Наблюдательные ИТ-руководители давно заметили, что масштабные интеграционные проекты активно идут в основном в крупных либо очень крупных компаниях и организациях. Небольшие и средние предприятия обычно их избегают.
Наблюдательные ИТ-руководители давно заметили, что масштабные интеграционные проекты активно идут в основном в крупных либо очень крупных компаниях и организациях. Небольшие и средние предприятия обычно их избегают.
Известный факт: небольшие предприятия охотно строят свои информационные системы на основе интегрированных пакетов, позволяющих решать целые пласты проблем, не прибегая к интеграции продуктов, которые считаются лучшими в своем классе. Компании средней руки обычно приобретают ERP-систему, пакет антивирусной и антиспамовой защиты, интегрированный пакет программных серверов и, разумеется, офисных приложений. Все чаще к ним добавляется набор средств подготовки аналитической отчетности. Иногда применяются «тандемы» решений, не требующие особых усилий по интеграции и состоящие, например, из продукта класса ERP, бухгалтерской системы и модуля расчета заработной платы.
Небольшие и средние компании делают ставку на интегрированные пакеты прежде всего потому, что основанные на них решения обеспечивают функциональные возможности приемлемого диапазона и качества при умеренных затратах на приобретение и сопровождение. Вторая причина в том, что средние предприятия, как правило, не нуждаются в использовании узкофункциональных и «лучших в своем классе» продуктов для того, чтобы реализовать свои бизнес-цели и задачи. И в-третьих, не очень крупные предприятия обычно не испытывают острой необходимости продолжать работу с унаследованными приложениями. Купив интегрированный пакет, малое или среднее предприятие чаще всего отказывается от ранее приобретенных аналогов, замещая их новым продуктом.
Как показывает опыт западных компаний, масштабные интеграционные проекты окупают себя лишь на крупных предприятиях, да и то не всегда. Причина в том, что такие проекты дороги, сложны, долговременны, требуют привлечения ИТ-специалистов высокой квалификации и связаны с большими рисками. В частности, возможен выход из строя критически важных для бизнеса систем или нарушение их взаимодействия, в результате чего ключевые бизнес-процессы окажутся без ИТ-поддержки.
По мере того, как будет развиваться электронное взаимодействие предприятий, работающих в рамках партнерских сетей и цепочек поставок, управление интеграционными проектами станет весьма актуальной и очень серьезной проблемой, связанной с необходимостью решения множества вопросов, касающихся технологической и организационной интеграции бизнес-процессов различных (часто независимых друг от друга) компаний и организаций.
Ведущие ИТ-производители прилагают серьезные усилия, чтобы упростить технологическую интеграцию информационных систем, сделать ее максимально гладкой и предельно «автоматической». В частности, на это направлены последние инициативы в области развития сервисно-ориентированных архитектур (SOA). Несмотря на это, проекты по их развертыванию на предприятиях пока остаются весьма дорогостоящим и сложным делом, которое по плечу лишь крупным и очень крупным компаниям.
Тем не менее, если в этом направлении будет достигнут реальный прогресс, ИТ-отрасль может измениться до неузнаваемости: предприятия и организации будут приобретать у поставщиков услуг доступа к приложениям функции, необходимые для ИТ-поддержки бизнес-процессов. Технологическая интеграция в значительной степени перестанет быть проблемой предприятий, ее решением займутся сторонние организации. Каким образом будет осуществляться подобная интеграция, потребители ИТ-услуг перестанут задумываться точно так же, как не думают потребители электроэнергии о том, где и как вырабатывается электричество, которым они пользуются.