Украинский ИТ-рынок ждет изменений: на заседании Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады Украины, которое состоялось 15 апреля 2008 года, рассматривался проект изменений в Таможенном тарифе о приведении ставок налога на ввозимые товары к уровню, обозначенному графиком тарифных обязательств страны в связи с ее вступлением в ВТО. В частности, согласно этому проекту, ставка налога на импорт в страну готовых ПК будет снижена с 10% до нуля. Правда, произойдет это не сразу со вступлением Украины в ВТО, а несколько позже: Комитет добивается того, чтобы изменения вступили в силу с 1 января 2009 года.
Десятипроцентная пошлина на ввоз готовых ПК была принята в 2005 году — это должно было защитить украинского производителя от конкуренции со всемирно известными компаниями. Однако теперь такая ставка не соответствует требованиям ВТО.
По идее отмена пошлины на ввоз периферии, которая не производится на Украине, даст возможность потребителям покупать продукцию по более выгодным ценам. Правда, вряд ли от этого выиграет украинский производитель, ведь компьютеры украинского производства может потеснить дешевая продукция азиатской сборки. Да и высококачественные товары мировых брендов станут дешевле, а следовательно, доступнее покупателю. Исследования проникновения брендов транснациональных компаний на рынки Восточной Европы показывают, что в большинстве случаев местные производители проигрывают в подобной борьбе: даже в наиболее благоприятных условиях всего лишь 40% рынка остается на долю локальных производителей. Ведь международные игроки, как правило, обладают бесспорными преимуществами, в частности огромным опытом и ресурсами. Поэтому украинский производитель будет вынужден постоянно уделять внимание проблеме конкуренции с международными компаниями.
С другой стороны, в борьбе за потребителя местным компаниям придется поднимать уровень сервиса, что может способствовать их выходу на мировой рынок. Более того, уже привыкший к местной, «домашней» продукции (безусловно, если она хорошего качества, а ее обслуживание ведется на высоком уровне), потребитель не кинется автоматически покупать товары глобального бренда. Так что у местных компаний все-таки есть некоторая фора.