В России — как и в ряде других стран, например в Китае или Бразилии — сейчас чувствуется тенденция к уменьшению использования программного обеспечения частной разработки в корпоративных структурах, которые не хотят тратиться на лицензии. Вместо этого предприятия начинают инвестировать в операционнцю систему Linux и открытые системы
Ричард Зайбт: «У движения открытых исходных текстов в России очень много сторонников» |
В конце апреля в Москве побывал Ричард Зайбт, ставший в феврале 2004 года президентом Novell EMEA. В середине 90-х годов Зайбт возглавлял немецкое представительство IBM, отвечая за продвижение продуктов IBM в немецкоязычных странах Европы. Затем, переехав в США, в должности вице-президента корпорации занимался вопросами маркетинга и продаж ключевых программных продуктов IBM в странах Северной Америки, а затем возглавил весь бизнес IBM OS/2. В 1998 году он стал членом совета директоров немецкой компании United Internet, а в январе 2003-го — генеральным директором компании SuSE Linux AG.
Визиту предшествовал ряд важных событий. В январе завершился процесс поглощения SuSE Linux компанией Novell, после чего альянс Novell-IBM стал обладать самой популярной на европейском корпоративном рынке версией Linux. В марте Novell объявила о подписании соглашения с IBM по поводу анонсированного в ноябре 2003 года инвестирования со стороны IBM в размере 50 млн. долл. в акции Novell. На конференции BrainShare в марте Novell объявила о важном изменении в развитии Novell NetWare: новый выпуск NetWare 7 войдет наряду с ядром SuSE Linux в состав платформы Open Enterprise Server.
О перспективах продвижения SuSE Linux в России и мире с Ричардом Зайбтом беседовал Руслан Богатырев, научный редактор журнала «Мир ПК».
Какова будет политика Novell в отношении продвижения Linux в Центральной и Восточной Европе, в частности, в России?
Россия — очень большой рынок, один из наиболее быстрорастущих. Некоторые говорят об Азии как о наиболее активно развивающемся рынке, но я уверен, что именно Россия благодаря высокому уровню образования и богатому инженерному опыту представляет собой рынок, прекрасно подготовленный для восприятия Linux. У движения открытых кодов в России очень много сторонников, немало российских специалистов разрабатывают программы с открытым кодом, в том числе и на базе Linux.
Россия готова инвестировать в ИТ, поскольку появляется понимание того, насколько они важны. Инвестиции идут главным образом в инфраструктуру, в новые приложения, в информационную безопасность. И для всех этих трех сфер у нашей компании есть решения на базе Linux.
В России — как и в ряде других стран, например в Китае или Бразилии — сейчас чувствуется тенденция к уменьшению использования программного обеспечения частной разработки в корпоративных структурах, которые не хотят тратиться на лицензии. Вместо этого предприятия начинают инвестировать в Linux и открытые системы.
Как вы позиционируете SuSE Linux в России по отношению к другим дистрибутивам, и какой политики придерживается Novell в его продвижении?
Я хорошо знаком с продуктами ASPLinux и ALT Linux. Думаю, следует различать два разных рынка — корпоративный и пользовательский. Требования конечных и корпоративных пользователей к программному обеспечению сильно различаются. Если мы говорим о корпоративном рынке, там нужны сертифицированные системы — надежные и устойчивые, отвечающие промышленным стандартам. Поэтому операционная система должна пройти сертификацию на совместимость с продуктами различных производителей ПО и оборудования.
На пользовательском рынке деятельность любой компании — будь то ALT Linux или кто-то другой — только приветствуется, так как они подготавливают рынок Linux-решений. Когда люди работают в Linux, они привыкают к этой ОС, узнают о ее возможностях. Но в компаниях требуются сертифицированные Linux-решения, и продукт SuSE позиционируется как корпоративная система.
Мы видим интерес российских организаций к нашим решениям, и этот интерес выражается в реальных проектах, в которых используются продукты Novell.
Глобальные партнерские соглашения Novell также имеют свое воплощение на локальном уровне. Мы подписали глобальные соглашения с IBM и Hewlett-Packard, и наш московский офис сейчас прорабатывает детали сотрудничества с этими компаниями на российском рынке, планирует проведение совместных акций для местных заказчиков.
По условиям партнерского соглашения с Novell, IBM предустанавливает дистрибутив SuSE Linux на все серверные продуктовые линии. Аналогичное соглашение с HP действует уже много месяцев, недавно оно было расширено соглашением о предпродажной инсталляции SuSE на ПК. Таким образом, с точки зрения маркетинга, у HP есть некоторое преимущество, потому что они могут продавать как серверы, так и настольные компьютеры с SuSE Linux.
