Многие ли всерьез задумываются над тем, чтобы определить, какие знания и навыки ИТ-специалистов потребуются, если, например, предприятие захочет реализовать новую бизнес-модель или выстроить разветвленную региональную сеть?
Многие ли всерьез задумываются над тем, чтобы определить, какие знания и навыки ИТ-специалистов потребуются, если, например, предприятие захочет реализовать новую бизнес-модель или выстроить разветвленную региональную сеть?
«Сначала ввяжемся, затем посмотрим» — этим принципом часто руководствовался один из великих полководцев. До поры до времени эта формула его не подводила, однако с какого-то момента этот полководец начал проигрывать одно сражение за другим и, в конце концов, завершил свои дни в ссылке на далеком острове. Древнекитайский военный трактат учит иному: «У тех, кто преуспел в войне, стратегическая мощь предельно заострена, их расчеты тщательны».
Долгосрочную программу по консолидации в ИТ-службе специалистов с нужными навыками и формированию соответствующего «портфеля» следует планировать заранее. Основой для этого могут служить бизнес-стратегия и бизнес-планы предприятия. Руководствуясь ими, можно подготовить реально полезную ИТ-стратегию, обязательной частью которой должна быть эта самая программа. Она должна содержать ответы на следующие ключевые вопросы: специалисты с какими навыками потребуются для выполнения поставленных задач, в каком количестве, когда эти специалисты должны появиться в распоряжении и каким образом их следует приобрести. По сути эта программа будет представлять собой план-график работ по управлению навыками ИТ-персонала.
После внимательного изучения ИТ-стратегии компании наверняка обнаружится, что специалисты одного профиля вскоре, вероятно, окажутся в избыточном количестве, а работников других нужных направлений, напротив, не хватает или вовсе нет в штате ИТ-подразделения. Придется решать, как быть с первыми и откуда брать вторых. Часть штатных ИТ-специалистов можно переучить, часть отправить на пенсию, с некоторыми расстаться. Отдельного изучения требуют и такие вопросы: кого из ИТ-сотрудников следует отправить на переподготовку, когда, на какие именно курсы (учитывая индивидуальные особенности конкретных людей) и в какой учебный центр.
Кого-то, возможно, придется взять в штат. Вновь надо будет решать: где найти специалиста, взять ли готового или доучить новичка (например, вчерашнего студента), и что делать, если специалист нужен, но в силу недостаточной его востребованности на конкретном предприятии он будет нагружен работой не полностью?
По мере развития аутсорсинга появляется возможность использования навыков квалифицированных работников без их приема в штат предприятия. Как правило, прямые затраты при этом выше, чем при приеме сотрудника в штат, а лояльность — ниже. Но есть и определенные преимущества: при грамотно организованном аутсорсинге предприятие получает в свое распоряжение нужный набор и уровень навыков и при этом не зависит от личностных качеств конкретного человека (поскольку оно приобретает услуги, которые способны обеспечить специалисты определенной квалификации).
Некоторые предприятия предпочитают перекупить полезного сотрудника у аутсорсинговой компании. Но, во-первых, это не всегда удается (часто компания-аутсорсер способна предложить более высокую зарплату, чем предприятие). Во-вторых, в случае, если сотрудник заболеет или захочет сменить работу, задача поиска нового специалиста ляжет на ИТ-службу. Если же он является сотрудником аутсорсинговой компании, поиск адекватной замены станет ее проблемой.
Отдельный вопрос — как использовать аутсорсинговых специалистов наиболее эффективно. Поскольку обходятся они недешево, желательно «встроить» их в бизнес-процессы и проекты ИТ-службы так, чтобы они, с одной стороны, были максимально задействованы, с другой — не встречали искусственных барьеров при взаимодействии с сотрудниками предприятия. Не секрет, что «свои» специалисты обычно относятся к «варягам» настороженно. Очень важно обеспечить этому напряжению конструктивный выход. В противном случае конфликт неизбежен, и деньги, потраченные на аутсорсинг, окажутся пущенными на ветер.