«Волжский трубный завод» решил проверить качество внедрения до его завершения
В середине мая представительство SAP провело очередное мероприятие по обмену опытом, на котором ряд заказчиков рассказали о своих проектах, а специалисты самой SAP познакомили собравшихся с некоторыми продуктами. Одно из центральных мест занял рассказ о внедрении продуктов SAP на ОАО «Волжский трубный завод». Предприятие это достаточно большое — пять основных цехов, 32 вспомогательных, более 11 тыс. сотрудников.
Система на заводе была введена в эксплуатацию в конце декабря 2005 года, хотя подобные проекты, по словам первого заместителя управляющего директора ВТЗ Елены Благовой, не имеют явного окончания, а непрерывно развиваются. Основная цель проекта — обеспечить руководство оперативной и достоверной информацией — достигнута.
В процессе внедрения был создан проектный офис, в котором сейчас работают 56 человек. Благова подчеркнула, что, во-первых, руководители предприятия обязательно должны быть заинтересованы в проекте, потому что «в ходе внедрения приходится принимать непопулярные решения», а во-вторых, главенствовать в проекте должен бизнес, а не ИТ-структуры, иначе «бизнес будет обязательно сопротивляться внедрению». Кроме того, обучение пользователей лучше проводить до начала внедрения. На ВТЗ оно было начато уже в ходе проекта, что создало определенные трудности, так же как и отсутствие составленного заранее плана-графика. Стандартный план от SAP заводчанам был непонятен, и его не приняли. А свой они делали по ходу проекта, постоянно вносили коррективы, в результате план оказался составлен лишь к окончанию внедрения.
Еще один названный Благовой камень преткновения — справочники номенклатуры изделий и материалов, которые должны охватывать примерно 60 тыс. наименований. К формированию справочников приступили только на второй год после начала внедрения проекта, что также затормозило работу.
Спустя год после начала проекта, чтобы убедиться в правильности проделанной работы, предприятие пригласило KPMG для проведения аудита решения на соответствие функциональным требованиям. Заключение аудиторов было положительным, но это задержало срок окончания проекта на девять месяцев. Чтобы уложиться в намеченные сроки, система была запущена в промышленную эксплуатацию, минуя стадию эксплуатации опытной. «Это было очень тяжело, — отметила Благова, — три месяца завод, можно сказать, был на военном положении: работали допоздна и без выходных». Тяжело еще и потому, что было решено сразу исключить двойной ввод данных, и с запуском системы были остановлены используемые ранее АСУ «Материалы» и «1С:Бухгалтерия».
Последствия отказа от «1С:Бухгалтерии» проявились очень скоро: в бухгалтерском модуле SAP R/3 оказалось недостаточно форм отчетности по РСБУ и МСФО, а большинство имеющихся форм не устраивало бухгалтерию. Кроме того, обнаружилась негибкость системы в следовании частым изменениям российского бухгалтерского и налогового законодательства. Также неожиданностью для внедренческой команды было то, что в системе присутствует всего 14 стандартных форм отчетов. А предприятию нужно их порядка 180. В настоящее время недостающие формы разрабатываются.
Сейчас в системе работают 750 пользователей. По словам Благовой, они более ничем, кроме работы в системе, заниматься не успевают. От этого даже стал страдать основной бизнес завода. Поэтому, в частности, в цехах решили разграничить обязанности — основная часть сотрудников трудится на производстве, а несколько специально выделенных занимаются вводом данных.
Всего в ходе проекта на «Волжском трубном заводе» внедрено шесть модулей SAP R/3: «Производство», «Сбыт», «Снабжение», «Финансы», «Бухучет», «Экономика». Внедрение сопровождалось немалым количеством доработок (например, от модуля «Финансы» оригинальной осталась только часть «Кассовые операции», остальное было создано практически заново). Однако теперь, по заверению Благовой, все отчеты создаются вовремя, перестроены многие бизнес-процессы, повысилась капитализация предприятия и его инвестиционная привлекательность, увеличилась прибыль и сократились сроки оборачиваемости средств. «Волжский трубный завод» стал центром компетенции по развитию и тиражированию системы. Сейчас выполняются работы по экспертизе решений и настроек для внедрения их на других заводах той же специализации.
О сервисах
На конференции был также представлен ряд продуктов. Единая централизованная комплексная платформа сервиса и поддержки SAP Service Marketplace представляет собой семейство порталов с информационными ресурсами о продуктах и услугах SAP, в том числе о дополнительных разработках, учитывающих специфику стран СНГ, информацией о версиях для различных платформ, включая планируемые версии, руководство по инсталляции для текущих версий решения SAP и др.
Платформа SAP Solution Manager предназначена для централизованного управления решениями SAP. Юрий Морозов, руководитель проектов отдела консалтинга, рассказал, что эта платформа может функционировать в рамках используемой у заказчика ИТ-среды, облегчая техническую поддержку распределенных систем. Solution Manager располагает набором маршрутных карт, отражающих индивидуальные особенности клиента. На этапах внедрения проекта, запуска системы в промышленную эксплуатацию или использования решения маршрутные карты «подскажут», что и как надо делать. Платформа обеспечивает централизованное управление многокомпонентными средами, уменьшая сложность этих операций. С ее помощью осуществляется мониторинг бизнес-процессов и систем на основе полного документирования среды решений и базовых бизнес-процессов.
Управление решением SAP с помощью SAP Solution Manager не требует оплаты каких-либо дополнительных лицензионных сборов, так как эта платформа включена в программу сопровождения бизнес-решений.
На конференции также были представлены так называемые «продуктизированные сервисы» SAP. Это решения, с помощью которых предприятия могут быстро реализовать то или иное требование бизнеса или законодательства (например, по бухгалтерскому учету). По сути, это совокупность стандартных программных компонентов, предварительно сконфигурированные шаблоны и настройки, средства ускорения внедрения в виде концептуального проекта и услуги по реализации сервиса.
Александр Исаенко, менеджер по работе с клиентами отдела обучения SAP, рассказал участникам конференции о новом продукте RWD Info Pak. Это набор программ, по умолчанию, настроенный для подготовки и публикации различных типов документов для поддержки работы пользователей. Назначение RWD Info Pak — обучение пользователей практической работе с решениями SAP. С его помощью можно создавать и обновлять документы, инструкции и другие материалы для обучения, создавать тесты.