Судя по докладам, аналитики этих компаний сходятся во мнении, что в настоящее время идет начальная стадия капитальной трансформации ландшафта ИТ. Но некоторые прогнозы вполне способны напугать большинство компаний. Обобщенно говоря, в результате этой трансформации на передний план выйдет новая группа доминирующих поставщиков, а традиционные игроки окажутся не у дел. В ближайшие пять лет в индустрии ИТ произойдут колоссальные изменения. Они уже заметны, но есть ощущение, что многие участники отрасли не понимают, насколько быстро все меняется.
Нечасто бывало, чтобы аналитики рисовали столь безрадостную картину. В конце концов, их источник дохода – поставщики, которым нужна информация о потребностях пользователей, рыночных возможностях и технологических тенденциях. И если объявить, что большинство ваших клиентов должны готовиться к тяжелым временам, вряд ли можно рассчитывать на рост бизнеса.
С другой стороны, выдавать сплошь оптимистичные прогнозы – тоже не вариант. Если окрашивать предсказания в розовый цвет, а они не будут оправдываться, вы рискуете репутацией. Так что можно с уверенностью говорить: раз уж обе компании выдают явно пессимистичные оценки, значит, обозначенные ими тенденции такие мощные, что их просто невозможно игнорировать, отрицать или обелять.
Итак, пятерка главных прогнозов, которые можно почерпнуть из докладов Forrester и IDC.
1 |
У традиционных поставщиков нет перспектив
В докладе IDC без обиняков говорится: «К 2020 году больше 30% сегодняшних ИТ-вендоров прекратят существование в том виде, как мы их знаем». То есть почти треть нынешних компаний обанкротятся, лишатся былого могущества или объединятся с кем-то в результате слияний.
Это уже происходит: HP только что разделилась на две компании, Citrix объявила о планах отчуждения бизнеса GoMeeting и сокращения штата на 10%, а Dell покупает EMC (хотя сделка еще может провалиться).
Но все это лишь «разогрев» перед тяжелыми временами для всего спектра традиционных поставщиков – причем больше всего рискуют самые крупные. Уже какое-то время назад стало понятно, что у них не все в порядке: отсутствует рост, проваливаются прогнозы и появляются всевозможные оправдания – от некомпетентности торговых агентов до невыгодных обменных курсов. Тот факт, что такие поставщики перестали расти, – главный показатель того, что уже скоро все станет намного хуже.
И проблема вовсе не в недоработках руководства – таковые можно было бы исправить сменой генерального директора или масштабными сокращениями штата. Дело в том, что сама суть отрасли в корне меняется, а ее традиционные участники не предлагают решений, достойных завтрашнего дня. Реструктуризация индустрии ускорится за счет нового для технологического мира явления – частного акционерного капитала.
Резиденты Кремниевой долины в последнее время походя бросаются словом disruption (переворот, подрыв), подразумевая: все, кто отсеивается, – это побочный ущерб от такого «подрыва». Истина в том, что реструктуризация отрасли будет масштабной, болезненной и обескураживающей, но неизбежной.
2 |
Облачных провайдеров станет меньше
Казалось бы, если на традиционных рынках произойдет переворот, их давние участники могли бы найти спасение в облаке. Но это не так, если верить Forrester. В докладе аналитиков говорится: «Крупные облачные провайдеры наберут силу; Amazon, IBM SoftLayer и Microsoft захватят больше рынка корпоративных облачных сервисов. Несмотря на превосходные технологии и колоссальные масштабы, Google в 2016 году только начнет развивать бизнес сервисов для крупных предприятий. И хотя сегодня еще появляются изобретательные новички вроде Aliyun и DigitalOcean, шансов для выхода на рынки инфраструктуры в виде сервиса и облачного ПО управления в конце 2016 года будет гораздо меньше, чем в начале».
Недавно эксперт Gartner по облачным технологиям Лидия Ленг опубликовала твит о том, что к ней поступают вопросы от облачных провайдеров, планирующих уход с рынка.
