Благодаря инвестициям в ИТ дальновидные предприятия смогли изменить свой бизнес и в результате увеличить долю рынка, занять новую нишу, наладить более тесное сотрудничество с клиентами и поставщиками. Продолжительное время считалось, что наличие у компани

«ИТ сами по себе не являются конкурентным преимуществом, они могут стать основой для реализации конкурентоспособных бизнес-процессов», Сергей Кирюшин, независимый эксперт Во всем мире компании затратили триллионы долларов на автоматизацию, и самые инновационные из них добились значительного конкурентного преимущества на рынке. Мнения экспертов, за счет чего им это удалось, расходятся.

Внедряя разного рода системы, компании автоматизировали свои бизнес-процессы и, как считают эксперты, наибольшего успеха добились те, у кого эти процессы были оптимизированы. «ИТ сами по себе не являются конкурентным преимуществом, они могут стать основой для реализации конкурентоспособных бизнес-процессов и в этом плане быть мощной опорой для бизнеса», — считает Сергей Кирюшин, независимый эксперт, в недавнем прошлом — директор департамента ИТ компании «Аэрофлот». Максим Белоусов, президент Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров «SPb CIO Club», председатель комитета по ИТ Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга, с ним соглашается: «Я не считаю, что ИТ может дать преимущество перед конкурентами. ИТ как инструмент помогает снизить затраты, увеличить доходность компании, повысить производительность труда, обеспечить поставку необходимой информации для принятия решения и т.п. Преимущество же компании над конкурентами можно получить за счет применения инновационных бизнес-технологий и эффективных решений».

У Константина Садовского, директора по ИТ компании «Офисстрой», несколько иное мнение. Он считает, что информационные технологии могут быть конкурентным преимуществом, но только тогда, когда с их помощью можно решить актуальную бизнес-задачу с такой результативностью и эффективностью, какую невозможно получить другими доступными средствами (например, организационными, техническими, мотивационными и пр.).

Конкурентное преимущество любых ИТ не может длиться долго. Если технология становится успешной, конкуренты ее начинают внедрять, а иногда и просто копировать. «Это только увеличивает ее ценность, так как технология становится одним из ключевых факторов выживания на рынке, — считает Садовский. — Размеры полученного конкурентного преимущества, выраженного в виде дополнительной прибыли и приращения доли рынка за период времени, когда конкурентное преимущество было уникальным, становятся все больше, и было бы странно от него отказаться».

Александра Богданова, руководитель отдела маркетинга компании APC by Schneider Electric в России и странах СНГ, с ним согласна. Она полагает, что использование ИТ определенно дает предприятию преимущество перед конкурентами, позволяя более эффективно распределять ресурсы компании, управлять персоналом, сокращать расходы и т.п. Такое конкурентное преимущество будет иметь место до тех пор, пока внедренные решения не станут нормой для всего рынка, и для дифференциации компании потребуется новый виток развития технологий или поиск нового функционала в существующих системах. «Нужно понимать, что выбор соответствующих ИТ-решений должен удовлетворять требованиям бизнеса, сроки реализации должны быть разумными, необходим менеджер по управлению проектом, который будет следить за соблюдением регламента работ и т.д., — отмечает Богданова. — Внедрение ИТ «ради галочки» или «спустя рукава» не даст ничего, кроме головной боли от потраченного бюджета и времени».

По мнению Андрея Короткова, заведующего кафедрами систем управления бизнес-процессов школы ИТ-менеджмента АНХ при Правительстве РФ и глобальных информационных процессов и ресурсов МГИМО (У), бизнес — это игра в догонялки: «Использование ИТ дает преимущества при выходе на новые рынки в жестких конкурентных условиях, в сферах, связанных с исследованиями и разработками и сервисным сопровождением товаров и услуг на протяжении их жизненного цикла. В некоторый момент конкуренты догонят вас, и, чтобы прибыльность не падала, нужно непрерывно вводить инновации».

Базовые и инновационные

«Преимущество над конкурентами можно получить за счет применения инновационных бизнес-технологий и эффективных решений», Максим Белоусов, президент Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club, председатель комитета по ИТ Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга Николас Карр в своей книге «Does IT Matter? Information Technology and the Corrosion of Competitive Advantage» (в русском переводе она вышла под названием “Блеск и нищета информационных технологий. Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом”) еще в 2005 году утверждал, что информационные технологии практически исчерпали свое стратегическое значение и в скором времени должны превратиться для предприятий в обычный ресурс — нечто вроде коммунальной услуги, такой как водоснабжение и электричество. Думается, это несколько утрированный подход, хотя в целом он отражает сегодняшнюю действительность. Так, Internet уже прочно вошел в жизнь компаний. Большая часть ИТ стала базовой в тех или иных отраслях, и компании уже не могут вести свою повседневную деятельность без них — теперь это насущная необходимость.

«Информационные технологии настолько вросли в нашу повседневную жизнь, что, проводя те или иные мероприятия, не связанные с ИТ, мы уже не замечаем, как практически на каждом шагу используем непосредственно или пользуемся результатами работы той или иной информационной технологии», — поясняет Садовский.

В первую очередь в этой связи следует вспомнить технологии, направленные на обеспечение взаимодействия с клиентами и поставщиками, и технологии, обеспечивающие эффективные коммуникации внутри организации и вне ее. О необходимости корпоративной мобильной связи до сих пор возникает еще достаточно много споров, но, по мнению Садовского, отказаться от применений систем электронных платежей (приложений типа «клиент-банк») уже вряд ли получится даже у среднего предприятия. К технологиям, ставшим стандартными, он также причисляет Web-cайты, автоматизацию бухучета, корпоративную электронную почту и связь — все то, что позволяет общаться с ответственными сотрудниками способом, которого достаточно для обмена служебной информацией.

