Бизнес и технологии

ПО на полках

Новое программное обеспечение подчас полгода пылится на полках ИТ-отделов британских компаний, прежде чем ИТ-менеджеры приступят к его внедрению, говорит опрос, проведенный независимой аналитической фирмой Vanson Bourne по заказу Enteo Software. Причиной называется очень большой объем временных ресурсов, необходимых на поддержку конечных пользователей, а также ручную установку приложений. Подразумевается, что ИТ должны поддерживать бизнес компании и повышать его эффективность, но на практике так случается не всегда. Организации тратят на программное обеспечение сотни тысяч долларов и вынуждены мириться с такими расточительными задержками. 85% опрошенных ИТ-менеджеров сказали, что внедрение приобретенных программ затягивается минимум на полгода. Таким образом, суммарная задержка в использовании составляет, по меньшей мере, год. Очевидно, это тесно связано с тем, что 71% респондентов тратят более половины своего рабочего времени на поддержку конечных пользователей.

Дайте две!

Расходы компаний на решения по управлению бизнес-процессами (business process management, BPM) вырастут с 1,2 млрд. долл. в 2005 году до 2,7 млрд. долл. в 2009 году, предсказывает Forrester. Сюда входят как затраты на лицензии, так и услуги, связанные с внедрением и поддержкой систем.

Это составляет более 21% среднегодового роста и отражает желание предприятий совершенствовать эффективность, производительность и стратегическую значимость ключевых бизнес-процессов. Так как процессы должны отвечать широкому спектру требований, то неудивительно, что продукты ВРМ обеспечивают различные уровни поддержки человеческих действий, интеграции приложений, обработки документов и принятия решений. Несмотря на возрастающее перекрывание функциональности систем различных поставщиков, зачастую предприятиям требуется более одного решения для обеспечения поддержки всех типов бизнес-процессов.

Найден враг интеграции

Интеграция приложений является ключевым фактором достижения эффективности бизнеса. Вместе с тем, по мнению ИТ-директоров, в прошлом году многих отпугивала высокая стоимость соответствующего ПО и услуг. В опросе, проведенном компанией Intersystems среди представителей австралийских компаний, 67% респондентов ответили «да» на вопрос, были ли проекты по интеграции отложены из-за непомерно высокой стоимости ПО и услуг. Соотношение этих факторов оказалось примерно равным — 52% и 48% соответственно. Однако, как ни удивительно, две трети недавно завершенных проектов в области интеграции достигли желаемого эффекта в виде возврата инвестиций. Такие хорошие результаты, в первую очередь, связаны с высоким качеством выполнения проектов. Тем не менее, даже те компании, которых не смогли отпугнуть цены, считают их чрезмерными.

Технологии управления

Лояльность растет

ИТ-сотрудники сейчас более лояльны к своим компаниям, чем три года назад, свидетельствует исследование компании Walker Information. «Полностью лояльными» считаются работники, которые утверждают, что преданы компании и собираются оставаться в ней как минимум в течение двух лет. В 2003 году, когда проводился предыдущий опрос, число «полностью лояльных» равнялось 30%, а сейчас оно оказалось выше на 17% и составило почти половину. Между тем, в среднем по всем специальностям этот показатель вырос лишь на 4%. В то же время, количество ИТ-специалистов, ощущающих себя в «профессиональном тупике», сократилось на треть. Только 21% опрошенных не считают себя особо преданными своей компании, но вынуждены остаться. Аналитики связывают такие перемены в настроениях с рядом факторов. В частности, сказались стабилизация индустрии и увеличение доли аутсорсинга. Сотрудники, которым удалось уберечь от аутсорсинга свои рабочие места, естественно, довольны и осознают свою важность для компании. Однако, основные факторы лояльности, как показывает исследование, остались без изменений. Особо значимы внимание руководства к своим сотрудникам, причем важны не только карьерные интересы, ежедневная удовлетворенность работой и взаимопонимание с непосредственным начальством.