В Forrester также рекомендуют пользователям «выбирать только облачных лидеров». Другими словами, рынок облачных сервисов достиг стадии «музыкальных стульев», и надо придерживаться тех провайдеров, которым при очередной пересадке гарантированно достанется стул. Понятно, что это пророчество, которое сбудется само по себе, – пользователи начнут обращаться к крупным провайдерам, у мелких упадет доход, они будут вынуждены закрывать сервисы, вследствие чего у крупных вырастет бизнес и так далее.
Впрочем, это и не новость. Еще в прошлогоднем докладе IDC прогнозировалось, что рынок общедоступных облачных сервисов сузится до шести-восьми крупных игроков, а остальным провайдерам предстоит бороться за остатки.
Как и все отрасли с большим объемом капиталовложений, облачная переживает борьбу между теми, у кого толще чековая книжка, и в 2016 году многие нынешние провайдеры придут к выводу, что у них на счету недостаточно денег, чтобы остаться на рынке.
3 |
Большие Данные станут... еще больше
Большие Данные сегодня у всех на устах, а «ученый по данным» (data scientist), согласно Harvard Business Review, – самая востребованная специальность XXI века. Пристальный интерес к данной области обусловлен растущим пониманием того, что анализ больших объемов информации позволяет получить сведения, которые прежде были недоступными или, что хуже, игнорировались в пользу «интуиции».
Примечательно, насколько широко используются Большие Данные. Похоже, сегодня попросту не осталось областей, где бы не применялась обработка Больших Данных и смежные технологии – машинное обучение и искусственный интеллект. Большие Данные трансформируют разработку лекарств, образование, лингвистику, работу кадровых агентств. Пожалуй, проще перечислить отрасли и задачи, которые не меняются благодаря Большим Данным.
Но в IDC считают, что эпоха Больших Данных лишь в самом начале. Сегодня только в 1% приложений используются когнитивные сервисы, а к 2018 году этот показатель возрастет до 50%. По сути, механизмы аналитики будут встроены во все приложения, предоставляющие новые функции или обеспечивающие удобное выполнение повседневных задач.
Легко назвать одну из главных проблем, связанных с Большими Данными, – гигантский размер пространства хранения, которое им требуется. Решение предлагают крупные провайдеры облачных сервисов. Что касается машинного обучения, многие наверняка слышали об IBM Watson, но Google, Microsoft и AWS тоже создают подобные сервисы и предоставляют доступ к огромным срезам данных для аналитических нужд. Очевидное следствие этой тенденции – повышение привлекательности крупных провайдеров в ущерб малым, которым не хватает бюджета на развитие сервисов машинного обучения.
Возможно, прогноз IDC чересчур оптимистичен в отношении сроков, но ясно, что в обозримом будущем Большие Данные продолжат играть важную роль для корпоративных ИТ.
4 |
Все предприятия становятся разработчиками ПО
Итак, предприятия отворачиваются от традиционных поставщиков и обращаются к облачным провайдерам. Между тем все больше предприятий сами начинают разрабатывать ПО, нередко пользуясь открытым кодом. В IDC прогнозируют, что «к концу 2017 года две трети генеральных директоров предприятий, входящих в рейтинг Global 2000, сделают цифровую трансформацию (digital transformation, DX) стержнем корпоративной стратегии, а к 2018-му предприятия, реализующие такие стратегии, увеличат объем собственных ресурсов разработки ПО более чем вдвое, при этом две трети их программистов будут заниматься приложениями и сервисами, связанными с DX».
Роль службы ИТ изменится как никогда. Ситуацию можно описать так: долгие годы в ИТ просили о «месте за общим столом», а теперь, когда вы его наконец получили, вы в ужасе, потому что все вдруг повернулись к вам и спрашивают, что делать дальше. Именно так будет с большинством отделов ИТ в предстоящие несколько лет. И если первоначальную разработку мобильных приложений во многих компаниях возложили на аутсорсеров, то построить цифровое предприятие силами только внешних консультантов никак не удастся.
