Бизнес и технологии

Кадровый голод в Европе

Исследование, проведенное компанией IDC в 31 стране Западной и Восточной Европы, показало, что проблема нехватки специалистов по сетевым технологиям остается очень острой, и уже в ближайшем будущем их дефицит может подорвать конкурентоспособность европейского бизнеса. В трети стран, где проводилось исследование, к 2008 году спрос на эти специальности будет превосходить предложение более чем на 20%, причем с самым острым дефицитом столкнутся страны Восточной Европы, в особенности государства, не входящие в ЕС. Нехватка специалистов такого профиля становится препятствием для внедрения передовых технологий, тормозит экономический рост предприятий, угрожает снижением конкурентоспособности Европы на мировом рынке и может помешать достижению целей, поставленных Европейской комиссией. Дефицит специалистов по сетевым технологиям в России возрастет с 9,4% (11,4 тыс. человек) в нынешнем году до 24,5% (60 тыс. человек) в 2008 году. Причины нехватки квалифицированных кадров — высокие темпы внедрения передовых информационных технологий, быстрый рост электронного бизнеса, а также недостаток учебных программ по всей Европе. Основные выводы таковы. В будущем усилится роль знаний в области безопасности, считают 70% предприятий; 69% ожидают, что усилится роль знаний в сфере беспроводных сетей; а 57% полагают, что усилится роль знаний в области IP-телефонии. Организации государственного сектора демонстрируют наименьший прогресс в области применения сетей (57%), тогда как самый большой прогресс показали поставщики услуг связи (87%). Сертификацию специалистов, особенно в период пополнения кадров, считают важной 72% европейских предприятий, в организациях государственного сектора эта тенденция выражена еще более явно. Треть респондентов набирали специалистов за последние 12 месяцев, причем половина из них говорят, что найти сотрудников с требуемой квалификацией было трудно.

Стандартизация банковского ПО

В рамках XI Международного форума разработчиков интегрированных банковских систем, проходившего в Москве, состоялось внеочередное заседание совета партнерства «Стандарты электронного обмена информацией», посвященное принятию двух новых стандартов и дальнейшей активизации и расширению деятельности партнерства. По результатам голосования были приняты два новых стандарта: «Обмен информацией между клиентом и банком» и «Обмен данными при открытии счетов пластиковых карт и зачислении заработной платы». Принятие стандарта на обмен информацией между клиентом и банком позволяет разработчикам банковского ПО и банкам унифицировать протоколы обмена и разрабатывать программное обеспечение, ориентируясь на стандарт, что снижает стоимость разработки и обеспечивает прозрачную интегрируемость ПО различных производителей. Разработка стандарта была инициирована компаниями «Центр финансовых технологий» и «1С» на основе активно используемых стандартов обмена в Faktura.ru и «1С:Предприятие — Клиент банка». Новый стандарт разработан с учетом стандартов УФЭБС и СВИФТ, применяемых для передачи информации между банками.

ГАЗ хочет стать «Фордом»

По данным RBC daily, на Горьковском автозаводе протестирована технология RFID, позволяющая повысить эффективность процесса сборки автомобилей. По сообщению пресс-службы ГАЗа, он стал первым автомобильным предприятием в России, на котором будет использоваться данная технология. Цель внедрения ГАЗом системы, разработанной IBM и Symbol Technologies, — с меньшими затратами производить качественные автомобили различных моделей. В частности, после своего запуска система даст возможность ГАЗу оптимизировать цепочку поставок запчастей на свои конвейеры благодаря соблюдению принципов just-in-time и just-in-sequence. У нововведения две причины: потребность ГАЗа в повышении технологичности производства и подготовка к запуску новых моделей автомобилей в будущем.

Рынок высоких технологий и ИТ-услуг

Рынок интеллектуального жилья

Построение интегрированных информационных систем предприятий повышает потребность внедрения все более сложных решений в области систем управления зданиями, Building Automation Systems (BAS). Поскольку при создании последних все чаще используются общепринятые ИТ-стандарты, BAS становятся одним из компонентов конвергированной ИТ-инфраструктуры. Интеграция BAS с корпоративными приложениями позволяет компаниям, используя информацию, получаемую в реальном масштабе времени, оптимизировать ряд бизнес-процессов, среди которых, например, управление потреблением энергии, а также эксплуатацией и техническим обслуживанием основных активов. Создание BAS на основе таких общепринятых стандартов и технологий, как Ethernet, TCP/IP, Web, XML, значительно снижает стоимость их интеграции с приложениями предприятий, поскольку существенно упрощается адаптация, необходимая для взаимодействия с ними. Согласно прогнозам аналитиков ARC Advisory Group, усредненный ежегодный коэффициент роста рынка BAS составит в течение пяти ближайших лет 5%. Объем этого рынка должен увеличиться с 22 млрд. долл. в 2004 году до 25 млрд. долл. в 2009 году.