Невидимый барьер

Согласно данным Университета Калифорнии, только в четырех из 200 крупнейших калифорнийских компаний женщины занимают посты ИТ-директоров. Кроме того, шесть женщин являются генеральными директорами, и 11 — финансовыми. Такая картина близка к дискриминационной, подчеркивают авторы исследования. Ученые выдвигают гипотезу существования некоего «барьера», не позволяющего женщинам проникать в среду высшего руководства. Среди наиболее высокооплачиваемых менеджеров женщин не более 8,6%. Ярко выраженную причину такого дисбаланса указать трудно. Предполагается, что женщины сфокусированы на выполнении работы, а не на продвижении себя внутри компании — таким образом, карьерный рост замедляется. За последнее время в США количество ИТ-сотрудников женского пола сократилось с 41% в 1996 году до 32% в 2004. Между тем, по мнению аналитиков, увеличение женщин в ИТ резко повысит их представительство и в топ-менеджменте компаний. Опросы показывают, что многие женщины воспринимают область ИТ исключительно как программирование, не находя ее привлекательной. Очевидно, что если эта тенденция не изменится, то диспозиция в верхних эшелонах компаний останется прежней.

Неполный рабочий день решает кадровые проблемы

Австралийские компании применяют программы разделенных ставок (job sharing), пытаясь преодолеть недостаток квалифицированных специалистов и нивелировать фактор старения сотрудников. По последнему отчету Hudson Report, охватившему более восьми тысяч компаний, 88% из них применяют разделенные ставки и считают, что это эффективное средство привлечения и удержания ИТ-сотрудников. Такой факт не может не радовать ИТ-менеджеров, но чтобы не отставать от европейских и американских компаний, необходимо более широкое применение подобных программ. Практика разделенных ставок предполагает, что на одной позиции работают двое или более сотрудников с неполной занятостью. 73% сотрудников, занимающихся поиском работы, сказали, что предпочли бы такой вариант, а не полную занятость. Часто сотрудники ИТ-сектора подвергаются значительному давлению и должны быть на связи буквально круглосуточно. Гибкий рабочий график является важным способом привлечения большого спектра квалифицированных сотрудников: от молодых родителей до пожилых людей, которые не могут работать полный день.

Техника безопасности

Угроза изнутри

Организации издавна внедряют технологические решения по информационной безопасности, главной целью которых является защита от внешних атак. Однако, в последнее время многие из них начали сознавать, что существуют также риски, исходящие от сотрудников, консультантов или поставщиков, желающих извлечь незаконную выгоду или совершить злодеяние, например, из чувства мести. Исследование, проведенное AberdeenGroup, показало, что большинству компаний еще предстоит заниматься вопросами внутренних угроз — только 41% уже внедрили соответствующие решения. Многие организации, задумав использовать специфическое решение, направленное на внутренние угрозы, сталкиваются с ограниченностью ИТ-ресурсов и недостаточной комплексностью программного обеспечения. Это отражает общую тенденцию: безопасность больше не является отдельной структурой и охватывает множество отделов, поэтому находится на пересечении ИТ и операционных подразделений. Так как рынок еще достаточно молод, остро стоит вопрос измеримости результатов применения технологий. Компании, достигшие лучших показателей, говорят о снижении числа инцидентов, связанных с безопасностью, на 13%, тогда как в целом наблюдается его рост.

Общение с юридической силой

Почти половина опрошенных ИТ-менеджеров в 1700 европейских компаниях не получают никаких директив о политике хранения и уничтожения электронных почтовых сообщений, хотя понимание важности проблемы управления корпоративной почтой в последнее время явно возросло, говорит исследование британской компании Dynamic Markets Limited. Более того, у сотрудников компаний зачастую складывается неверное представление о процессе управления почтой. Например, подавляющее большинство — 78% — полагают, что именно они, а не ИТ-отдел, решают, удалить сообщение или нет. Исследование также открыло уязвимые места хранения почтовых сообщений. Так, большинство ИТ-департаментов создают резервные копии почты один раз в сутки по ночам и подвергают самую свежую информацию риску. Всего 42% опрошенных сказали, что резервируют данные с мобильных устройств и ноутбуков. Возросло значение электронной почты: из удобного средства общения она превратилась в источник важных документов, зачастую имеющих юридическую силу. В свою очередь, решение юридических вопросов может потребовать наличия документов, датированных годами раньше. Между тем, 71% ИТ-менеджеров не сохраняют почту сотрудников, покидающих компанию.