Но даже если такое и было бы возможно, никакая компания попросту не может себе этого позволить. Стать цифровым предприятием настолько важно для любой компании, что будет слишком опасно полагаться на третьи стороны, чтобы мириться с неизбежными накладными расходами, фальстартами и недопониманием.
Поэтому службе ИТ предстоит стать главным двигателем бизнеса. Уровни ответственности отдела ИТ и ожиданий от него станут высокими, ИТ-директорам придется непросто. Те, кто не справится с новой ролью, окажутся на обочине – их заменят кем-то, кто лучше подходит для новых задач.
Можно не сомневаться в том, что проводниками компаний на пути в цифровое будущее станут именно отделы ИТ.
5 |
Разработчики – в дефиците
Разумеется, в одиночку ИТ-директора не справятся. Им потребуется команда подчиненных, отвечающих за реализацию приложений, которые составят компанию цифровым предприятием.
И они будут во всем отличаться от традиционных приложений уровня предприятия. Их будут писать на других языках программирования, использовать другие базы данных, библиотеки, среды выполнения. Практически все станет иным, поэтому разработчикам понадобится совсем другой набор навыков, чем для приложений предыдущего поколения. В IDC об этом пишут так: «К 2017 году больше половины ИТ-затрат организаций будет уходить на технологии, решения и сервисы Третьей платформы (к которой относятся социальные сети, мобильные технологии, аналитика и облака), а к 2020-му – свыше 60%».
По сути, различия между понятиями «корпоративный отдел ИТ» и «поставщик ИТ» сотрутся – и те и другие будут предлагать технические решения, реализующие ключевые механизмы работы компаний. Таким образом, можно ожидать ожесточенной борьбы за ограниченный пул разработчиков между корпоративными службами ИТ и технологическими компаниями.
Можно предвидеть, что потребуются серьезные изменения менталитета как в корпоративных службах ИТ, так и в их родительских организациях. Службы ИТ традиционно рассматривали как центр затрат, бюджет которого нужно держать в узде, а тем до сих пор удавалось держать оборону лишь в плане зарплат. Разработчиков же нередко считали заменимым «расходным материалом». Но в новой реальности, став критически важным ресурсом, разработчики прекрасно будут знать себе цену.
Не нужно думать, что ваш отдел ИТ защищен, если он находится не в Кремниевой долине, – спрос на квалифицированных специалистов со стороны компаний оттуда столь высок, что они ищут таланты по всему миру.
6 |
В 2016 году Интернет вещей вырастет на 30%
До сих пор Интернет вещей применялся для решения специфических задач каждой отрасли, например, отслеживания грузов на транспорте или мониторинга медицинского оборудования. Но, полагают аналитики Gartner, вскоре технологии Интернета вещей будут использоваться и для общих задач – управления освещением, отоплением и так далее.
Объем продаж услуг Интернета вещей, включая услуги связи, составит в 2016 году 235 млрд долл., что на 22% больше, чем в текущем году. Количество устройств, подключенных к Интернету, вырастет до 6,4 млрд, что на 30% больше, чем в 2015 году. Таким образом, ежедневно к Интернету в мире будут подключаться 5,5 млн новых устройств.
Источник: Gartner, ноябрь 2015 |
Источник: Gartner, ноябрь 2015 |
Большую часть из них составят устройства потребительского класса – в частности, оборудованные электроникой автомобили, интеллектуальные телевизоры, приставки и системы домашней безопасности – камеры и детекторы движения, а кроме того, игрушки. В целом объем продаж таких устройств в мире составит 546 млрд долл. Устройств корпоративного класса будет продано меньше, но денег производителям они принесут больше: 868 млрд долл. Тем не менее потребительский сегмент будет расти быстрее, и к 2020 году обгонит корпоративный, увеличившись до 1,5 трлн долл. в год.
В заключение можно еще раз отметить, что прогнозы Forrester, Gartner и IDC необычно прямолинейно описывают совершенно новый мир ИТ, в котором программное обеспечение управляет всеми элементами предприятия, а роль технических специалистов важна как никогда. Прямота предсказаний аналитиков поражает, а их единодушие однозначно указывает на то, что отрасль ожидают смутные времена.
