ИТ-руководитель подобен универсальному воину: он должен многое знать, уметь и владеть различными видами оружия. Арсенал ИТ-руководителя — комплекс качеств, навыков и знаний — также должен быть универсален.
Менеджер, занимающий этот пост, должен обладать лидерскими качествами — уметь воодушевлять, убеждать, вести людей за собой, проводить организационные перемены, выстраивать бизнес-процессы, реализовывать проекты, формировать полезные навыки сотрудников и правильно расставлять их на различные роли в ИТ-подразделении, бизнес-процессах и проектах. ИТ-руководитель должен иметь универсальные фундаментальные знания — не только о технологиях, но также о стратегическом управлении, управлении персоналом, финансами, инвестиционными портфелями, рисками, отношениями с различными контрагентами предприятия и ИТ-подразделения, безопасностью.
Также нужны знания в области маркетинга (чтобы понять, что именно нужно предприятию сейчас и в перспективе), организации продаж (чтобы «продать» ИТ-услуги топ-менеджерам и ключевым бизнес-пользователям), психологии (чтобы уметь понимать людей), права (чтобы не допускать юридических промахов при составлении договоров с поставщиками ИТ и услуг, а также при решении спорных ситуаций с ИТ-персоналом), бизнес-разведки (чтобы знать, как обстоят дела у конкурентов, контрагентов предприятия, поставщиков ИТ) и т. д.
Необходимость овладения многими из перечисленных знаний обусловлена тем, что ИТ-подразделение предприятия подобно сервисной компании, которая оказывает ИТ-услуги своим клиентам (нередко она ею является и де-юре). Разумеется, чтобы услуги были оценены по достоинству, желательно хорошо знать бизнес предприятия. Желательно также отслеживать расстановку сил в руководстве компании и уметь играть в «политические» игры (чтобы реализовывать планы в области ИТ).
Еще один инструмент, о котором нередко забывают, — обеспечение непрерывности бизнеса, причем не только на уровне предприятия
и ИТ-инфраструктуры, но и на организационном уровне ИТ-службы. Следует заранее позаботиться о том, чтобы внезапные ситуации, в том числе и такие, например, как болезнь, увольнение, а иногда даже уход в плановый отпуск ценного сотрудника ИТ-подразделения (увы, они случаются гораздо чаще катастроф, налоговых проверок и «споров хозяйствующих субъектов»), не приводили к параличу отдельных подсистем ИТ-инфраструктуры или бизнес-процессов внутри ИТ-службы.
Разумеется, защита от непредвиденной ситуации должна быть разумной. Следует тщательно взвешивать вероятность рисков, стоимость возможных потерь и объемы расходов на предотвращение и снижение рисков. Как правило, чтобы построить эффективную оборону от непредвиденного инцидента, достаточно обеспечить заблаговременную защиту жизненно важных узлов, компонентов и бизнес-процессов, разработать планы действий в случае внезапного наступления ситуаций, которые требуют быстрой и адекватной реакции (кстати, одной из таких ситуаций может оказаться неожиданный наплыв или отток клиентов).
Наконец, еще один важный аспект — феномен мужика и грома (поговорка давно уже набила оскомину, однако она по-прежнему не теряет своей актуальности). В частности, замечено, что когда ничего экстраординарного долгое время не происходит, на инфраструктуре обеспечения непрерывности бизнеса нередко начинают экономить, ей перестают уделять достаточно внимания, и она постепенно ослабевает. Однако смысл мер по организации этой инфраструктуры в том и состоит, чтобы она постоянно поддерживалась на нужном уровне. Если заниматься ею эпизодически, инвестиции в непрерывность бизнеса быстро нивелируются. Так может, и не стоило тогда на нее тратиться?