Жанет Борзо, руководитель европейского отделения службы новостей IDG, которая, кстати, очень неплохо говорит по-русски, часто пишет о нашем компьютерном рынке, в своей статье пытается оценить негативные последствия этих мер касательно развития отечественной инфраструктуры Internet, возможностей развертывания электронной торговли.

Российский Web-узел Libertarium отметил этим летом свое четырехлетие. Однако основателю и координатору узла Анатолию Левенчуку (ему, кстати, принадлежал один из первых 150 адресов Internet в бывшем Советском Союзе) нынче не до праздников. Его, как и многих других российских пользователей, беспокоят совершенно иные вопросы. В начале октября Министерство юстиции должно утвердить новую версию постановления о системе следственных оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ-2). Очередная редакция постановления, рожденного в недрах ФСБ и Госкомсвязи, описывает порядок подключения спецслужб к каналам всех поставщиков услуг Internet, работающих в России, и фактически легализует просмотр любых электронных сообщений, передаваемых через Сеть.

«Сеть всегда была территорией свободы, - заметил Левенчук в интервью корреспонденту службы новостей IDG. - СОРМ-2 станет своеобразным невидимым занавесом - занавесом недоверия, который отгородит Россию от зарубежных государств. Возможность появления в нашей стране бесконтрольного прослушивания Internet серьезно тревожит меня. Постановление СОРМ-2 полностью развязывает руки спецслужбам и позволяет им незаметно просматривать информацию, отправляемую или поступающую на любой ПК, подключенный к Internet». Но не только нарушение прав человека и тайны частной жизни волнуют сообщество российских пользователей Internet. Ограниченное число провайдеров и чересчур высокая плата за подключение к Сети больно бьют по только зарождающемуся рынку электронной коммерции, что отнюдь не способствует выздоровлению экономики, которая находится сегодня в глубоком кризисе. После вступления в силу требований СОРМ-2 иностранным компаниям, действующим в России самостоятельно или имеющим российских партнеров, придется срочно менять привычные методы работы и пересматривать свое отношение к электронным коммуникациям.

Шторм, поднятый СОРМ

«Опасность кроется не в самом по себе постановлении СОРМ, а в переходе от относительно управляемой системы СОРМ-1, предусматривающей ограничение полномочий спецслужб, к практически неконтролируемой СОРМ-2», - отметил Левенчук.

В настоящее время межведомственное постановление передано на рассмотрение Министерства юстиции. Если проект будет одобрен, руководству ФСБ и Государственному комитету по связи останется только утвердить его. «Положительного решения Министерства юстиции вполне достаточно для того, чтобы приступить к практическим действиям.

Хотя постановление СОРМ-2 и не возведено в ранг закона, тем не менее оно обязательно к исполнению на всей территории Российской Федерации. «СОРМ-2 нельзя считать законом, поскольку этот акт не рассматривался в Государственной Думе, Совете Федерации и Администрации Президента, - пояснил Левенчук. - Официальное утверждение законопроекта возможно лишь в том случае, если он будет включен в повестку дня Думы и получит необходимое число голосов депутатов парламента. Однако и без этого для Internet-провайдеров данное постановление фактически будет иметь статус закона, и они не смогут уклониться от его выполнения».

В случае принятия СОРМ-2 нет никакой гарантии того, что сотрудники ФСБ будут приступать к перехвату информации только после получения соответствующего разрешения. В этом случае пользователи Internet никак не смогут защитить себя от произвола спецслужб.

Как заметил Левенчук, получается, что одна и та же организация выписывает ордер, производит на его основании определенные действия и сама следит за соблюдением установленных правил. Если дело и дальше пойдет так же, то через некоторое время служба безопасности потребует предоставить ей судебные полномочия.

Насколько реальна угроза?

Разработка постановления СОРМ-2 показывает, что ФСБ как минимум пытается помериться силами с сообществом Internet.

«Организации подобного рода очень часто стремятся узнать, как далеко простирается их влияние на действующую власть», - пояснил работающий в Москве сотрудник IDC Роберт Фариш.

«В течение последнего года от ФСБ не раз поступали аналогичные предложения, но до сих пор власти не решались игнорировать общественное мнение, - отметил Михаил Новиков, руководитель маркетинговой службы компании Arcadia, занимающейся разработкой программного обеспечения. - В частности, ФСБ обвинила ученых, отбиравших проекты, которые должны были финансироваться из фонда Сороса, в нарушении интересов национальной безопасности. И только возмущенная реакция научных кругов заставила тогда спецслужбы отступить».

Проект СОРМ-2 предусматривает возложить все расходы по закупке устройств, предназначенных для перехвата информации, на самих провайдеров Internet. Поэтому большинство экспертов считают, что у этого постановления не так уж много шансов.

«Для выполнения постановления СОРМ-2 недостаточно контролировать только российских провайдеров, - заметил Дрю Уикс, аналитик International Data Corp. - Многие компании создавались при участии иностранного капитала. Зарубежные корпорации уже очень глубоко проникли на рынок и теперь приложат все усилия к тому, чтобы не допустить ущемления своих прав. Вряд ли ФСБ решится атаковать их».

Однако у провайдеров практически не остается выбора. «Если провайдеры Internet не станут выполнять предписания властей, им не продлят лицензию, - пояснил Левенчук. - Таким образом, остается два варианта - выполнить постановление СОРМ-2 и получить лицензию или отказаться и лицензии лишиться».

Парад средств шифрования

Президентский указ № 334, подписанный в 1995 году, запрещает российским компаниям производить, продавать и применять устройства шифрования без получения лицензии ФАПСИ - Федерального агентства правительственной связи и информации.

