Благодаря инвестициям в ИТ дальновидные предприятия смогли изменить свой бизнес и в результате увеличить долю рынка, занять новую нишу, наладить более тесное сотрудничество с клиентами и поставщиками. Продолжительное время считалось, что наличие у компани
Во всем мире компании затратили триллионы долларов на автоматизацию, и самые инновационные из них добились значительного конкурентного преимущества на рынке. Мнения экспертов, за счет чего им это удалось, расходятся.
Внедряя разного рода системы, компании автоматизировали свои бизнес-процессы и, как считают эксперты, наибольшего успеха добились те, у кого эти процессы были оптимизированы. «ИТ сами по себе не являются конкурентным преимуществом, они могут стать основой для реализации конкурентоспособных бизнес-процессов и в этом плане быть мощной опорой для бизнеса», — считает Сергей Кирюшин, независимый эксперт, в недавнем прошлом — директор департамента ИТ компании «Аэрофлот». Максим Белоусов, президент Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров «SPb CIO Club», председатель комитета по ИТ Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга, с ним соглашается: «Я не считаю, что ИТ может дать преимущество перед конкурентами. ИТ как инструмент помогает снизить затраты, увеличить доходность компании, повысить производительность труда, обеспечить поставку необходимой информации для принятия решения и т.п. Преимущество же компании над конкурентами можно получить за счет применения инновационных бизнес-технологий и эффективных решений».
У Константина Садовского, директора по ИТ компании «Офисстрой», несколько иное мнение. Он считает, что информационные технологии могут быть конкурентным преимуществом, но только тогда, когда с их помощью можно решить актуальную бизнес-задачу с такой результативностью и эффективностью, какую невозможно получить другими доступными средствами (например, организационными, техническими, мотивационными и пр.).
Конкурентное преимущество любых ИТ не может длиться долго. Если технология становится успешной, конкуренты ее начинают внедрять, а иногда и просто копировать. «Это только увеличивает ее ценность, так как технология становится одним из ключевых факторов выживания на рынке, — считает Садовский. — Размеры полученного конкурентного преимущества, выраженного в виде дополнительной прибыли и приращения доли рынка за период времени, когда конкурентное преимущество было уникальным, становятся все больше, и было бы странно от него отказаться».
Александра Богданова, руководитель отдела маркетинга компании APC by Schneider Electric в России и странах СНГ, с ним согласна. Она полагает, что использование ИТ определенно дает предприятию преимущество перед конкурентами, позволяя более эффективно распределять ресурсы компании, управлять персоналом, сокращать расходы и т.п. Такое конкурентное преимущество будет иметь место до тех пор, пока внедренные решения не станут нормой для всего рынка, и для дифференциации компании потребуется новый виток развития технологий или поиск нового функционала в существующих системах. «Нужно понимать, что выбор соответствующих ИТ-решений должен удовлетворять требованиям бизнеса, сроки реализации должны быть разумными, необходим менеджер по управлению проектом, который будет следить за соблюдением регламента работ и т.д., — отмечает Богданова. — Внедрение ИТ «ради галочки» или «спустя рукава» не даст ничего, кроме головной боли от потраченного бюджета и времени».
По мнению Андрея Короткова, заведующего кафедрами систем управления бизнес-процессов школы ИТ-менеджмента АНХ при Правительстве РФ и глобальных информационных процессов и ресурсов МГИМО (У), бизнес — это игра в догонялки: «Использование ИТ дает преимущества при выходе на новые рынки в жестких конкурентных условиях, в сферах, связанных с исследованиями и разработками и сервисным сопровождением товаров и услуг на протяжении их жизненного цикла. В некоторый момент конкуренты догонят вас, и, чтобы прибыльность не падала, нужно непрерывно вводить инновации».
Базовые и инновационные
Николас Карр в своей книге «Does IT Matter? Information Technology and the Corrosion of Competitive Advantage» (в русском переводе она вышла под названием “Блеск и нищета информационных технологий. Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом”) еще в 2005 году утверждал, что информационные технологии практически исчерпали свое стратегическое значение и в скором времени должны превратиться для предприятий в обычный ресурс — нечто вроде коммунальной услуги, такой как водоснабжение и электричество. Думается, это несколько утрированный подход, хотя в целом он отражает сегодняшнюю действительность. Так, Internet уже прочно вошел в жизнь компаний. Большая часть ИТ стала базовой в тех или иных отраслях, и компании уже не могут вести свою повседневную деятельность без них — теперь это насущная необходимость.
«Информационные технологии настолько вросли в нашу повседневную жизнь, что, проводя те или иные мероприятия, не связанные с ИТ, мы уже не замечаем, как практически на каждом шагу используем непосредственно или пользуемся результатами работы той или иной информационной технологии», — поясняет Садовский.
В первую очередь в этой связи следует вспомнить технологии, направленные на обеспечение взаимодействия с клиентами и поставщиками, и технологии, обеспечивающие эффективные коммуникации внутри организации и вне ее. О необходимости корпоративной мобильной связи до сих пор возникает еще достаточно много споров, но, по мнению Садовского, отказаться от применений систем электронных платежей (приложений типа «клиент-банк») уже вряд ли получится даже у среднего предприятия. К технологиям, ставшим стандартными, он также причисляет Web-cайты, автоматизацию бухучета, корпоративную электронную почту и связь — все то, что позволяет общаться с ответственными сотрудниками способом, которого достаточно для обмена служебной информацией.