Технологии управления

Перспективы управления бизнес-процессами

Управление бизнес-процессами обещает производственным компаниям предоставить возможность частичного аутсорсинга производственного процесса, а их партнерам — повысить эффективность поставки услуг. При заключении контракта с проектировщиком изделия BPM требует от производителя определить функцию проектирования, поток работ и весь спектр задач и информационных потоков, связанных с проектированием нового продукта. В данном случае отличие от аутсорсинга инженерной деятельности состоит в том, что такой аутсорсинг, как правило, представляет собой небольшой фрагмент проектирования, не включающий в себя проектирование процессов или разработку постпроизводственных услуг. В случае применения функциональной модели аутсорсинга интерфейсы и потоки работ отличаются высокой сложностью. По мнению аналитиков Gartner, если при этом использовать ролевое BPM, промежуточные и конечные результаты будут получены быстрее, и такой вид BPM способен стать механизмом целостной совместной работы в режиме реального времени, обеспечивающим удобный метод эффективного использования информации, накапливаемой на предприятии. С тем чтобы применение ролевой модели стало возможным, потребуются инвестиции в определенные технологии. Когда они будут сделаны, появится механизм мониторинга бизнес-деятельности, и на всем охвате производственной экосистемы станет доступным поток согласованной информации. Таким образом, для получения оптимальной гибкости при внедрении управления бизнес-процессами производственникам следует фокусироваться на ролях, а не на функциях.

Помощь внедряющим ITIL

Компании, предлагающие ПО управления, готовят к выпуску продукты, обещающие системным администраторам помочь во внедрении оптимальных методов работы, определенных в библиотеке ITIL. По оценкам Forrester Research, 30% компаний с оборотом свыше 1 млрд. долл. экспериментируют с ITIL и 13% внедрили ее методы. В то же время BMC Software, Managed Objects, Mercury Interactive, IBM, Peregrine Systems, HP, Oblicore и другие производители начали интегрировать элементы ITIL в свои решения по управлению сервисами в виде методов работы, готовых конфигураций, шаблонов и т. д. Так, HP предлагает клиентам услуги и ПО, помогающие им внедрить методы ITIL в процессы управления инцидентами и проблемами, — HP ITSM Express Pack for Consolidated Service Desk. Это вспомогательное ПО для специалистов по поддержке, с помощью которого можно получить письменное изложение процессов, основанных на опыте подразделения HP по профессиональным услугам и на указаниях ITIL. Специалисты сервисного подразделения HP также предлагают пакет услуг, обещающих помочь директорам ИС определить, на каком этапе им следует развертывать ITIL. Oblicore, в свою очередь, анонсировала Guarantee 3.0, программную систему управления соглашениями об уровне обслуживания для крупных компаний и поставщиков услуг, следящую за тем, чтобы их ИТ-системы отвечали требованиям этих соглашений. Как сообщают в Oblicore, реализуемый системой процесс управления отвечает методам ITIL.

Системы CRM укрепляют позиции в рейтинге средств управления

Эдвард Прюитт

В недавнем отчете компании Bain & Co. утверждается, что системам управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM) в последнее время отводится все более важная роль в качестве глобальных средств управления. Участники опроса поставили системы CRM на второе место после средств стратегического планирования. Всего же в списке присутствовало 25 наиболее популярных инструментов и технологий управления.

Аналитики Bain предприняли масштабное исследование характера использования технологий управления за последние десять лет. Результаты, опубликованные под заголовком Management Tools & Trends, показали, что из 960 участников опроса 75% применяют системы CRM в своей работе. По сравнению с первым подобным исследованием, проводившимся в 2000 году, количество их пользователей увеличилось на 35%. Популярность систем CRM отражает две существующие ныне тенденции: усиление ориентации компаний на клиентов и более четкое понимание их сотрудниками механизмов CRM. Поскольку системы CRM включают в свой состав сложное программное обеспечение и огромные массивы данных, компаниям для их освоения требуется определенное время.

В опросе, изложенном в редакции 2005 года, принимали участие сотрудники компаний самых разных масштабов и отраслей. Им предлагалось выстроить рейтинг 25 наиболее популярных (по мнению специалистов Bain) инструментов и технологий управления, охватывающих как универсальные корпоративные средства (системы стратегического планирования), так и специализированные инструменты (ярлыки RFID). Кроме того, опрошенные изложили свою точку зрения на существующие тенденции управления.

На первом месте в рейтинге расположились системы стратегического планирования. Их используют в своей деятельности представители 79% компаний, участвовавших в опросе. Они же занимали верхнюю строчку и по итогам предыдущего опроса, проводившегося в 2002 году. А вот механизмы CRM в 2005 году заметно поднялись в рейтинге, разместившись в конечном итоге на второй позиции. Среди других популярных средств следует выделить системы управления цепочками поставок, управления знаниями, средства формирования сценариев и планирования непредвиденных затрат, а также системы управления общим качеством — эти инструменты упомянули более половины участников опроса.

Впрочем, сам факт использования тех или иных инструментальных средств вовсе не означает, что люди довольны ими. К примеру, в нынешнем году коэффициент использования систем управления знаниями по сравнению с 2002 годом вырос, однако по критерию удовлетворенности пользователей эти системы находятся на одном из самых низких уровней. В то же время степень удовлетворенности клиентов многими другими компонентами заметно увеличилась.

