В прошлом году Yahoo привлекла к себе внимание СМИ, когда в компании в целях «повышения продуктивности и ответственности» отменили прежнюю либеральную политику, разрешавшую работу из дома. С другой стороны, если не предусмотреть никаких мер на случай отсутствия у служащих физической возможности попасть в офис — из-за снегопада, урагана либо просто по недомоганию или из-за проблем с машиной, — можно оказаться в весьма незавидном положении.
Как подготовить подчиненных — и предприятие — к неизбежности работы служащих из дома?
Бизнес (не) как обычно
Положительный момент в том, что в большинстве организаций уже пользуются облачными сервисами и иными технологиями, с помощью которых сотрудники могут подключаться к корпоративной сети и работать практически откуда угодно.
Чтобы можно было вести бизнес «как обычно», когда погода далека от обычной, необходимо обеспечить связь и взаимодействие сотрудников независимо от их местонахождения, причем эту постоянно и везде доступную возможность подключения нужно сделать неотъемлемой частью используемых бизнес-платформ, подчеркивает Свен Денекен, вице-президент SAP Cloud Strategy.
«Наша стратегия в том, чтобы дать пользователям возможность подключаться и работать как при наличии, так и в отсутствие соединения с сетью, а также независимо от местонахождения — дома, в офисе, в поездке и т. д., — продолжает он. — Эту особенность мы сделали неотъемлемой частью архитектуры наших решений, причем речь идет не просто о возможности доступа, а о том, чтобы помочь преодолеть барьеры, мешающие продуктивной работе».
В свете вышесказанного, добавляет он, предоставление возможности соединения и взаимодействия служащих должно стать целью бизнес-стратегии в целом.
Если возможность удаленного подключения и работы сделать правилом, а не исключением, то чрезвычайные ситуации, если они произойдут, нанесут гораздо меньший урон, уверен Денекен.
«Мы исходим из того, что существует масса факторов, способных прервать бизнес, в том числе природные катаклизмы, организационные изменения, отгулы по болезни и прочее, — продолжил он. — Если вы спланировали стратегию, стержнем которой будет доступ к сети в любое время из любого места, вы сможете без труда справиться с чем угодно. Вам не придется составлять отдельные планы на случай каждого «разового» события, и вы всегда сможете соединиться с корпоративной сетью и вовремя принимать необходимые бизнес-решения».
Безопасность мобильных встреч
Максим Гладков, главный конструктор «Дэшборд Системс» |
Обеспечение информационной безопасности остается одним из наиболее проблемных аспектов применения мобильных устройств. Особо острым он становится в рамках подхода BYOD — а именно такой подход чаще всего применяется, когда речь идет об ИТ-поддержке мобильных устройств, с которыми работает руководство компаний и организаций.
«Риски потери данных, с которыми работает высшее руководство компании, очевидны: с помощью данной информации может быть нанесен колоссальный репутационный и экономический урон организации», — отмечает Максим Гладков, главный конструктор компании «Дэшборд Системс». Основными рисками информационной безопасности мобильных пользователей из числа руководителей он считает следующие: опасность утери или кражи мобильного устройства; перехват трафика; обеспечение невозможности доступа к информации для нежелательных лиц, даже если они являются сотрудниками компании. Если мобильные устройства применяются при проведении заседаний и совещаний (в том числе заочных) и отслеживании исполнения принятых на них решений, а также для безопасной работы с внутренними документами компании, касающимися подобных деловых встреч, то следует учесть необходимость обеспечить юридическую значимость голосований (таково требование законодательства), а также уверенность в том, что никто не откажется от своих слов.
Оптимальным, с точки зрения Гладкова, подходом к обеспечению безопасности мобильных устройств, является тот, который ему и его коллегам удалось реализовать в рамках системы BoardMaps, созданной как инструмент для проведения различных совещаний и встреч. Во-первых, обмен всей информацией между мобильным приложением и сервером, с которым оно работает, происходит только по зашифрованному каналу. Во-вторых, все локальные данные мобильного приложения хранятся только в зашифрованном виде. Данные расшифровываются только в оперативной памяти, когда непосредственно идет работа с документом. Ключи шифрования расположены на смарт-карте JaCarta, разработанной в компании «Аладдин Р.Д.». При утере или краже устройства прочитать данные с него будет невозможно. Еще один нюанс защиты: если при входе в приложение PIN-код неправильно вводится хотя бы пять раз, все локальные данные удаляются. Команда удалить локальные данные на утраченном устройстве также может поступить удаленно с сервера. Для обеспечения юридически значимого голосования используется электронная подпись, при этом подписание документа происходит только на смарт-карте (таким образом, применяется подход неизвлекаемости ключей подписи). Для разграничения доступа внутри системы используются персональные сертификаты пользователей. Чтобы исключить подключение к серверу с «нелегитимных» устройств, предусмотрена регистрация устройств, разрешенных к использованию согласно регламенту конкретной организации.
