.
Как пояснил директор «Российских железных дорог» по ИТ Алексей Илларионов, обратиться к процессному подходу, позволяющему выстраивать связанную с ИТ деятельность по законам бизнеса, побудили происходящие в компании серьезные организационные преобразования, а также стремление повышать эффективность своей работы. За последние годы структура «хозяйства информатизации» РЖД была радикально изменена. На смену разрозненным подразделениям по информатизации, обслуживавшим региональные филиалы российских железных дорог, пришла вертикальная интегрированная структура, которая объединила Главный вычислительный центр РЖД и семнадцать региональных вычислительных центров. В результате, как заявил Илларионов, железнодорожники получили в свое распоряжение информационный ресурс, не имеющий себе равных в России. Вычислительные центры компании расположены в девяти часовых поясах, эксплуатируют в круглосуточном режиме 96 мэйнфреймов, более 2,5 тыс. серверов открытой архитектуры, разветвленную инфраструктуру сети передачи данных, различные программные решения по обеспечению основной деятельности предприятия. В поддержке нуждаются порядка 280 тыс. рабочих мест, при этом реальное число пользователей еще больше в силу принятого на железной дороге сменного режима работы.
Потенциал подобного информационного комплекса для повышения эффективности бизнеса огромен, но только при условии надлежащей заботы об эффективности его собственного функционирования. Эту задачу наряду с обеспечением более комфортных условий работы персонала и расширением возможностей для его мотивации решали в РЖД, реализуя единую службу поддержки и другие базовые процессы ITSM. АСУ ЕСПП спроектирована и внедрена на базе платформы HP Service Desk. При этом HP выступила в проекте прежде всего как носитель методологических знаний, в то время как проектированием и внедрением процессов и технологических решений занималась санкт-петербургская компания Digital Design.
В настоящее время оперативные процессы ITSM развернуты во всех семнадцати подразделениях Главного вычислительного центра РЖД, в АСУ ЕСПП работают около 9 тыс. ИТ-специалистов, в день регистрируются более 10 тыс. обращений пользователей. По мнению вице-президента и генерального директора HP Россия Оуэна Кемпа, очевидными достижениями проекта стали возможность получать точные данные о работе информационной инфраструктуры и принимать на их основе стратегические решения, а также снижение связанных с ИТ рисков для основного бизнеса РЖД.
По словам Илларионова, дальнейшее развитие процессного подхода в хозяйстве информатизации РЖД идет в направлении управления экономикой ИТ. Уже сейчас в ИТ-службе разработан каталог услуг с их детальным экономическим обоснованием, что позволяет не только правильно позиционировать затраты на ИТ-деятельность перед руководством РЖД, но и продумывать возможности вывода услуг на внешний рынок. Илларионов не считает целесообразным передачу своих систем на аутсосинг, однако не исключает того, что ИТ-служба железнодорожников сама сможет выступить в роли аутсорсера для других корпоративных структур.
Успешная реализация процессного подхода в ИТ-подразделении может, как отметил Илларионов, послужить и своего рода «пилотом» для развития инструментов повышения эффективности основной деятельности РЖД. Крупнейшее транспортное предприятие страны и одна из самых крупных транспортных компаний мира, «Российские железные дороги» сейчас претерпевают серьезное реформирование. При этом активно развивающаяся компания имеет довольно ограниченные технологические ресурсы, модернизация которых ведется только последние три-четыре года. В условиях дефицита современной транспортной инфраструктуры компания вынуждена искать инструменты повышения внутренней эффективности, для того чтобы в полной мере выполнять обязательства ведущего публичного перевозчика. По словам Илларионова, эффективное управление затратами крупных корпораций базируется только на правильно выстроенных процессах, и в этом смысле лучшие практики ИТ-службы могут послужить образцом для реформирования управления деятельностью предприятия в целом.