К технологиям, пока еще не дающим конкурентных преимуществ, но скоро уже близким к тому, чтобы стать стандартными, Садовский отнес системы «клиент-банк» с рейсовой обработкой платежей, корпоративные порталы, системы электронного документооборота и «интелектуальные» системы обеспечения безопасности и контроля доступа. По-настоящему инновационными решениями, дающими бесспорное конкурентное преимущество, были и остаются полноценные ERP-системы. Существенный выигрыш получают также компании, имеющие полнофункциональный, юридически значимый электронный документооборот как внутри компании, так и между компанией и контрагентами. В самом деле, внедрение СЭД дает возможность существенно повысить исполнительскую дисциплину, оперативность принятия решений, управляемость бизнеса в целом, ускорить реакцию на рыночные изменения и улучшить отношения с клиентами.
«Не меньшие преимущества дают бизнесу многофункциональные системы связи, защищенные криптографическими методами. Такие системы обеспечивают сотруднику, где бы он ни находился, доступ ко всему объему информации и необходимый арсенал коммуникаций для выполнения бизнес-задачи с максимально возможной эффективностью», — считает Садовский.
ИТ-активы
Затратив немалые средства на информатизацию, компании обнаружили, что им придется по-прежнему много тратить теперь уже на поддержку систем и оборудования. ИТ-среда расширяется, растет ее сложность, а следовательно, текущие и административные расходы, грозя выйти за рамки ИТ-бюджета. Снижается продуктивность ИТ-инфраструктуры, увеличивается потребление электроэнергии. Все ближе критическая точка, после которой эффект от дальнейших улучшений, предельная отдача от них начнут снижаться.
Рост текущих расходов ведет к сокращению объемов средств на расширение бизнеса. По различным оценкам, не менее 75% ИТ-бюджета сегодня компании затрачивают на техническое обслуживание, и только оставшиеся средства идут на реализацию новых проектов, способствующих увеличению стоимости бизнеса. Все чаще ИТ рассматриваются как фактор, тормозящий развитие предприятия: их трудно внедрять и модифицировать, они сложны в управлении.
Перед компаниями, которые добились конкурентного преимущества при помощи ИТ, возникает вопрос об обеспечении его устойчивости. В частности, как показывает масштабный опрос мнений ИТ-руководителей IBM Global CIO Study, стратегическая оптимизация ИТ — это единственная возможность создать устойчивое преимущество за счет консолидации ресурсов, оптимизации методик управления и внедрения технологий. Оптимизация имеющихся ИТ-активов — именно та возможность, которую можно и нужно реализовать в период кризиса.
Кризис — хорошее время для наведения порядка. За счет сокращения стоимости и сложности функций ИТ-департамента, говорится в исследовании IBM, можно помочь организациям создать динамичную и отзывчивую ИТ-среду, способствующую инновациям. Успешная оптимизация должна помочь и ИТ-директорам предвидеть и контролировать изменения, упрощать архитектуру, внедрять, интегрировать, стандартизировать и автоматизировать ИТ-процессы, использовать существующие инвестиции, повышать ценность услуг, создающих поток доходов.
Роль личности
По мнению Алексея Кравченко, директора управляющего офиса московского клуба ИТ-директоров 4СIО, согласованность бизнеса и ИТ играет существенную роль в достижении компанией конкурентных преимуществ: важно понимание и умение руководителей донести свою позицию. Если инициатива по созданию конкурентного преимущества исходит от руководителя компании, то важны не ИТ, а его умение донести свою идею до коллег, добиться ее реализации в кратчайшие сроки, создать понимающую и поддерживающую его команду. ИТ-директор со своей стороны, будучи «глубоко погруженным в информационные технологии», может видеть «дырки» в бизнесе, неиспользуемые возможности, которые можно реализовать с помощью ИТ.
«Дальнейшая судьба проектов зависит от коммуникаций, налаженных в компании: насколько руководство прислушивается к своему ИТ-директору, умеет ли он правильно подать идею. Этот фактор и может быть основным при создании нового технологического решения, направленного на достижение конкурентного преимущества», — поясняет Кравченко.
Роль бизнеса
Оптимизация ИТ-инфраструктуры и хорошо налаженные коммуникации не помогут, если никто не заботится об оптимизации бизнес-процессов компании. Нужно помнить, что ИТ не меняют их, а только автоматизируют, и для достижения преимуществ необходимо совершенствовать сами бизнес-процессы. «Информационные технологии — совершенный, мощный и ...совершенно бесполезный инструмент в ситуации, когда никто в реальных изменениях не заинтересован, — отмечает Коротков. — Если руководители предприятия реально начнут соревноваться в борьбе за клиентов в условиях сжатия экономики, проявят волю к реорганизации бизнес-процессов, то ИТ станут мощным конкурентным преимуществом, и это не раз доказывалось российским и зарубежным опытом».