Практика показывает, что понятие риска и, соответственно, методология управления рисками существенно зависят от отрасли. Вместе с тем во многих случаях улучшить результат управления можно, если совместить анализ и управление рисками в одном подразделении.
Основные риски телекоммуникационной компании, такой, например, как «ВымпелКом», — это отток клиентов и недополученная инкрементальная выручка из-за того, что абоненты не информированы или плохо информированы о каких-либо услугах. Риску оттока клиентов уделяется основное внимание в подразделении, где работает Владимир Маслик, старший эксперт по целевому маркетингу бизнес-единицы СНГ компании «ВымпелКом». Основная задача здесь — выявить клиентов, которые могут предпочесть другую компанию, и вовремя принять необходимые меры. Что касается риска недополученной инкрементальной прибыли, то управление им сводится к определению клиентов, которые потенциально могли бы заинтересоваться той или иной услугой, но не пользуются ею, поскольку плохо информированы. В обоих случаях решение задачи связано с анализом и управлением клиентской базой.
Маслик рассказывает, что простейшим способом оценки этих рисков являются опросы клиентов компании. Однако они, как правило, не дают четкого ответа на вопрос о причинах оттока клиентов, о том, когда может уйти тот или иной клиент. Альтернативный подход основан на анализе данных о клиентах, эти сведения автоматически накапливаются в базах телекоммуникационных компаний. В подразделении Маслика используют приложение IBM SPSS Modeller. С его помощью строятся сложные модели поведения клиентов, которые включают в себя сотни параметров, в том числе социально- демографические характеристики клиента, историю его платежей и т. д. С помощью этих моделей определяется вероятность ухода клиента и наиболее правдоподобная причина этого, например услуга, характеристиками которой он недоволен. Таким образом выявляется спектр рискованных абонентов, что позволяет действовать в их отношении проактивно и предпринимать конкретные меры по их удержанию.
По мнению Маслика, организация построения моделей в IBM SPSS Modeller заслуживает безусловного одобрения. Предлагаемые классы моделей допускают прозрачную практическую интерпретацию и не требуют использования глубокой математической теории, условия применимости которой подчас трудно проверить. Для анализа рисков оттока в основном используются деревья классификации и нейронные сети. Они, по словам Маслика, продемонстрировали хорошую работоспособность на данных России и СНГ.
Построение моделей осуществляется с помощью «обучающих выборок» данных, которые отражают поведение клиентов в определенных условиях, сложившихся на рынке в текущий период. При изменении данных условий (например, при появлении нового тарифного плана или выходе на рынок нового игрока) модели необходимо корректировать — выявлять изменения и собирать новые «обучающие выборки». Это тонкая ручная работа. Тем не менее в IBM SPSS Modeller существует возможность быстрого предварительного выбора наилучшей модели из некоторого множества в соответствии с определенными критериями.
По словам Маслика, частота пересмотра модели зависит от динамичности рынка. Стабильные рынки, например Москва и Московская область, требуют пересмотра моделей раз в полгода. Если же речь идет о быстро растущем рынке, то продолжительность жизни модели составляет около двух месяцев. К более частым пересмотрам прибегают редко, поскольку это достаточно затратно.
Телекоммуникационные компании с широкой географией, в том числе и «ВымпелКом», сталкиваются с еще одной проблемой, вызванной тем, что в пространство бизнеса таких компаний входят регионы с очень разным по своим свойствам населением. По словам Маслика, общая методология анализа данных остается единой для всех регионов, правда, значения параметров, управляющих реализацией алгоритмов, могут сильно различаться. Кроме того, разумеется, не совпадают результирующие модели. К примеру, дерево классификации клиентов, построенное для Белоруссии, можно использовать в России с большими оговорками, в частности, не во всех регионах, хотя клиенты в различных регионах могут иметь много общего.
Для управления рисками недополучения прибыли используется кластерный анализ, который позволяет сегментировать клиентскую базу и выделять группы абонентов, однородные по своему отношению к той или иной услуге. Если в данную группу попадает клиент, который тем не менее этой услугой не пользуется, можно предположить, что он плохо информирован, и восполнить этот пробел.
Точка опоры
Оценка рисков — важная задача. Однако необходимо также правильно выстраивать свою маркетинговую политику. В компании «ВымпелКом» было принято чрезвычайно правильное решение: точка анализа данных была совмещена с точкой принятия решений. Подразделение целевого маркетинга является обособленной структурой, которая не только анализирует данные о клиентах, но и обладает полномочиями самостоятельно разрабатывать и проводить необходимые мероприятия.
