В техническом отношении Китай сегодня находится на подъеме — и игнорирование этого факта порождает для американских компаний серьезные риски. Вопреки устаревшим представлениям Запада 680 млн китайцев имеют доступ к портативному компьютеру или мобильному телефону, а 95% домов в любом китайском городе уже подключены к Интернету. Такие данные были опубликованы китайским правительством.

Между тем, по данным Бюро переписи населения США, в 2013 году только 74,4% американских домохозяйств сообщили о наличии у них доступа к Интернету (правда, сюда включены люди, проживающие как в городах, так и в пригородах и сельской местности).

Согласно прогнозам IDC, в 2015 году затраты на информационные и телекоммуникационные технологии в Китае вырастут до 465 млрд долл. — это в два раза больше, чем тратит Япония, и более половины от совокупных затрат американских компаний.

 

Китайское правительство готовится представить план развития на тринадцатую пятилетку, реализация которого начнется в 2016 году. Цель заключается в том, чтобы модернизировать гигантские сектора финансов, образования, здравоохранения и государственных предприятий путем последовательного и непрерывного внедрения новых мобильных и интерактивных технологий, социальных сетей и систем электронной коммерции.

С учетом всего этого ИТ-лидерам в Китае придется работать в условиях быстрой смены технологических циклов и движения компаний к цифровому бизнесу. Приведем десять уроков, которые китайские технические руководители могли бы дать своим иностранным коллегам.

Урок 1. Технологии ради коммерции

По данным китайского министерства торговли и министерства торговли США, в 2013 году темпы роста электронных розничных продаж в Китае в два с половиной раза опережали темпы роста в США, а в абсолютных величинах американские объемы превышены на 13%.

В Китае внедряется множество инновационных решений, нацеленных на использование систем электронной коммерции и Интернета, а также на интеграцию их предприятиями в свою бизнес-модель. И здесь у местных предприятий есть чему поучиться. В качестве примера можно привести инструмент для организации электронных конференций, превращенный в коммерческую платформу. Весной прошлого года компании Alibaba и Tencent запустили мобильные сервисы, позволяющие владельцам смартфонов использовать приложение Tencent WeChat для покупки активов рыночных фондов и перевода своих сбережений из одной формы в другую. Банкам пришлось подхватить эту инициативу, иначе они потеряли бы клиентов.

Даже в сельских регионах с недостаточно развитой инфраструктурой многие имеют сегодня доступ к новейшим мобильным технологиям. В итоге цифровые стратегии в коммерции становятся скорее правилом, чем исключением.

Урок 2. Ориентация на бизнес-стратегию

Поскольку китайские компании в большинстве своем очень молоды, за ними не тянется шлейф унаследованных систем и бизнес-процессов, с которыми приходится бороться ИТ-менеджерам. Это помогает техническим руководителям выйти за рамки традиционных ограничений и целиком сосредоточиться на анализе бизнеса.

Вице-президент по ИТ фармацевтической компании WuXi PharmaTech Джерри Синь большую часть времени уделяет не контролю за функционированием существующих систем, а изучению исследовательских проектов своей компании: «80% своего времени я провожу с исследователями. Прихожу в лабораторию и работаю там вместе с ними. Теперь мне понятно, чем они занимаются, и нам удалось лучше адаптировать обработку данных к специфическим потребностям исследователей WuXi.

Урок 3. Совместные обеды

В Китае в середине дня принято устраивать совместные обеды сотрудников без участия высшего руководства. Поскольку работа в сфере ИТ связана с постоянными стрессами, обусловленными необходимостью завершать проекты точно в срок и с высоким качеством.

Совместные выезды — также важный элемент корпоративной культуры в Китае. Обычно в двух-трехдневную вылазку отправляется целое подразделение. Это могут быть шопинг в Гонконге или туристические походы по просторам провинции Сычуань. Такие мероприятия, во-первых, являются очень хорошим стимулом для сотрудников, потому что оплачивать их из собственного кармана обычно никто не требует. А во-вторых, происходит сплочение коллектива и усиление взаимодействия внутри команды, активнее внедряются инновации.

