Сергей Иревли, директор департамента МТС по развитию и управлению продуктами бизнес-рынка, — о новых тенденциях в развитии сервисов для внутренних бизнес-пользователей компании и вопросах, которые решаются с помощью ИТ
«Чем дальше, тем больше будет появляться устройств, способных «общаться» между собой через компьютерные и сотовые сети», Сергей Иревли, директор департамента МТС по развитию и управлению продуктами бизнес-рынка |
Компании, работающие на высококонкурентных рынках, будь то ретейл или горнодобывающая отрасль, вынуждены все чаще брать на вооружение новинки в области информационных технологий, способные сделать бизнес более успешным. Независимо от профессиональных навыков, продвинутыми пользователями информационных систем в таких организациях становятся практически все сотрудники, участвующие в ключевых бизнес-процессах. Компании сектора высоких технологий не исключение. Сергей Иревли, директор департамента по развитию и управлению продуктами бизнес-рынка МТС, говорит о потребностях своих сотрудников в мобильных ИТ, о технологических возможностях, которые компания предлагает рынку и которые находят применение внутри МТС. Он также поделился опытом встраивания ИТ в работу конкретных подразделений и рассказал, как решаются проблемы, возникающие в ходе адаптации базовых телекоммуникационных сервисов и ИТ-продуктов к индивидуальным потребностям бизнеса.
К каким корпоративным ИТ-ресурсам лично вы подключаетесь, какими устройствами пользуетесь? Какими мобильными возможностями располагаете как менеджер компании, сильно зависящей от ИТ?
Я руковожу подразделением со множеством кросс-функциональных задач, и мне приходится согласовывать большие объемы внутренней документации: распоряжения, процедуры, приказы о запуске новых услуг, документы рабочих групп и пр. Одна из главных систем, которой я регулярно пользуюсь, — это система электронного документооборота. Большая часть возможностей нашей СЭД доступна с ноутбуков, а недавно стартовал пилотный проект по реализации функций согласования документов и на мобильных платформах. Очень жду, когда эти возможности станут доступны на планшете, которым я очень активно пользуюсь.
Также я активно применяю сервисы, позволяющие организовывать сеансы видеосвязи сразу с множеством сотрудников, находящихся на разных площадках. Например, такие видеосовещания с макрорегионами мы проводим еженедельно, макрорегионы проводят совещания со своими регионами и т. д. Уверен: коммуникации становятся гораздо эффективнее, когда собеседников не только слышишь, но и видишь. С развитием мобильных сетей передачи данных и различных программных решений на смену «тяжелым» по трафику и стоимости комплексам телеприсутствия пришли простые решения на базе веб-конференций — они дают возможность видеть не только собеседников, но и обсуждаемые документы. Все нюансы настройки и адаптации продуктов мы тестируем сначала на собственных сотрудниках в рамках повседневной работы. Например, недавно мы вывели на рынок услугу «Конференц-центр», которая год тестировалась и совершенствовалась внутри компании (мы добивались снижения ее стоимости и минимизации технических требований) и теперь готова к широкому внедрению.
Как могут применяться телематические системы, в частности на базе технологий Machine-to-Machine? Что они дают вашему бизнесу?
Как любой бизнес, мы заинтересованы в экономии затрат. Телематические сервисы мониторинга сотрудников и транспорта, реализованные на базе технологии геопозиционирования (location-based service, LBS) и спутниковой навигации GPS, которые мы предлагаем нашим клиентам, также востребованы в нашей компании подразделениями, в составе которых есть свои автопарки. С помощью специального сервиса «Мобильные сотрудники» мои коллеги отслеживают местонахождение персонала и транспортных средств как через ПК, так и с мобильных устройств (планшетов). При этом все активнее используются не специализированные GPS-устройства, а смартфоны с нашими мобильными приложениями. Смартфоны объединяют в себе навигационные сервисы и возможности управления сотрудниками: статусы текущей занятости, распределение задач, получение отчетов.
МТС также применяет M2M-решения для мониторинга состояния базовых станций и других внешних объектов. При чрезвычайной ситуации мы переводим сотрудников технических служб компании на круглосуточный режим работы и усиливаем команду путем привлечения дополнительных аварийно-ремонтных бригад из соседних регионов. Для координации разъездных ремонтных бригад применяются геолокационные сервисы на базе технологий GPS и ГЛОНАСС. Использование этих решений позволяет не только своевременно реагировать на возникающие инциденты и быстро приводить элементы сети в рабочее состояние, но и существенно оптимизировать наши трудозатраты.
