Современным организациям приходится буквально на каждом шагу сталкиваться с технологиями — это социальные сети, мобильные инструменты, Большие Данные, аналитические механизмы, средства составления отчетов, инфраструктура, системы хранения и прочее, прочее, прочее. Как старым «традиционным» предприятиям конкурировать в цифровом мире с новыми компаниями, рожденными уже в цифровой век?
Специалисты, занимающие должность директора по цифровым технологиям (Chief Digital Officer, CDO), как раз и должны дать ответ на этот вопрос. Однако роль их является новой, неизведанной и находящейся в состоянии непрерывной эволюции. «Должностные обязанности нынешнего директора по цифровым технологиям еще не «высечены в камне», — заметил Энди Гильман, президент и генеральный директор CommCore Consulting Group. — Поэтому компании постоянно поглядывают на место и роль, которые отводятся людям, занимающим аналогичный пост в других организациях».
Кто такой директор по цифровым технологиям?
Исследование, проведенное компанией Apigee, разрабатывающей интерфейсы API и приложения для крупных корпоративных клиентов, показало, что в нынешнюю цифровую эпоху растет число организаций, испытывающих потребность в адаптации своего бизнеса старой формации к особенностям нового цифрового мира. А для этого им нужен человек, который разбирался бы в вопросах как технологий, так и бизнеса и мог связать все частицы цифровой мозаики воедино.
«В условиях, когда мобильные технологии и аналитические средства полностью переформировали ландшафт бизнеса, создание по-настоящему «цифровой ДНК» делового характера является настоятельной необходимостью для выживания в жесткой конкурентной борьбе, — отметил Брайан Киршнер, директор Apigee Institute. — Многим компаниям директор по цифровым технологиям нужен для проведения соответствующих преобразований в масштабах всего предприятия».
«Место, занимаемое CDO в организации, зависит от особенностей конкретного предприятия, — указала Трисия Блэр, CDO в Lincoln Financial Group. — Но это должен быть человек, очень хорошо подготовленный в техническом плане, понимающий тонкости бизнеса и видящий цели, которые организация ставит перед собой».
CDO нужен не для того, чтобы принимать технические решения или управлять инфраструктурой компании. Его преобразующая роль состоит в том, чтобы объединить разрозненные функции организации. Он в большей степени должен заниматься анализом данных и тем, как они соотносятся с бизнесом, оценивая все это с точки зрения удовлетворения потребностей клиентов. CDO — это некая связующая сила, объединяющая различные дисциплины и подразделения.
По словам Блэр, в различных организациях директор по цифровым технологиям может располагаться на разных уровнях иерархии, в Lincoln же ИТ-директор и директор по маркетингу являются для нее коллегами, а не начальниками. Три основных компонента позиции CDO в Lincoln — это Web, социальные сети и мобильные технологии. Роль CDO здесь — третья опора надежного фундамента. «У нас есть зона ответственности директора по маркетингу, есть зона ответственности ИТ-директора и есть зона ответственности директора по цифровым технологиям, — пояснила Блэр. — Все это позволяет организовать по-настоящему надежное партнерство в мире, который становится все более и более сложным».
Усиление роли директора по цифровым технологиям
Директор по цифровым технологиям в первую очередь должен быть проводником перемен в период, когда старый традиционный бизнес адаптируется к особенностям цифрового мира. Некоторые утверждают, что CDO — это переходное явление. Однако, как пишет в своем блоге аналитик Gartner Дэйв Арон, роль CDO очень быстро развивается и совершенствуется.
По оценкам Gartner, сегодня лишь у 6% компаний есть должность CDO, но ситуация здесь меняется очень быстро. Изучение роли CDO специалистами Gartner показало: чуть менее 40% директоров по цифровым технологиям являются стратегическими консультантами совета директоров и генерального директора по вопросам цифровой стратегии бизнеса, чуть более 40% можно отнести к руководителям направления цифрового маркетинга, а остальным отводятся другие цифровые роли.