Аналитическая работа требует качественных данных, и это служит основой взаимодействия подразделения Маслика с ИТ-департаментом «ВымпелКома». Его специалисты осуществляют постоянную поддержку аналитиков и обеспечивают актуальность источников данных для анализа. Инструмент для его проведения представляет собой витрину над корпоративным хранилищем, которая реализует определенную модель данных, удобную для анализа.
В перспективе, по словам Маслика, возможно, будет проводиться анализ социальных сетей. У зарубежных телекоммуникационных компаний накоплен богатый опыт в этой области, но пока сложно оценить влияние результатов этого дорогостоящего анализа на улучшение бизнес-показателей конкретной российской компании.
Движущая сила математики
Все основные направления бизнеса в финансовой группе «ИФД КапиталЪ» имеют собственные подразделения риск-менеджмента. Департамент управления рисками, который возглавляет Петр Нейман, относится к интегрированному частному инвестиционному фонду (ИЧИФ) «ИФД КапиталЪ» — подразделению, выступающему корпоративным центром группы. ИЧИФ координирует работу структурных подразделений и бизнеса, а также непосредственное инвестирование средств акционеров в бизнес-проекты. В ведении департамента, в частности, находится контроль рисков при управлении портфелем финансовых инструментов, связанных с инвестированием собственных средств. ИЧИФ не привлекает на рынке средства для управления, этим занимается отдельная структура управления активами, входящая в группу «ИФД КапиталЪ».
Спецификой инвестиционной деятельности за счет собственных средств компании на фондовом рынке, в отличие от прямых инвестиций, являются, как правило, четко установленные ограничения на возможные потери. В случае прямых инвестиций (например, в строительство) точная величина возможных потерь не всегда прогнозируема. По мнению Неймана, сумма, ограничивающая потери при инвестициях на фондовом рынке (например, часто применяемый стоп-лосс — величина потерь, при которой позиции закрываются), с точки зрения риск-менеджера аналогична капиталу банка или финансовой компании, который является «подушкой безопасности» от убытков. Ограничения определяются акционерами (прямо или через совет директоров) или менеджментом при выделении капитала для работы на фондовом рынке и основываются на приемлемых для владельцев профилях рисков. В ситуации, когда потери могут превысить предельные величины, операции прекращаются.
Традиционно выделяют операционные, кредитные и рыночные риски. В дальнейшем речь пойдет об этих разделах управления рисками. Можно говорить также о рисках бизнеса, репутационных, системных рисках и т. п., но их трудно охарактеризовать количественно.
Особенностью ИЧИФ является относительно небольшое число операций и достаточно большой их объем. Это затрудняет формализацию управления операционными рисками, поскольку для нее необходим значительный объем статистики. В подобной ситуации большое значение приобретает совершенствование методологии операционной деятельности. Приобретение баз событий у крупных компаний (например, SAS) для оценки операционных рисков, по мнению Неймана, экономически неоправданно, поскольку затраты велики, а оценить применимость и эффект практически невозможно. Он считает, что необходимо просто внимательно наблюдать за ходом событий, осуществлять постоянный контроль и аудит бизнес-процессов. При этом следует учитывать, что потери при реализации операционного риска могут быть очень большими. В подразделении Неймана постоянно анализируют качество имеющихся бизнес-процессов (в частности, их устойчивость к нештатным ситуациям) и при необходимости способствуют их оптимизации.
Коварство кредитов
Кредитные риски, в отличие от операционных, в большей степени допускают использование формализованных процедур для управления. Департамент работает в основном с долговыми инструментами — облигациями, векселями и т. д. При анализе возможности принятия кредитного риска на эмитента (например, при покупке долговых инструментов и т. п.) на первом этапе внимательно изучается данная компания, анализируются ее финансовые результаты, сегмент, в котором она работает. На основе этого анализа кредитный комитет принимает решение о допустимости принятия кредитного риска и его величине.
При работе с юридическими лицами формализованное определение лимита на кредитный риск достаточно сложно, поскольку отсутствует необходимая статистика. По словам Неймана, понять, какова вероятность дефолта и какие возможны потери, непросто даже в развитых странах, а в России эта задача сложна вдвойне. Один из возможных подходов — обращение к рейтинговым агентствам. Они могут предоставить информацию о вероятностях дефолта по статистике, накопленной за достаточно большой период. Эти данные могут служить ориентиром при определении возможных потерь.