Урок 4. Дайте шанс небольшим поставщикам

Китайские компании и руководители их ИТ-служб в отличие от иностранных коллег, привыкших делать ставку на известных западных поставщиков, в меньшей степени подвержены магии имен, вследствие чего производители не могут диктовать им завышенные цены. В какой-то степени такое поведение объясняется тем, что западным поставщикам непросто адаптироваться к изменениям, происходящим на китайском рынке.

(Стоит добавить, что в последние месяцы компании Microsoft и Apple подвергаются преследованиям со стороны китайских регулирующих органов, обвиняющих их в нарушениях антимонопольного законодательства, вопросов конфиденциальности и правил шифрования.)

Претворение в жизнь глобальных стратегий в Китае зачастую требует использования местных решений. Иностранные компании платят дополнительные деньги крупному глобальному поставщику, в то время как локальный производитель предлагает сравнимое программное обеспечение дешевле и с учетом требований местного законодательства. Глобальные решения стоят дорого и не учитывают местных особенностей. Китайские ИТ-специалисты вместо SAP предпочитают использовать программное обеспечение Kingdee и Yonyou. Речь идет о системах ERP, расширенных в некоторых случаях функциями CRM. Сегодня людей здесь волнуют прежде всего окупаемость инвестиций и те плюсы, которые они получают в результате. У крупной глобальной компании лицензия на одного пользователя будет стоить тысячу долларов. А местные поставщики предлагают альтернативное решение по цене в сто долларов на каждого пользователя.

Урок 5. Доверяйте не резюме, а личному общению с кандидатами

В Китае выпускники вузов очень редко имеют опыт работы, потому что подработка даже на неполный рабочий день во время обучения не приветствуется. Более того, даже резюме сезонных работников не вполне точно отражает их профессиональные навыки, потому что в китайской культуре резюме рассматривается скорее как возможность попасть на собеседование, а не как фактический документ.

Поэтому, прежде чем приглашать кого-то на собеседование, изучают сайт соискателя и его наработки с открытым исходным кодом.

Обычно претендентам дается практическое задание, которое они выполняют в свое свободное время. Затем соискатели приглашаются в офис, чтобы завершить работу над упражнением. На это обычно уходит несколько дней, после чего испытательный срок может быть увеличен до одного месяца.

В течение этого месяца работодатель оставляет за собой право отказаться от услуг претендента без объяснения причин.

Людей приглашают к участию в работе над реальными проектами в тесном взаимодействии с другими членами команды и оценивают их, отталкиваясь от этого. Поэтому уровень принимаемых на работу сотрудников становится выше, а работодателя впоследствии ждет гораздо меньше неприятных сюрпризов.

Урок 6. Мир несовершенен

В Китае возможно все, хотя добиться этого весьма непросто. Корни такого положения дел следует искать в культуре. Китайцев приходится заставлять действовать прагматично. Когда поиск решения выходит на завершающую стадию, к примеру, немцы составляют подробный план и начинают подготовку к его реализации. И если вдруг происходит что-то неожиданное, это сулит всем массу головной боли и дополнительных стрессов.

Китайцы же с их шероховатой инфраструктурой и неурегулированной бизнес-средой привыкли к тому, что в процессе реализации проекта всегда возникают какие-то новые препятствия, и давно смирились с этим. Они готовы быстро адаптироваться к меняющимся условиям.

Китайцы знают, что, если что-то пошло не так, аналогичная ситуация всегда может повториться. Ошибки, помарки, недостатки проектирования будут иметь место всегда, но их очень быстро можно исправить.

Урок 7. Выстраивание взаимоотношений

В Китае выстроенные взаимоотношения — единственная валюта, которая что-нибудь значит. Личное взаимодействие с клиентами и поставщиками совершенно необходимо даже техническому персоналу, который склонен преуменьшать значимость межличностных каналов.