Компании и организации государственного сектора, имеющие в своем штате директора по цифровым технологиям, в гораздо большей степени нацелены на рост (а не на относительное снижение затрат), чем их конкуренты.
Ожидается, что компании, имеющие в своем распоряжении директора по цифровым технологиям, в 2014 году должны в три раза увеличить свое внутреннее производство.
В начале текущего года в Gartner прогнозировали, что к 2015 году должность CDO появится в 25% компаний. Утверждалось, что 20% ИТ-директоров уже готовы принять специалиста, который будет выполнять соответствующую работу.
Шесть ключевых факторов успеха
Согласно исследованию Apigee, у 83% компаний, находящихся в авангарде цифровых технологий, имеется официально назначенный лидер, отвечающий за это направление. Опрос 300 руководителей ИТ-служб и маркетинговых подразделений компаний с годовым оборотом, превышающим 500 млн долл., показал, что ключевым условием успеха они считают наличие должности директора по цифровым технологиям. Именно этим, по их мнению, обусловлены как рыночные достижения, так и внутренние преобразования, нацеленные на повышение эффективности использования цифровых технологий.
1. Выработка соответствующих политик в масштабе всей компании
Развить в людях цифровое мышление — сложная задача, которая требует продуманных внутренних политик и постоянно меняющейся цифровой среды. «Независимо от конкретных ролей эффективное взаимодействие имеет важнейшее значение для успеха любого проекта, — отметила Блэр. — В крупных компаниях, к которым относится и Lincoln Financial Group, претворение в жизнь бизнес-решений требует широкого спектра самых разнообразных умений и навыков».
2. Разработка цифровой стратегии
В Lincoln на роль директора по цифровым технологиям нужен лидер, который в полном объеме отвечал бы за выработку корпоративной стратегии, а также за проектирование и реализацию цифровых инициатив.
3. Эксперименты с данными
Во многих случаях формирование взаимосвязей данных с клиентами зависит от директора по цифровым технологиям. Опрос Apigee показал, что успешный цифровой лидер использует в качестве критерия принятия инвестиционных решений результаты экспериментов.
4. Взаимодействие с экспертами
Семеро из десяти опрошенных руководителей отметили, что их лидер цифровых преобразований поддерживает тесные связи со многими инициаторами инноваций как в области бизнеса, так и в технологической сфере. CDO не обязательно должен быть самым умным в компании. Но наиболее успешные люди окружают себя грамотными специалистами и экспертами, помогающими выбрать правильное направление.
5. Диалог на языке бизнеса
Для того чтобы аргументированно высказывать свою точку зрения представителям высшего руководства, руководителям подразделений и прочим ответственным лицам, директор по цифровым технологиям должен свободно изъясняться как на технологическом языке, так и на языке бизнеса.
«Директору по цифровым технологиям довольно часто приходится объяснять совету директоров тонкости цифрового мира, — говорит Гильман. — Как правило, общаться ему необходимо с людьми старой закалки, которые могут и не иметь достаточно четкого представления о цифровом мире, Больших Данных, облаках и новых каналах, используемых компанией для организации внешнего и внутреннего взаимодействия».
6. Стремление к осязаемым целям
Согласно опросу Apigee, CDO, увязывающий инвестиции в цифровые решения с ключевыми показателями эффективности компании, находится в более выигрышном положении с точки зрения достижения позитивных результатов в процессе цифровых преобразований.
В современном мире организациям необходимо непрерывно идти вперед, совершенствуя устаревающие системы и процессы, для того чтобы в более полной мере соответствовать ожиданиям клиентов. Разработкой и реализацией соответствующих планов как раз и должен заниматься директор по цифровым технологиям.
Rich Hein. Why the Chief Digital Officer Role Is on the Rise. CIO Magazine. November 19, 2013