Рынок высоких технологий и ИТ-услуг

Девятое место России

Покупатели ИТ-продуктов сегодня оценивают европейских вендоров ниже американских и азиатских, принимая во внимание конкурентоспособность цен, соотношение цены и качества, инновационность решений, отмечается в обзоре KPMG, подготовленном при содействии исследовательской группы Economist Intelligence Unit. Однако, у руководителей европейских ИТ-вендоров есть основания для оптимизма, так как спрос на эти продукты и услуги на мировом рынке вновь стал повышаться после резкого экономического спада. Но поддержание этой тенденции представляется нелегкой задачей: по мнению ИТ-менеджеров и ИТ-директоров, европейские производители менее конкурентоспособны, чем их коллеги из Северной Америки и стран Азии, и постепенно теряют свои позиции. Всеобщее ожидание падения уровня цен на ИТ-продукты может ослабить позиции ряда игроков европейского рынка. Согласно проведенному опросу, 80% покупателей ожидают падения цен на решения и услуги в период с 2006 по 2007 год.

Вместе с тем, европейские поставщики получили самый высокий балл по показателю «Внимание к местным особенностям» и второе место после североамериканских компаний по показателю «Поддержка пользователей/сопровождение ПО». Исследование также подтвердило усиление конкурентоспособности отдельных европейских секторов. Среди них можно выделить производителей мобильных средств связи, прикладных программ и корпоративного программного обеспечения.

Отрадно, что Россия вошла в десятку стран (девятое место), которые, по мнению глобальных покупателей ИТ, в ближайшие два года станут основными поставщиками ИТ-продуктов и услуг.

В последнее время много говорится о развитии в России офшорного программирования.

По мнению аналитиков, отечественным компаниям следует уделить особое внимание выявлению своего инновационного потенциала, потому что именно его не хватает европейским ИТ-игрокам. Российские же компании сильны своими техническими специалистами, способными к нестандартным решениям, особенно при разработке сложных междисциплинарных прикладных программ, и имеют реальную возможность заполнить данную нишу.

Защищая свой брэнд

И отсутствие товаров на полках, и явный переизбыток на складах — худшие из наказаний для продавцов во всем мире. Неточные прогнозы влекут за собой снижение доходов и недовольство клиентов. Компания AberdeenGroup в своем исследовании попыталась выяснить, какие технологические решения применяют компании, занимающиеся розничной торговлей, для минимизации своих потерь.

Несомненно, сама жизнь вынуждает продавцов уходить от практики планирования продаж и закупочных операций с помощью электронных таблиц. Более 80% опрошенных в течение следующих двух лет планируют внедрение автоматизированных систем, поддерживающих все этапы планирования, а более 20% сделают это уже в текущем году.

По идее, торговцы должны прекрасно понимать, что отсутствие на полках каких-либо товаров губительно для их брэнда. Однако постоянный товарный «голод» испытывают 8% респондентов, несмотря на все усилия изменить ситуацию управленческими мерами. Именно поэтому лучшие в отрасли торговли стремятся реагировать на результаты продаж в режиме реального времени.

Причины, по которым внедряются системы планирования и осуществления закупок:

Самые удачливые продавцы достигают больших успехов в планировании, самостоятельно расширяя функционал «коробочных» решений. При этом замечено, что собственные оригинальные разработки компаний не приносят желаемых результатов.

Используемые технологии для планирования, размещения товаров и осуществления закупочной деятельности:

Только 9% опрошенных анализируют данные практически сиюминутно. Это удивительный результат, особенно непонятный в сегментах быстро обращающихся товаров, где продавцы всегда пытаются работать наиболее гибко. Ведь применяя бизнес-аналитику к имеющимся данным, можно достичь впечатляющих результатов, существенно увеличив свои продажи и сократив число несостоявшихся покупателей.

