«Профессиональные достижения людей с приблизительно одинаковым уровнем интеллекта могут различаться очень сильно», Шон Экор, консультант по корпоративным стратегиям, бывший профессор психологии Гарвардского университета |
Тем циничным специалистам, кто саркастически взирает вокруг и считает себя лучшим из лучших, кто думает, что для выстраивания карьеры одного лишь блестящего интеллекта вполне достаточно, неплохо было бы поразмыслить о данных, которые приводит статистика. Согласно проведенным исследованиям, лишь 25% карьерного успеха обусловлены интеллектом и хорошей технической подготовкой.
«Говорить о решающем вкладе интеллекта в успех было бы некорректно, — отметил Шон Экор, консультант по корпоративным стратегиям, бывший профессор психологии Гарвардского университета, автор книги “Преимущества счастья: семь принципов позитивной психологии, способствующих успеху и повышению производительности труда” (Shawn Achor The Happiness Advantage: The Seven Principles of Positive Psychology That Fuel Success and Performance at Work. Crown Publishing Group, 2010). — Профессиональные достижения людей с приблизительно одинаковым уровнем интеллекта могут различаться очень сильно».
Но если карьерный успех не является прямым результатом интеллекта, то чем же он тогда обусловлен? По словам Экора, индикаторами успеха могут быть три фактора: оптимизм, социальная поддержка и восприятие стресса в качестве благоприятной возможности или угрозы.
Сегодня все больше ученых выявляют несомненную связь между позитивным менталитетом и тем неуловимым субъективным понятием, которое мы называем успехом.
«Наш мозг гораздо лучше работает при позитивном, чем при негативном или нейтральном настрое, — подчеркнул Экор, приводя результаты многочисленных исследований в области позитивной психологии. — Мы обнаружили, что позитивный настрой поднимает производительность труда на 31%. Объемы продаж у торговых агентов-оптимистов увеличиваются на 37% по сравнению с их негативно настроенными коллегами. Точность диагностики у врачей, настроенных позитивно, вырастает на 19%».
То, что наш мозг функционирует эффективнее при позитивном настрое, обусловлено химическими процессами. Когда мозг настроен позитивно, он вырабатывает допамин — нейрохимическое вещество, воздействующее на центр удовольствия. Допамин помогает обрести хорошее самочувствие, активирует датчики обучения в нашем мозгу и придает ему больше энергии. Соответственно, позитивный мозг видит перед собой больше возможностей, и его продуктивность повышается.
«Мозг подобен компьютерному процессору, который обладает конечным запасом ресурсов для анализа мира, — добавил Экор. — Если ваш мозг использует эти ресурсы для восприятия негатива или представления всех задач, которые только могут возникнуть, у него останется меньше ресурсов для выполнения реальной работы».
Если же вы сохраняете позитивный настрой, мозг направляет все свои ресурсы на решение реальных задач.
Хорошая новость для всех пессимистов заключается в том, что они могут улучшить свое мироощущение и степень своего счастья, выработав ряд привычек, помогающих сохранять позитивный настрой. Для борьбы с мрачным расположением духа Экор рекомендует следующее:
1 Выражайте благодарность. В течение трех недель каждое утро записывайте три повода для выражения благодарности. Ежедневно список должен обновляться. По словам Экора, 200 аудиторов компании KPMG проделывали это в течение 2009 года, в очень сложный с точки зрения рыночной ситуации период. Через три недели их эмоциональное мироощущение оценивалось при помощи различных психологических тестов, и выяснилось, что уровень оптимизма работников повысился.
«Уже через два дня после проведения позитивного психологического тренинга уровень счастья и удовлетворения работой заметно повысился, — отметил Экор. — Через четыре месяца группа, которую мы нацелили на позитивное отношение к действительности, демонстрировала существенно более высокий уровень счастья и удовлетворения жизнью по сравнению с контрольной группой. В результате мы избавили их от стрессов в непростой для бизнеса год».
2 Старайтесь быть общительным. Изучая уровень счастья внутри компаний, Экор обнаружил, что главным условием счастья и успеха в сложные времена является сеть социальной поддержки.