Сегодня лишь очень немногие компании обладают подобными лицензиями, и если постановление СОРМ-2 торжественно войдет на российский рынок Internet через парадный вход, сразу же вслед за ним через потайные двери ворвутся нелицензионные технологии шифрования.

«Наиболее вероятным следствием вступления в силу СОРМ-2 будет значительное расширение применения программных средств шифрования», - отметил Фариш.

Однако вряд ли российское сообщество Internet сможет надежно защитить себя с помощью шифрования.

«Квалифицированный специалист просто обойдет запреты СОРМ-2, зашифровав свои данные, но в России есть масса пользователей, не имеющих достаточных знаний и опыта, - заметил Левенчук. - Кроме того, коммуникационный канал имеет две конечные точки. Поэтому, если спецслужба решит прослушивать линию, надзор будет установлен не только за российскими компаниями, но и за их зарубежными партнерами, находящимися на другом конце провода».

Костер начинает гаснуть

Появление проекта СОРМ-2 привело не только к резкому увеличению объема продаж продуктов шифрования, но и к падению спроса на другие технологии. Впрочем, Новикова в первую очередь волнует явное нарушение прав человека и лишь потом - ухудшение ситуации на рынке. Скорее всего, в ближайшее время следует ждать повышения цен на услуги провайдеров Internet, которым надо будет как-то окупить стоимость оборудования, предусмотренного программой СОРМ-2, и его обслуживания. Потребуется приблизительно 10 тыс. долл. на закупку аппаратных средств и 1000 долл. ежемесячно на поддержку дополнительного канала.

«Финансовое бремя СОРМ-2 тяжелее всего ударит по небольшим компаниям, - отметил Новиков. - Провайдеры наверняка потеряют часть корпоративных пользователей, которые побоятся передавать секретную информацию по прослушиваемым линиям. Ведь нельзя исключить, что эти данные могут попасть в руки конкурентов».

Российские пользователи Internet вправе предпочесть прослушиваемым местным телефонным линиям безопасные услуги спутниковой связи, прелагаемые зарубежными компаниями. Однако цены на подобные услуги кусаются, и лишь очень немногие готовы платить такие деньги. Большей части молодежи вообще придется отказаться от Web, поскольку увеличения затрат их карман не выдержит.

«В конечном итоге дополнительные инвестиции лягут на плечи пользователей, и доступ к Internet в России окажется самым дорогим в мире при минимальном количестве клиентов, - подчеркнул Левенчук. - В конце концов это приведет к тому, что небольшие компании-провайдеры вынуждены будут уйти с рынка».

По мере уменьшения числа провайдеров конкурентная борьба между ними станет ослабевать, что будет способствовать росту цен при одновременном ухудшении качества.

«Принятие постановления СОРМ-2 нанесет серьезный удар как по индустрии электронной торговли, так и по российской части Internet в целом, - отметил Новиков. - В худшем случае деловые круги просто откажутся от Internet, потому что пользоваться Сетью станет невыгодно».

Зарубежные партнеры станут избегать сотрудничества с российскими фирмами, а российским сетевым администраторам придется в срочном порядке перестраивать всю налаженную систему электронной почты.

«Переписка деловых людей перестанет быть тайной - копия сообщения, посылаемого адресату, сразу же окажется в руках Большого Брата, - констатировал Левенчук. - В результате распространение Internet в России прекратится. Угроза со стороны ФСБ гораздо более реальна по сравнению с опасностью, исходящей от хакеров. С наличием их полумифической угрозы еще можно смириться, но присутствие рядом легендарной спецслужбы автоматически лишает Internet доверия пользователей».

Пострадает бизнес

«СОРМ-2 весьма негативно отразится на электронной торговле между Россией и другими странами, - продолжил свою мысль Левенчук. - Действие СОРМ-2 распространяется на все сети, в том числе и на каналы X.25, не только на электронную почту, но и на финансовые операции и оперативную обработку транзакций. Зарубежные компании перестанут доверять своим российским партнерам. Принятие СОРМ-2 будет иметь далеко идущие последствия. Это способно поставить под сомнение даже статус России как страны с рыночной экономикой».

«Прекращение инвестиций в телекоммуникационную индустрию снизит привлекательность капиталовложений в российскую промышленность в целом и приведет к массовому оттоку финансовых средств», - заметил Новиков.

За кем останется последнее слово?

Конечно, если постановление СОРМ-2 все-таки будет принято, его всегда можно попытаться оспорить в установленном порядке. Для этого парламент или какая-либо иная организация должны направить соответствующее заявление в суд. Но даже при отсутствии такого заявления для того, чтобы постановление работало, правительству придется учитывать реалии рынка.

«Не думаю, что российское правительство обладает настолько высококвалифицированными специалистами, чтобы воплотить этот замысел в жизнь», - высказал свою точку зрения Уикс.

Это заявление нельзя назвать голословным и безосновательным. Ведь всем известно, что в России на практике выполняется далеко не каждое решение.

«В этой стране люди вовсе не считают для себя обязательным следовать тем или иным предписаниям только потому, что кто-то объявил эти предписания законом», - заметил Фариш.


Более подробную информацию о проекте СОРМ-2 можно найти на Web-странице http://www.fe.msk.ru/libertarium/sorm/. Узел Libertarium (http://www.fe.msk.ru/libertarium/) посвящен социальной деятельности и научным исследованиям, связанным с вопросами классического либерализма и либеральных убеждений. Web-адрес компании Arcadia - http://www.arcadia.spb.ru/.