Цель исследования Management Tools & Trends, проводившегося в 2005 году, заключалась в том, чтобы выяснить отношение руководства компаний к ИТ в целом. Девять из десяти руководителей считают, что «ИТ позволяют добиться заметных успехов в деле повышения конкурентоспособности», и только 3% не разделяют это мнение. Ответы оказались достаточно однородными и не зависели от размеров компаний и регионов, в которых они работают. Шесть из десяти руководителей согласны с тем, что «затраты на ИТ полностью соответствуют стратегии ведения бизнеса», и 22% придерживаются противоположной точки зрения. И хотя в мире остается еще немало пространства для улучшений, специалисты Bain пришли к выводу, что в целом информационные технологии достигли зрелости.


Edward Prewitt. CRM Gains Ground as Management Tool. CIO Magazine. September 1, 2005


Компьютерный андеграунд делает бизнес

Олег Седов

Как выглядит сегодня компьютерный андеграунд? Своими догадками и прогнозами мы попросили поделиться с нами Евгения Касперского, руководителя антивирусных исследований ?Лаборатории Касперского?.

Могли бы вы описать портрет современного хакера? Кто он?

За последние 10-15 лет ситуация крайним образом изменилась. Прошло время «любителей», пишущих вредоносные программы ради развлечения. Сейчас хакерство, создание вирусов и рассылка спама — это бизнес, в котором «крутятся» большие деньги. Разумеется, это бизнес криминальный, зачастую централизованный и, что самое неприятное, профессиональный. Последнее касается не только программистов — в организованных преступных сообществах, занимающихся подобными делами, имеются профессиональные аналитики, психологи, исследователи, менеджеры. «Легкие» деньги привлекают многих.

Динамика появления новых вредоносных программ поражает — разговор уже идет не о росте на несколько десятков процентов в год, ситуация значительно хуже — их количество за год возросло почти в десять раз. Кроме того, «качество» вредоносного кода на порядок лучше того, что было десять лет назад.

Как изменился характер атак?

Если в 2002 году зафиксировано 12 громких вирусных эпидемий, в результате которых были заражены десятки миллионов компьютеров по всему миру, то в 2003-м — около десяти, а начиная со второй половины 2004 года их нет вообще. Почему? Можно предположить, что антивирусные компании научились работать лучше или что полиция стала работать эффективнее, и все больше хакеров попадает за решетку. На мой взгляд, главная причина в том, что хакеры стали зарабатывать деньги. Для того чтобы зарабатывать много денег, теперь им не нужны миллионы зараженных машин. Для осуществления финансовых операций или кражи конфиденциальной информации достаточно нескольких тысяч или десятков тысяч зараженных компьютеров.

Вот пример. Предположим, что группа хакеров занимается воровством банковской информации. Если бы они заразили миллион компьютеров, на них бы свалились сотни тысяч кодов доступа к банковским счетам. Обработать весь этот объем информации очень сложно. Поэтому хакеры действуют следующим образом: заражают несколько тысяч компьютеров, используют их данные в своих целях, а потом заражают следующие. И так далее. В результате на смену глобальным эпидемиям пришли локальные, в которых счет количеству зараженных машин ведется не на миллионы, а на тысячи, однако количество этих локальных эпидемий возрастает.

Есть еще одна пугающая тенденция — атаки становятся точечными. Если раньше хакеры выбирали своей мишенью в основном домашних пользователей, то сейчас они начинают целенаправленно атаковывать предприятия: определяют конкретную бизнес-единицу, за информацию из которой можно получить много денег, и именно на нее осуществляют нападение. В последние годы подобные атаки были реализованы с привлечением инсайдеров — штатных сотрудников компании, «работающих» на криминал. Бороться с такими проявлениями очень сложно. На предприятиях должны быть разработаны политики безопасности и развернут целый комплекс мер и средств обеспечения информационной безопасности.

Что ждет предприятия завтра?

Уже сейчас становится ясно, что будущее будет мобильным. Смартфоны, КПК, ноутбуки — этим уже никого не удивишь. Думаю, что через пять лет все новые телефоны будут «умными» (смартфонами). Единственное их отличие от компьютера — отсутствие мыши и встроенные возможности голосовой сотовой связи. Все остальное у них схожее — мощные процессоры, память, операционная система, прикладное ПО, коммуникационные интерфейсы и пр.

Кроме того, развиваются онлайновые и мобильные сервисы (мобильный банкинг, например). Если на устройстве появится информация, которая стоит денег, то будут предприниматься попытки ее украсть и нелегально воспользоваться ею, например, «заставить» телефон сделать несколько звонков на платные телефонные номера. Доказано, что нет никаких технологических препятствий для появления «троянских» программ и вирусов, способных поразить современные смартфоны и КПК.

Для воздействия вредоносного ПО открыты и постепенно появляющиеся «умные» дома — с ними можно совершать все виды криминальной деятельности, как и с «большими» компьютерами. Вопрос в том, куда устремится фантазия хакеров.