«Коэффициент корреляции между успехом и социальной поддержкой равен примерно 0,7, — отметил он. — Дело в том, что во время стресса происходит отрыв людей от сети социальной поддержки. Они обедают прямо за компьютером, перестают отправлять шутливые электронные сообщения и разговаривать с коллегами в коридоре. Они меньше времени проводят с семьей и друзьями».
Из-за всего этого уровень стресса продолжает расти, а производительность труда резко снижается.
Между тем наиболее продуктивные и оптимистичные люди в стрессовый период, напротив, повышают уровень «социальных инвестиций» — свой вклад в сеть социальной поддержки. Это не означает, что, будучи занятыми на работе, они общаются с друзьями многие часы, но связь с сетью социальной поддержки теряться не должна.
3 Хвалите других. Еще один способ увеличить социальные инвестиции заключается в том, чтобы проявлять доброжелательность к окружающим вас людям. Консультируя компанию Adobe, Экор предложил ее руководству в течение 21 дня каждое утро отправлять по почте одно позитивное электронное сообщение, поощряя или благодаря людей за хорошую работу. При этом руководители чувствовали, что уровень их социальной поддержки возрастает. Благодаря ежедневной рассылке электронных писем они ощущали связь с адресатами.
Еще одним плюсом рассылки электронных писем является создание позитивного волнового эффекта. Просмотр хвалебных электронных сообщений повышает самооценку получателя и побуждает его аналогичным образом вести себя по отношению к остальным. «Меняется социальный сценарий, — утверждает Экор. — Все больше людей начинают хвалить друг друга за достигнутые успехи. На написание электронного письма уходит одна-две минуты. Всего пара фраз, и вы увеличите свои социальные инвестиции, не затрачивая на это много времени».
4 Придерживайтесь правила «20 секунд». Отказаться от вредных привычек (например, перестать откладывать текущие дела) и выработать у себя привычки хорошие (скажем, начать учиться игре на музыкальных инструментах) очень сложно, потому что это требует дополнительных затрат энергии — энергии активации.
Упростить слом вредных и приобретение полезных привычек можно за счет уменьшения количества энергии активации, которая нужна для формирования новой привычки.
Чтобы отказаться от вредной привычки, воздерживайтесь от нее в течение 20 секунд. Например, если вы привыкли читать с утра новости или просматривать котировки акций, вместо того чтобы сразу приступить к работе, затрудните себе доступ к соответствующим сайтам, убрав их из избранного или удалив сохраненные пароли.
Если вам нужно заняться каким-то отчетом, положите его на стол прямо перед собой. Если требуется заполнить какие-то формы, положите ручку на бланки с этими формами. Тем самым вы уменьшаете энергию активации, требуемую для начала решения стоящей перед вами задачи.
Даже если вы лишь слегка сократили энергию активации, ваш мозг склонен преувеличивать внесенные изменения, что упрощает формирование полезной привычки. Цель правила «20 секунд» в том, чтобы уменьшить сопротивление, возникающее на пути к позитивной привычке.
5 Ставьте перед собой не слишком масштабные цели. Смелая постановка сложных задач (занять пост ИТ-директора к 35 годам, пробежать марафон или сбросить 30 кг веса) — это прекрасно, но здесь есть один недостаток: слишком высокие цели парализуют вас. Они буквально отключают ваш мозг.
Вот что происходит с мозгом, когда он сталкивается с пугающей целью или проектом: часть мозга, отвечающая за реакцию на опасность и угрозы, блокирует мыслительные ресурсы мозга, парализуя те его компоненты, которые занимаются принятием решения и изысканием новых возможностей.
Разбиение больших целей на малые, легко достижимые, препятствует появлению страха и оцепенения, мешающих мыслительному процессу, что в конечном итоге позволяет одержать вам победу.
«Когда вы видите, что добились успеха, мозг начинает верить в то, что все ваши усилия не напрасны», — комментирует Экор.
Meridith Levinson. Why Your Negative Outlook is Killing Your Career. CIO Magazine. April 19, 2011