Удаленный доступ помогает не только при снегопадах
«Инструменты и технологии, позволяющие служащим работать невзирая на погоду, важны для бизнеса, и дело здесь не только в погодных аномалиях», — уверен Крис Дюшен, вице-президент Care.com по глобальным решениям для рабочих мест.
Линии конференц-связи и средства организации веб-совещаний, решения для видеосвязи и VoIP, системы мгновенного обмена сообщениями и инструменты совместной работы наподобие «вики» и платформ обмена документами сокращают расстояния и помогают участникам команды действовать слаженно, даже когда физически они далеко друг от друга.
«Эти технологии помогают служащим, работающим дистанционно, быть в курсе текущих дел компании и позволяют работать в режиме гибкого графика, — добавил Дюшен. — Многие исследования показали, что в результате повышаются продуктивность, заинтересованность, лояльность, улучшается дисциплина».
В частности, средства удаленного доступа позволяют ИТ-специалистам диагностировать, обсуждать и решать проблемы, связанные с отказами или ухудшением производительности систем, по выходным, без присутствия в офисе. Такие инструменты также играют ключевую роль в решениях для обеспечения непрерывности бизнеса, вступающих в действие, когда до офиса добраться нельзя, но работа должна продолжаться.
Наличие систем и технологий, обеспечивающих возможность дистанционной работы, полезно и для служащих, и для бизнеса и дает существенное конкурентное преимущество, подчеркивает Дюшен.
«Если вы демонстрируете сотрудникам, что доверяете им и заботитесь об их безопасности, разрешая работать из дома, это поможет улучшить атмосферу в компании и повысить лояльность служащих к ней», — уверен он.
Что касается обслуживания клиентов, то закрытие офиса на пару дней может сильно ударить по доходам и репутации компании, отмечает Дюшен: «А если служащие будут работать из дома, они могут продолжать выполнять свои обязанности и требования клиентов. И ваша компания может сильно выиграть на фоне конкурентов. У них обслуживание может прерваться, а у вас будет продолжаться, и клиенты запомнят это».
Как ввести в действие политики удаленной работы
Принципы ввода в действие правил, регламентирующих удаленную работу, так же важны, как и сама ее возможность. Чтобы эти правила были эффективными, в первую очередь необходимо четко довести их до сведения сотрудников.
«На случай чрезвычайных ситуаций, когда нужно будет предложить служащим поработать из дома, требуется четкий план действий, и о нем необходимо сотрудников заблаговременно предупредить», — подчеркивает Дюшен.
Чем раньше вы оповестите служащих, тем лучше — если вы сообщите еще накануне вечером, это будет гораздо полезнее, чем если сообщение поступит в шесть утра, когда снежная буря уже началась. Важно также заранее позаботиться о надежных каналах связи и о том, чтобы сотрудники освоили процесс удаленной работы и соответствующие технологии задолго до наступления кризисной ситуации.
«Позаботьтесь об аккаунтах в системе мгновенного обмена сообщениями для сотрудников, учетных записях для удаленного доступа к файлам и настройке линий конференц-связи до того, как начнется снегопад, и тогда вы сможете быть уверены в том, что день ненастья будет продуктивным», — советует Дюшен.
Важно также подготовить рекомендации и требования для служащих, работающих из дома. Так, можно указать, что дома должно быть тихое рабочее место, где сотрудника ничто не отвлекает, — это важно не только для продуктивности, но и для имиджа компании.
«Например, во время общения с клиентом посредством конференц-связи в фоне не должно быть собачего лая, — пояснил эксперт. — Нужно также указать требования к инструментам и технологиям, с помощью которых сотрудники выходят на связь из дома. Кроме того, необходимо договориться о доступности сотрудника. Удаленная работа не означает, что человек работает меньше — просто он работает в другом месте. Дистанционная работа должна улучшать результативность, а не мешать ей».
Избирательность не помешает
Несмотря на все вышесказанное, не нужно подходить к вопросу удаленной работы с позиции «всё или ничего». Иногда есть смысл для части сотрудников работать дома, а для части — в офисе, в разных случаях решения могут быть разными.
«Предоставьте менеджерам возможность принимать решение исходя из конкретной ситуации, — продолжил Дюшен. — Примите в расчет, где сотрудник живет и насколько долго ему приходится добираться». Кроме того, полезно иметь резервные планы на случай непредвиденных личных обстоятельств, когда нет возможности предложить сотруднику поработать из дома.
«Можно запастись, например, контактами службы сиделок с детьми, чтобы помочь служащему в непредвиденной ситуации, если вы не можете разрешить ему работать дистанционно. Благодаря такой поддержке служащие смогут сосредоточиться на работе и продолжать продуктивно трудиться. Результатом же станет улучшение атмосферы в компании, а также повышение заинтересованности и лояльности сотрудников».
Sharon Florentine. How to Prepare Your Business (And Your Employees) to Work Remotely. CIO Magazine. February 06, 2014