Видеоконференц-связь – телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видеоинформацией в реальном времени.
Видеоконференц-связь (ВКС) – телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видеоинформацией в реальном времени. Она появилась достаточно давно – еще в середине 70-х годов XX века, однако в то время из-за технических ограничений не получила широкого распространения. С развитием технологий ситуация радикально изменилась. Стоимость оборудования и каналов, необходимых для связи, значительно снизилась; качество передачи сигналов стало в ряде случаев превышать телевизионный; был разработан ряд стандартов, что обеспечило совместимость устройств различных производителей.
Популярности ВКС, с учетом ее растущей доступности, способствовала вполне естественная потребность в корпоративных коммуникациях. Как известно, личная встреча заинтересованных лиц не всегда возможна либо требует дорогостоящих командировок, электронная почта не способна решить все проблемы, телефонные переговоры также серьезно ограничены в возможностях. Необходимы инструменты, способные оперативно и качественно обеспечить общение, максимально приближенное к реальному. Современные средства ВКС существенно расширяют возможности бизнес-коммуникаций, главным образом за счет того, что позволяют добавить к средствам передачи данных и голоса обмен визуальной информацией.
Исследования показали, что при добавлении к звуковому каналу визуального невербального языка у собеседников повышается эффективность восприятия информации. Кроме того, видеоконференции часто сопровождаются передачей данных: демонстрацией компьютерной информации параллельно со звуком и видео в том же канале.
Видеоконференц-связь нашла применение во многих организациях, однако большинство компаний (особенно небольших) ограничивается использованием бесплатного решения Skype. При этом позиция руководства может быть разной - от молчаливого одобрения до продвижения этой программы в качестве корпоративного стандарта для проведения как аудио- так и видеоконференций. Но у Skype существует серьезный недостаток: он использует проприетарный протокол, несовместимый с общепринятыми стандартами.
Кроме того, бесплатные решения не всегда удовлетворяют существующей политике безопасности, а их возможности ограничены. Именно этим и обусловлено активное развитие корпоративного сегмента решений ВКС. Такие системы давно перестали быть экзотикой и используются как в частных компаниях, так и в государственных структурах. Можно выделить такие популярные направления использования ВКС, как телемедицина (удаленная диагностика и проведение операций), юриспруденция (удаленные допросы и судебные разбирательства), дистанционное обучение, а также проведение оперативных совещаний – как в крупных компаниях, так и на государственном уровне.
По используемым программным и аппаратным средствам решения ВКС можно разделить на несколько групп:
-
Класс A – программные решения, которые устанавливаются на средство вычислительной техники с Web-камерой для организации сеансов видеоконференц-связи. К нему относятся как профессиональные продукты – например, Tandberg Movi или Polycom PVX, так и бесплатные – Skype или NetMeeting.
-
Класс B – видеоконференции стандартного качества (Standard Definition, SD). Эта категория активно развивалась до 2005 года у всех производителей и по сей день не снята с производства.
-
Класс C – видеоконференции высокой четкости (High Definition, HD). Высокая четкость изображения улучшает общее визуальное впечатление и снижает утомление от длительных совещаний. Следует отметить, что термин High Definition никаким стандартом не определяется и является скорее маркетинговым понятием.
-
Класс D – телеприсутствие (TelePresence). Стремление к дальнейшему повышению качества сервисов обусловило выделение из «тяжелых» HD-решений систем телеприсутствия. Их главное отличие от стандартного оборудования класса С заключается в качестве передачи звука и объемном звучании. Иногда проведение удаленных презентаций и совещаний требует создания полного эффекта виртуального присутствия участников. Благодаря технологии телеприсутствия достигается масштабирование изображения до реальных размеров и воспроизведение малейших эмоциональных проявлений собеседника.
-
Класс Е – ситуационный центр, создаваемый для руководителей компаний и органов власти. Это программно-аппаратный комплекс, основу которого составляют информационное и программное обеспечение поддержки управленческих решений.
Наиболее заметными игроками на рынке решений ВСК являются Tandberg, Cisco Systems, Polycom, VCON, Aethra; кроме того, существует масса некрупных поставщиков. Список как вендоров, так и предлагаемых ими решений весьма объемен. Наличие на рынке вполне доступных решений приводит к тому, что профессиональные системы ВКС внедряются даже в небольших, но распределенных компаниях.
Соединяя страны
Качественная видеоконференц-связь – одна из важных частей корпоративного управления любой межнациональной компании. В условиях, когда офисы и представительства компании разбросаны по всему миру, обойтись без этой технологии становится проблематично. Примером такого корпоративного объединения может служить проект, реализованный недавно в компании «Харрис СНГ», входящей в состав хлебобулочного гиганта Barilla Group. Система связала сотрудников московского предприятия с головной компанией, расположенной в Италии, предоставив широкие возможности для общения. В качестве технической платформы решения использован групповой видеотерминал Aethra Vega X7, предназначенный для проведения видеоконференций в стандарте High Definition, и программные видеотерминалы Polycom PVX для рабочих мест пользователей. В ходе выполнения проекта специалисты компании «Открытые Технологии» разработали проектное решение, поставили необходимое оборудование и запустили систему в эксплуатацию. Менеджмент компании использует видеоконференц-связь для проведения совещаний, презентаций и совместного их обсуждения в ходе сеанса, а также с целью дистанционного обучения. Созданная система позволила значительно ускорить процессы обмена информацией и принятия решений, а также существенно снизить расходы на командировки.