического развития), а взаимодействие с контрольными и надзорными государственными органами и акционерами, а также составление ежеквартальной отчетности, направляемой в Федеральную службу страхового надзора.
Результаты опроса свидетельствуют о том, что в 2005 году следует ожидать плавного роста совокупного бюджета на автоматизацию страхового бизнеса. В частности, 30,1% страховщиков, принявших участие в исследовании АМСКОМ, заявили об увеличении ИТ-бюджетов, при этом очень малая часть - лишь 2,2% сообщили о его уменьшении, и у 67,7% респондентов бюджет останется на прежнем уровне. Примечательно, что не собираются увеличивать ИТ-бюджет компании, не занимающие лидирующие позиции по добровольным видам страхования, иным, чем страхование жизни: 68,2% выбравших этот ответ страховщиков не входят в число первых 200. В то же время увеличивать свои бюджеты намерены прежде всего страховые компании-лидеры: 57,1% выбравших этот ответ принадлежат именно к данной группе. На диаграммах представлены данные об изменении ИТ-бюджетов в зависимости от показателей страховой деятельности.
По всей видимости, увеличение ИТ-бюджета в 2005 году произойдет, но вот смогут ли страховщики потратить свои деньги на адекватное ИТ-обеспечение, является большим вопросом.
Согласно данным исследования, в качестве факторов, препятствующих автоматизации, опрошенные называют отсутствие готовых решений для страховых компаний (63%), негибкость предлагаемых программ (41%), непонимание специфики страхования ИТ-компаниями (29%). А вот на недостаток информации об ИТ-решениях на страховом рынке, на котором в 2003—2004 годах прошло около десяти полномасштабных мероприятий, посвященных внедрению ИТ в страховании, указали лишь 6% респондентов. В то же время страховщики испытывают недостаток информации об ИТ-решениях, внедренных или внедряющихся в других компаниях (в мае 2004 года об этом интервьюерам «Русского полиса» заявили 16% респондентов).
Недостаточно высокий уровень автоматизации своего бизнеса страховщики объясняют и ограниченностью собственных ИТ-бюджетов (54%). Рынок труда в сфере страховых ИТ-специалистов в настоящее время вполне в состоянии быстро удовлетворить запросы большинства страховых компаний, что отразилось на ответах страховщиков, лишь 6% из которых в августе 2004 года испытывали кадровый дефицит в этой области.
В исследовании [1], проводившемся в мае 2004 года, на этот фактор указали 20% респондентов. При сопоставлении майских и августовских ответов 2004 года нужно учесть расширение в августе количества респондентов, принимавших участие в обследовании.
Около 5% страховых компаний не учитывают потребность в автоматизации в стратегических планах развития, что может объясняться как отсутствием таких планов, так и иллюзией о завершении процесса после внедрения какого-либо удачного решения.
Купить или создать?
Как показало исследование, почти половина страховщиков (46%) предпочитает решать проблему автоматизации силами компании. При этом высокая доля собственных разработок наблюдается как в группе лидеров, так и у остальных страховщиков, их отличает лишь стоимость собственных разработок (см. диаграммы).
Зависимости от показателей страховой деятельности |
Кроме того, страховые компании, приобретающие программное обеспечение в профессиональных компаниях (75,5%), используют программы, связанные с автоматизацией не столько непосредственно страхового бизнеса, сколько сопутствующих управленческих процессов (бухучета или отчетности). Систему «1С» используют 53,1% страховых компаний, разработки компании ИНЕК — 16,8%, «Паруса» — 8,8%, «Диасофта» — 4%. Любопытно, что если бы можно было начать автоматизацию «с чистого листа», многие страховщики выбрали бы иные решения. Так, при выборе ИТ-обеспечения для вновь созданной страховой компании 36% опрошенных считают наиболее эффективным решением для автоматизации бизнеса программы «1С»; 14,6% предпочитают решение Master Insurance компании «Диасофт»; 11,3% выбирают программное обеспечение ИНЕК и 10% страховщиков — компании «Парус».
Вполне естественно, что чем больше оборот страховой компании, тем большую сумму она готова потратить на автоматизацию своего бизнеса и приобретение программного обеспечения (см. диаграммы).
Ожидания
Исходя из прогнозов развития отрасли можно предположить, что при условии сохранения нынешнего отношения страховщиков к ИТ совокупный ИТ-бюджет достигнет к 2008 году 45—50 млн. долл. Как полагают эксперты по вопросам автоматизации, столь малый бюджет может стать губительным для отрасли в целом. Поэтому в период с 2004 по 2008 год следует ожидать увеличения доли расходов на автоматизацию страховых компаний.
Ожидаемое качественное изменение соотношения различных видов страхования к 2008 году показывает, что значение ОСАГО как движущего фактора автоматизации будет постепенно снижаться и на первое место выйдет проблема удержания большого числа клиентов и повышения качества их обслуживания. По всей видимости, страховые компании начнут ставить перед ИТ-компаниями и консалтинговыми структурами задачи по реинжинирингу бизнес-процессов и последующей автоматизации отдельных видов страхования. В первую очередь это относится к добровольному медицинскому страхованию, автострахованию и долгосрочному страхованию жизни. Именно их автоматизация может стать коробочным продуктом разработчиков программного обеспечения на ближайшую перспективу, что, конечно, не снижает значения комплексного подхода к проблеме. К 2008 году, вероятнее всего, увеличится доля профессионального программного обеспечения для страховой отрасли, производимого специализированными ИТ-компаниями.
Литература
- Герасимова О., Орлова Е., Яшина Н. Предложения пугают спрос // Русский полис. 2004. №6.
- Ечкалова Н. Во имя клиента // Русский полис. 2004. №8.
- Мартыненко П. Влияние информационно-коммуникационных технологий на страховой бизнес // Страховое ревю. 2004. №5.
- Потапов Е. Мыслить и работать глобально// Они были первыми. Линия судьбы. 2004.
Денис Брызгалов — исполнительный директор Агентства массовых страховых коммуникаций (АМСКОМ).
Александр Цыганов — член-корр. РАЕН, зам. зав. кафедрой управления страховым делом и социальным страхованием Государственного университета управления, al_ts@rambler.ru