Мы будем расширять наши соглашения с IBM, чтобы SuSE Linux предустанавливалась также на ее ПК. У нас также есть аналогичное соглашение с Sun Microsystems. Кстати, Java Desktop System базируется на SuSE Linux.
Тем не менее были разговоры о некоторых трениях между Sun и SuSE, о том, что Sun хочет отказаться от использования SuSE Linux в Java Desktop System, верны ли эти сведения?
Нет, не верны. Sun инвестирует очень много в Linux, и с этим связано, например, недавно подписанное ими соглашение о сотрудничестве с AMD.
Sun столкнулась с двумя серьезными проблемами. Первая — аппаратная, процессоры SPARC стали слишком дороги из-за того, что количество систем, продаваемых с ними, уменьшается. Вторая проблема — программная. Возможности Solaris растут, соответственно растет ее сложность, так что для сохранения темпов развития этой операционной системы требуются все большие затраты. Рано или поздно им пришлось бы уйти с рынка, если бы у них не было собственной Linux-стратегии.
Что вы можете сказать о продвижении Linux в России совместно с IBM и HP? Будет ли от имени Novell продвигаться один дистрибутив или же ваш стратегический партнер — корпорация IBM, недавно открывшая в Москве центр компетенции Linux, предполагает еще какие-то решения?
Крупные компании используют широкий спектр аппаратных платформ. У нас на всех платформах, от мэйнфреймов до Intel-серверов, используется один дистрибутив. У SuSE есть технология под названием AutoBuild, которая позволяет при завершении разработки операционной системы предоставлять продукт в один и тот же день для всех аппаратных платформ. Это позволяет, в частности, решать вопросы информационной безопасности.
Планируется ли создание в России центров компетенции SuSE Linux?
Думаю, разумнее объединить усилия с IBM, HP и местными поставщиками. Все мы понимали, что должен быть Linux-центр, и такой центр был недавно открыт IBM, мы участвуем в этом проекте. В других странах мы участвуем в аналогичных проектах с Oracle и HP.
В прошлом году, давая интервью InfoWorld, вы говорили о том, что SuSE Linux занимает 74% рынка Linux в Германии и 60% — в Европе. Каковы ваши прогнозы в отношении рынка Восточной Европы и России?
Каждый рынок чем-то отличается от других, все зависит от того, кто ваши местные конкуренты. Они обычно имеют уже локализованные версии дистрибутивов Linux, поэтому первое, что мы должны сделать — это перевести наши продукты на русский язык. Я думаю, через некоторое время, года через два, мы сможем занять 40-50% рынка Linux-систем.
Это касается только корпоративных решений?
Это прогнозы по серверным операционным системам. Для серверов есть так называемая сертифицированная версия и два доступных дистрибутива — SuSE и Red Hat. Я уверен, что у нас есть несомненные преимущества. Благодаря слиянию с Novell мы имеем инфраструктуру поддержки по всему миру. Мы можем предоставить клиентам и партнерам качественное обучение. Могу даже сказать, что 50% — это консервативная оценка.
В целом же, по прогнозам IDC, к 2006-2007 годам на долю Linux придется 50% рынка операционных систем. И из этих 50% не менее половины составят дистрибутивы SuSE.
Для российского рынка, я считаю, очень важно то, что у Novell есть свои локальные ресурсы в России и СНГ. С другой стороны, мы сотрудничаем здесь с крупнейшими игроками ИТ-рынка, такими как IBM и HP. Кроме того, у Novell есть локальные партнеры, которые занимаются разработкой приложений, системной интеграцией и дистрибуцией продуктов.
При внедрении Linux, особенно в государственном секторе, важно соответствие требованиям промышленной сертификации и информационной безопасности. В конце прошлого года SuSE получила сертификацию по Common Criteria Security Certification. Как Novell решает вопросы адаптации требований Common Criteria к требованиям соответствующих российских органов?
IBM работает с нами в России над проведением, в дополнение к Common Criteria, еще и российской сертификации SuSE. Также SuSE планирует достичь уровня EAL 4+ к январю 2005 года, к выставке LinuxWorld в Нью-Йорке. Опять-таки, мы делаем это в сотрудничестве с IBM.
Насколько я знаю, Россия внимательно относится к Common Criteria, но имеет и свои требования в дополнение к ним. Возможно, когда-нибудь будет единый набор требований и критериев. Но пока есть специфические требования государства, отличающиеся от Common Criteria, мы вместе с IBM будем прилагать усилия, чтобы соответствовать всем требованиям.