В рамках принятой в компании федеральной корпоративной программы энергоэффективности, направленной на оптимизацию энергопотребления оборудования сетей, МТС применяет собственные телематические сервисы для онлайн-мониторинга энергопотребления базовыми станциями и другими элементами инфраструктуры сети. То есть мы на себе можем ощутить эффективность внедрения таких решений — за год снижение энергопотребления на объектах инфраструктуры сети составило около 7%.
Применение M2M-решений возможно во многих других областях и направлениях деятельности — не только на транспорте или для мониторинга удаленных объектов. Чем дальше, тем больше будет появляться устройств, способных «общаться» между собой через компьютерные и сотовые сети.
Какое место в телекоммуникационной поддержке сотрудников компании занимают решения на базе фемтосот? Какую пользу от их применения ощутили вы и ваши коллеги?
Если на местной площадке уже есть фиксированный канал с каким-нибудь интернет-провайдером, то фемтосота позволяет расширить покрытие сотовой связи 3G и дает дополнительную емкость (возможность подключения большего числа абонентских устройств) для сотрудников компании и ее гостей. Еще когда шел пилотный проект, мы стали применять подобные решения в местах проведения наших мероприятий. Выезжая на тренинги и конференции в регионы, мы привозили с собой фемтосоты, подключали их к местным интернет-каналам и обеспечивали нашим сотрудникам качественную связь и привычную коммуникационную среду в районе проведения мероприятия для нескольких десятков, а то и сотен пользователей, активно генерирующих как голосовой, так и интернет-трафик. Особенно актуальны фемтосоты там, где сигнал сотовой связи неустойчивый или слабый. Во время мероприятий для клиентов мы используем фемтосоты, чтобы продемонстрировать те услуги и оборудование, которое предлагаем. Например, мы практикуем рассылку сообщений SMS с приветствием участникам и гостям конференций и оповещением их о ближайших заседаниях и мероприятиях.
В офисах фемтосоты используются по мере необходимости — если нужно обеспечить более качественный сигнал в здании или расширить емкость сети. В ряде регионов фемтосоты устанавливаются в магазинах розничной сети МТС — таким образом обеспечивается качественная 3G-связь, необходимая для наглядной демонстрации возможностей оборудования и услуг, которые реализуются в этих точках продаж. Кроме того, у посетителей салонов появляются дополнительные возможности для пользования услугами связи во время ожидания в очереди к специалисту салона.
Обеспечивают ли фемтосоты какую-либо экономию? Если обеспечивают, то за счет чего?
Если мы подключены к фемтосоте, то трафик, который мы создаем, идет не по инфраструктуре сотового оператора, а через имеющийся под рукой интернет-канал. Благодаря этому снижаются наши затраты на мобильную связь. Это важно при проведении выездных конференций — там, где значительная часть абонентов — коллег по компании или клиентов, приехавших на мероприятие, — оказывается в роуминге.
Вы активно пользуетесь мобильными устройствами. Между тем их информационная безопасность нередко вызывает немало вопросов. Насколько эта проблема представляется актуальной лично вам?
Лично я — активный сторонник проектов в области информационной безопасности, этот вопрос решается и установкой специальных систем защиты, и определением различных уровней доступа к документам для сотрудников с разными обязанностями. Например, к персональным данным клиентов компании имеют доступ только те сотрудники, которые непосредственно заняты решением вопросов клиентов, и каждый факт такого доступа строго контролируется. Я постоянно имею дело с различными уровнями доступа к приложениям и документам и, поскольку работаю в условиях подобных регламентов и ограничений давно, воспринимаю их спокойно — как само собой разумеющееся. Однако новые сотрудники, которые раньше не сталкивались с такими строгими регламентами, поначалу удивляются, затем привыкают.
Предлагаемым решениям на рынке B2B в плане информационной безопасности есть куда развиваться. Я считаю, что в ближайшем будущем в первую очередь будут востребованы решения, обеспечивающие безопасную работу с корпоративными ИТ-ресурсами через мобильные устройства. Спрос на такого рода услуги будет удовлетворяться благодаря сервисам защиты передаваемой информации (APN, BES и другим), в том числе предлагаемым сотрудникам, которые работают на собственных устройствах (по модели BYOD). Уверен, что эволюция рынка будет способствовать повышению уровня безопасности мобильных платформ, поскольку все производители понимают, что для корпоративных пользователей это очень важно.