Одной из проблем в этом случае является методология расчетов рейтинговых агентств, которые, как правило, пользуются МСФО, которые запаздывают обычно на квартал, а по России — иногда на полгода или даже год. Таким образом, мы имеем отставание оценки от реальной ситуации. Второй проблемой является адекватность рассчитанной вероятности дефолта. И наконец, третья проблема состоит в том, что далеко не все отечественные эмитенты имеют рейтинги. В этом случае может помочь, например, анализ кредитных спредов (то есть разницы между стоимостью заимствования для эмитента и ставкой по инструментам с низкими рисками). При наличии торгуемых на рынке долговых инструментов эмитента можно сопоставить кредитный спред организации с кредитными спредами эмитентов, имеющих рейтинги, и выбрать рейтинг, который как бы присвоен рынком этому эмитенту. Вероятность дефолта для этого рейтинга можно взять за оценку вероятности дефолта интересующего нас эмитента, который не имеет рейтинга.
После оценки тем или иным путем вероятностей дефолтов для эмитентов и возможных потерь, можно построить зависимость распределения убытков портфеля и, следственно, оценить кредитные риски. На основании этой информации оцениваются возможные потери, которые могут быть взяты за оценку требуемого для операций капитала. Например, если доверительный уровень равен 0,95, то это означает, что в среднем потери будут превышены раз в двадцать лет. Доверительный уровень может быть определен тем же органом, который принимает решение о величине возможных потерь при операциях на финансовых рынках.
Для управления рыночными и кредитными рисками необходимо использовать как вероятностный подход, так и стресс-тесты — моделирование («что будет, если …»), которое позволяет оценить потери «в маловероятном случае». Это две обязательные компоненты анализа, поскольку, например, известно множество примеров организаций, обладавших высокими рейтингами, которые серьезно пострадали от мошенничества и прочих нештатных ситуаций. Кроме того, стресс-тесты должны применяться для оценки реакции портфеля на кризисные события.
Моделирование и управление
Управление рыночными рисками, пожалуй, наиболее формализуемая часть риск-менеджмента, Здесь накопленная статистика необходима. Нужна и поддержка ИТ-департамента. Существуют методологии «повседневного» управления рыночными рисками, например, выраженная в денежных единицах оценка величины, которую не превысят ожидаемые в течение данного периода времени потери с заданной вероятностью (Value at Risk, VaR). Эта методология обладает многими достоинствами и недостатками, описанными в специальной литературе. Для риск-менеджмента дополнительным положительным фактором является то, что с ее помощью легче помочь акционерам и менеджменту оценить риски, возникающие при торговле производными инструментами, например опционами. Но, как и в случае кредитных рисков, технологии типа VaR должны подкрепляться моделированием маловероятных ситуаций. В этой области можно построить работоспособные математические модели, которые позволяют достаточно адекватно оценивать риски позиций. В подразделении Неймана эти модели строят его специалисты.
В ИЧИФ для оценки рыночных рисков с учетом производных инструментов используется пакет MatLab компании MathWorks. Данный пакет позволяет создавать самостоятельные исполняемые модули, в нем имеется большое количество очень хорошо реализованных математических методов.
Аналитическая работа подразделения Неймана тесно связана с поддержкой и контролем деятельности трейдингового подразделения. По его словам, влияние на деятельность носит ограничительный характер, фиксируются допустимые пределы рисков. Никогда не формулируются прямые указания о приобретении или продаже того или иного актива, кроме случаев нарушения лимитов.
Что касается информационной составляющей управления рисками, то ключевую роль, по словам Неймана, здесь играет фронт-офисная система. В подразделении Неймана используют систему, реализованную на платформе EGAR Focus компании EGAR Technology. Подобных решений существует немало: в частности, отечественные АБС имеют некоторый функционал в этой области, компания Reuters предлагает свою систему Kondor+ и т. д. Данные из этих систем поступают в ПО лимит-сервера, который, используя базу лимитов подразделения Неймана и расчетные модули, созданные его сотрудниками в среде MatLab, формирует необходимые для управления инвестиционным процессом и анализа рисков отчеты. Можно, например, проверить возможность осуществления сделки или наличие свободных лимитов для контрагента. Существуют промышленные реализации лимит-серверов — например, Reuters Kondor Global Risk, есть лимит-сервер у компании EGAR Tecnology, на рынке имеются и другие лимит-серверы.
В ИЧИФ было принято решение написать лимит-сервер своими силами, поскольку функционал тиражируемых лимит-серверов избыточен для подразделения Неймана, а некоторые виды лимитов невозможно контролировать нужным образом в стандартных «коробочных» версиях лимит-серверов. То есть при внедрении требуется доработка, сравнимая по сложности с написанием собственного лимит-сервера. В качестве платформы лимит-сервера была выбрана СУБД Microsoft SQL Server.