«ИТ настолько вросли в нашу повседневную жизнь, что мы уже не замечаем, что практически на каждом шагу используем непосредственно или пользуемся результатами работы той или иной информационной технологии», Константин Садовский, директор по ИТ компании «Офисстрой» К технологиям, пока еще не дающим конкурентных преимуществ, но скоро уже близким к тому, чтобы стать стандартными, Садовский отнес системы «клиент-банк» с рейсовой обработкой платежей, корпоративные порталы, системы электронного документооборота и «интелектуальные» системы обеспечения безопасности и контроля доступа. По-настоящему инновационными решениями, дающими бесспорное конкурентное преимущество, были и остаются полноценные ERP-системы. Существенный выигрыш получают также компании, имеющие полнофункциональный, юридически значимый электронный документооборот как внутри компании, так и между компанией и контрагентами. В самом деле, внедрение СЭД дает возможность существенно повысить исполнительскую дисциплину, оперативность принятия решений, управляемость бизнеса в целом, ускорить реакцию на рыночные изменения и улучшить отношения с клиентами.

«Не меньшие преимущества дают бизнесу многофункциональные системы связи, защищенные криптографическими методами. Такие системы обеспечивают сотруднику, где бы он ни находился, доступ ко всему объему информации и необходимый арсенал коммуникаций для выполнения бизнес-задачи с максимально возможной эффективностью», — считает Садовский.

ИТ-активы

«Информационные технологии — совершенный, мощный и... совершенно бесполезный инструмент, если никто в организации в реальных изменениях не заинтересован», Андрей Коротков, зав. кафедрами школы ИТ-менеджмента АНХ при Правительстве РФ и МГИМО (У) Затратив немалые средства на информатизацию, компании обнаружили, что им придется по-прежнему много тратить теперь уже на поддержку систем и оборудования. ИТ-среда расширяется, растет ее сложность, а следовательно, текущие и административные расходы, грозя выйти за рамки ИТ-бюджета. Снижается продуктивность ИТ-инфраструктуры, увеличивается потребление электроэнергии. Все ближе критическая точка, после которой эффект от дальнейших улучшений, предельная отдача от них начнут снижаться.

Рост текущих расходов ведет к сокращению объемов средств на расширение бизнеса. По различным оценкам, не менее 75% ИТ-бюджета сегодня компании затрачивают на техническое обслуживание, и только оставшиеся средства идут на реализацию новых проектов, способствующих увеличению стоимости бизнеса. Все чаще ИТ рассматриваются как фактор, тормозящий развитие предприятия: их трудно внедрять и модифицировать, они сложны в управлении.

Перед компаниями, которые добились конкурентного преимущества при помощи ИТ, возникает вопрос об обеспечении его устойчивости. В частности, как показывает масштабный опрос мнений ИТ-руководителей IBM Global CIO Study, стратегическая оптимизация ИТ — это единственная возможность создать устойчивое преимущество за счет консолидации ресурсов, оптимизации методик управления и внедрения технологий. Оптимизация имеющихся ИТ-активов — именно та возможность, которую можно и нужно реализовать в период кризиса.

Кризис — хорошее время для наведения порядка. За счет сокращения стоимости и сложности функций ИТ-департамента, говорится в исследовании IBM, можно помочь организациям создать динамичную и отзывчивую ИТ-среду, способствующую инновациям. Успешная оптимизация должна помочь и ИТ-директорам предвидеть и контролировать изменения, упрощать архитектуру, внедрять, интегрировать, стандартизировать и автоматизировать ИТ-процессы, использовать существующие инвестиции, повышать ценность услуг, создающих поток доходов.

Роль личности

«Внедрение ИТ “ради галочки” или “спустя рукава” не даст ничего, кроме головной боли от потраченного бюджета и времени», Александра Богданова, руководитель отдела маркетинга компании APC by Schneider Electric в России и странах СНГ По мнению Алексея Кравченко, директора управляющего офиса московского клуба ИТ-директоров 4СIО, согласованность бизнеса и ИТ играет существенную роль в достижении компанией конкурентных преимуществ: важно понимание и умение руководителей донести свою позицию. Если инициатива по созданию конкурентного преимущества исходит от руководителя компании, то важны не ИТ, а его умение донести свою идею до коллег, добиться ее реализации в кратчайшие сроки, создать понимающую и поддерживающую его команду. ИТ-директор со своей стороны, будучи «глубоко погруженным в информационные технологии», может видеть «дырки» в бизнесе, неиспользуемые возможности, которые можно реализовать с помощью ИТ.

«Дальнейшая судьба проектов зависит от коммуникаций, налаженных в компании: насколько руководство прислушивается к своему ИТ-директору, умеет ли он правильно подать идею. Этот фактор и может быть основным при создании нового технологического решения, направленного на достижение конкурентного преимущества», — поясняет Кравченко.

Роль бизнеса

Оптимизация ИТ-инфраструктуры и хорошо налаженные коммуникации не помогут, если никто не заботится об оптимизации бизнес-процессов компании. Нужно помнить, что ИТ не меняют их, а только автоматизируют, и для достижения преимуществ необходимо совершенствовать сами бизнес-процессы. «Информационные технологии — совершенный, мощный и ...совершенно бесполезный инструмент в ситуации, когда никто в реальных изменениях не заинтересован, — отмечает Коротков. — Если руководители предприятия реально начнут соревноваться в борьбе за клиентов в условиях сжатия экономики, проявят волю к реорганизации бизнес-процессов, то ИТ станут мощным конкурентным преимуществом, и это не раз доказывалось российским и зарубежным опытом».