– Bernard Golden. 5 IT industry predictions for 2016 from Forrester and IDC. CIO. Nov 20, 2015
Forrester: следующий год станет годом действий
В 2016 году процветать будут те, кто заботится об удовлетворении потребностей своих клиентов. Позиции же тех, кто не уделяет достаточно внимания соответствующим вопросам, начнут ослабевать, считают аналитики Forrester.
ИТ-руководители призваны сыграть важнейшую роль в том, чтобы помочь своим организациям, а иногда – и возглавить инициативы в соответствующих направлениях – адаптироваться к сложившимся обстоятельствам и добиться процветания в «эпоху клиента».
1 |
Персонализация
Уровень и качество контекстного и учитывающего особенности конкретных персоналий обслуживания клиентов станет решающим фактором при определении победителя в борьбе за их умы и кошельки. Поэтому избавьтесь от беспорядка в своем хозяйстве, мешающего реализации стратегии по привлечению, обслуживанию и удержанию клиентов. ИТ-директор должен принимать самое активное участие в оптимизации и рационализации базовых ИТ-инфраструктур, содействуя построению надежного фундамента для инновационных бизнес-технологий.
2 |
Максимум внимания впечатлениям клиентов от общения с компанией
Овладевайте навыками, которые помогут преуспеть в обслуживании клиентов, разработке новых продуктов и услуг и анализе данных. Изыскивайте возможности приобретения дополнительных ИТ-активов, которые помогут овладеть инструментами, помогающими улавливать суть и планировать конкретные действия на основе имеющейся информации о клиентах.
3 |
Новая роль руководителя
В конечном итоге требование ориентации на клиента должно исходить от генерального директора. Но если вы не сумеете предложить адекватные бизнес-технологии, которые позволили бы ему реализовать этот замысел и подчеркнуть новое отношение к клиентам, вас ждет понижение статуса. Особенно актуально это с учетом роста спроса на директоров по цифровым технологиям и директоров по данным.
4 |
Повышение значимости новой организационной культуры
Постарайтесь отойти от обычного ведения дел и внедряйте организационную модель ИТ в том виде, в каком вы ее понимаете. Успешному продвижению вперед будет способствовать операционная модель, ориентированная на клиента. Добивайтесь от руководителей подразделений отказа от изолированных систем.
5 |
Столкновение традиционных компаний с разрушителями устоев
В 2016 году традиционные лидеры будут использовать свои сильные стороны – рыночные позиции, капитал и огромные объемы клиентских данных. Поэтому лучше отказаться от громоздких годичных циклов планирования в пользу более гибких, выполняя свои процессы в том же темпе, в каком это делают наиболее динамичные клиенты и разрушители сложившихся устоев.
6 |
Активизация программ лояльности
Взаимоотношения с клиентами должны выстраиваться с учетом их персональных особенностей и контекста, что предполагает инвестиции в соответствующие технологии и создание предпосылок для дальнейшего сближения с клиентами.
7 |
Губительность бессистемного внедрения цифровых технологий
Нередко компании интегрируют цифровые технологии во все части бизнеса, сочетая виртуальные системы с живым общением. При этом возникает риск быстрого разделения клиентов на две полярные группы – активных сторонников этого процесса и тех, у кого он вызывает неприятие. Очень скоро в распоряжении клиентов появятся устройства, позволяющие значительно расширить маркетинговые возможности. И здесь уже от вас зависит, в какой степени новые технологии будут соответствовать вашей клиент-ориентированной стратегии.
8 |
Клиенто-центричность операционных моделей
Лидеры будут активно использовать операционные модели, ориентированные на клиентов, отстающие – лишь заявлять о своей ориентации на клиентов. Положенные в ее основу принципы заставляют вас и вашего директора по маркетингу переходить от формирования представления о клиенте к модели, ставящей его во главу угла, от наращивания объемов данных к проникновению в их суть, от перфекционизма к быстрым действиям и от функционально изолированных систем к комплексным.
– Керри Джонсон – старший вице-президент компании Forrester Research