Как часто вы анализируете данные о покупках и поставках:


Причины неудач

Стоимость ИТ-услуг обходится крупным корпорациям в десятки и сотни тысяч долларов. Тем не менее, внедрение дорогостоящих и масштабных проектов далеко не всегда оборачивается улучшением управляемости предприятия. О причинах провальных проектов и их последствиях для бизнеса рассказывает аналитик компании IDC Елена Семеновская.

Олег Седов

В чем, на ваш взгляд, заключаются традиционные причины незавершенных проектов по внедрению ИТ-решений на предприятиях?

В первую очередь причины кроются в отсутствии единой концепции информационного развития предприятия. В определенном смысле эта особенность характеризует сегодняшнее состояние российского рынка. Такая должность, как CIO, у нас еще мало распространена. В конце концов, о какой концепции информационного развития можно говорить, если за ее разработку и реализацию, как правило, никто не отвечает?

В первую очередь следует отметить отсутствие экспертизы в области ИТ, которой, напротив, обладают западные компании — у них больше развита культура CIO, проводится более тщательный анализ предприятия, на основании чего выбираются те решения, которые способны реально помочь предприятию повысить свою эффективность.

Выбор ИТ-решений должен быть обусловлен бизнесом, а точнее его потребностями, но никак не ИТ-специалистами, рекомендации которых порой необоснованны. Нужно признать, что зачастую ИТ-руководители являются выходцами из среды технических специалистов или системных администраторов, а им бывает свойственно увлекаться какими-то новыми решениями, продуктами или модными технологиями. Такие ИТ-руководители, как правило, не обладают бизнес-экспертизой предлагаемых решений. Найти специалиста, который сочетал бы в себе знание ИТ и бизнес-видение, достаточно трудно.

Еще одна группа причин — недостаточно развитый управленческий консалтинг. Практически все компании-интеграторы предоставляют услуги по управленческому консалтингу. Но зачастую их качество оставляет желать лучшего, что неудивительно, поскольку эта область находится в стадии становления.

Многие неудачи проекта закладываются как раз на ранней стадии консультаций в области управления. Впоследствии

неграмотно смоделированные бизнес-процессы и недооцененные риски часто приводят к неудачному завершению проекта.

Какой ущерб для компаний влечет такой подход к автоматизации?

Помимо убытков от незавершенного проекта и неэффективного отвлечения людских ресурсов от основных обязанностей, такая автоматизация наносит моральный урон — ведет к потере веры в возможности технологий и разочарованию в ИТ-решениях и продуктах. Очевидно, что неверно выбранный продукт не сможет обеспечить ожидаемый экономический эффект.

Надо также понимать, что внедрение продукта не заканчивается завтра. Отсутствие продуманной ИТ-стратегии приводит к тому, что в дальнейшем возникают проблемы с обучением пользователей, интеграцией с другими программными продуктами и решениями. В результате проект внедрения останавливается, что приводит к убыткам.

Каким вам видится выход из сложившейся ситуации?

Помимо заимствования западного опыта (это следует делать, поскольку в западных компаниях накоплена большая экспертиза в вопросах автоматизации) и создания нового поколения ИТ-директоров и CIO, будет полезно, если наши компании начнут делиться своими историями внедрения, причем не только положительными результатами, но и проблемами, с которыми им пришлось столкнуться в процессе. Реальная информация могла бы оказать большую пользу в становлении целой культуры CIO. Пока же наши предприятия крайне неохотно делятся такими сведениями. Очень сильна закрытость бизнеса.

Эта замкнутость оказывает негативное влияние и на стадии моделирования бизнес-процессов. Когда консультанту не раскрывают всей необходимой информации, он вынужден моделировать какую-то абстрактную систему бизнес-взаимодействия внутри компании, которая подчас не имеет ничего общего с реальностью.

В условиях современного бизнеса следует придавать особое значение разработке и оптимизации ИТ-стратегии. Сегодня в России происходят процессы активного поглощения и слияния компаний, они влекут за собой изменения в составе руководства, переориентацию профильной деятельности, переход компаний на другие рынки и пр. В этих условиях ИТ-стратегию необходимо выстраивать гибко, с учетом возможных бизнес-изменений. В противном случае смена топ-менеджмента может привести к приостановке или даже полному прекращению проекта внедрения.