Совершенно нормальным считается непринужденное общение с людьми, которых вы видели раз или два в своей жизни. Особенно важное значение это имеет, когда что-то идет не так. А в развивающемся до сих пор Китае что-то идет не так гораздо чаще, чем на Западе. Культура подобных взаимоотношений упрощает быстрый поиск человека, который способен помочь.

В китайской культуре активное привлечение юристов и выверенные формулировки в деловых соглашениях (которые, по западным стандартам, совершенно необходимы и всячески приветствуются) вызывают лишь подозрение, потому что с самого начала говорят об отсутствии доверия. Китайские ИТ-руководители предпочитают компенсировать все это хорошими взаимоотношениями, которые помогут найти выход при любом повороте событий.

Урок 8. ИТ как стартап

Если еще двадцать лет назад никаких рекордов стартапы в Китае не ставили, то в 2013 году на них, по данным министерства торговли, приходилось 75% всех вновь создаваемых рабочих мест. Это значит, что менталитет стартапов сегодня превалирует, а ИТ-руководителям прекрасно известно о всех преимуществах облачных сервисов — в том числе и о дешевом или даже вовсе бесплатном ПО электронной почты и WeChat, которому многие жители Китая отдают сегодня предпочтение перед телефонными сервисами.

К примеру, один из основателей стартапа в Китае, чтобы не расширять штаты, решил все необходимое арендовать в облаке. Вся инфраструктура была отдана на аутсорсинг поставщику облачных сервисов, а проектирование систем — местным разработчикам ПО. Традиционная роль ИТ-менеджеров принципиально изменилась. Им не нужно тянуть за собой унаследованный ИТ-багаж и беспокоиться о разработанных на заказ системах. И они гораздо активнее своих американских коллег используют преимущества нового облачного мира.

Урок 9. Адаптация к интровертам

Иностранные ИТ-менеджеры, работающие в Китае, становятся экспертами по части общения со своими молчаливыми сотрудниками, ведь интровертов среди их подчиненных предостаточно. Многословие в аудиториях, где проходят обучение китайские студенты, не приветствуется, и эту привычку они переносят на рабочее место.

Робость персонала приводит к тому, что попытки вытянуть из него четкий ответ требуют в Китае заметно больших усилий. Западные менеджеры, надеющиеся наладить с подчиненными обратную связь в ходе открытых совещаний, зачастую бывают разочарованы их результатами. Вести прямую и открытую дискуссию во время встреч за круглым столом очень сложно. Люди предпочитают особо не распространяться о своих идеях. Хорошие менеджеры, поняв бесполезность таких попыток, довольно быстро переходят к общению с глазу на глаз или беседам в очень узком кругу.

Этот урок менеджерам не стоит забывать и в своих родных странах, ведь ИТ-службы все чаще строятся по принципу открытого офиса, а в командах, занимающихся реализацией совместных проектов, преобладают интроверты.

Урок 10. Глобальный кругозор

ИТ в Китае развиваются во многом благодаря специалистам, которые в отличие от представителей других стран, обладают амбициозностью и хорошей обучаемостью.

В процессе движения вперед они не застревают на одном месте. Поскольку иностранные инвесторы являются здесь правилом, а не исключением, сотрудники хорошо знают, что такое работа в международной компании. И этот глобальный кругозор иностранным предприятиям нужно попытаться использовать с выгодой для себя.

Такая ситуация выгодна с точки зрения не только сегодняшнего дня, но и в перспективе. Опубликованное в декабре 2013 года Гарвардской школой бизнеса исследование показало, что сотрудники компаний с неоднородной структурой персонала сообщали об увеличении их предприятием своей рыночной доли на 45% чаще других, а об освоении новых рынков — на 70% чаще.

При приеме на работу ИТ-менеджерам следует отдавать предпочтение кандидатам с более широким кругозором, с опытом работы в международной компании и опытом общения с разными культурами, а в идеале — знающим несколько языков, не зацикливаясь только на технических знаниях.

- Bill Marcus. 10 Lessons U.S. Tech Managers Can Learn From Their Counterparts in China. Computerworld. Jan 5, 2015