Участники форума SoftForum Russia 2008, который с 6 по 10 октября провела компания Mont Distribution на пароме, курсирующем между Таллином и Стокгольмом, вели себя вполне спокойно, несмотря на напряженность, нагнетавшуюся телеканалами CNN и BBC. По первым выступлениям вообще можно было предположить, что огромная «волна», несущаяся из-за океана, дойдет до России лишь в виде небольшого волнения, которое отечественный ИТ-рынок даже не почувствует.
Так, директор по продажам представительства Adobe Systems в России и СНГ Александр Потапов заявил, что по итогам предыдущего финансового года продажи компании в регионе выросли на 185%. Текущий год для Adobe заканчивается 30 октября, но Потапов уверен, что прирост будет не меньше прошлогоднего показателя. При этом инвестиции в регион будут расти, компания откроет представительства в Киеве, Алма-Ате, Санкт-Петербурге, возможно, и в некоторых других городах России. Леонид Шугуров, директор по региональному развитию, Россия/СНГ Autodesk, полагает, что продажи в России должны к 2011 году вырасти втрое. Васил Барзаков, глава представительства CA в России и СНГ, и вовсе ожидает от проблем в экономике получить выгоду, поскольку продукты его компании помогают контролировать издержки. Наконец, Радмило Лукич, генеральный директор компании Pinta Lab, поведал об итальянце, у которого во время кризиса в 30-х годах прошлого века в США бизнес развивался очень бурно. Когда журналисты приехали поинтересоваться секретом успеха этого уникального предпринимателя, выяснилось, что тот не говорит по-английски, и потому о катастрофическом состоянии экономики просто не знал. Из этой истории Лукич сделал вывод, что лишняя информированность о кризисе мешает работе.
Тем не менее мобильные телефоны участников не позволили им следовать этому правилу, хотя бы во время конференции. Нехорошие новости, вроде откладывания контрактов, заставляли многих погрустнеть. Иные потенциальные заказчики пересмотрели свои планы по закупкам буквально за несколько дней.
Дмитрий Москалев, генеральный директор Mont Distribution, подтвердил существование такого явления: «Многие заказчики готовы платить штрафы за задержку платежа по долгосрочному контракту, но не погашать очередной транш. Это, как и отказ от заключения новых контрактов, уже привело к проседанию рынка. Обычного осеннего всплеска продаж в этом году не произошло».
Время отдохнуть от гонки
На официальном закрытии конференции Москалев ограничился лишь предсказанием того, что «драматического роста» на софтверном рынке, который наблюдался в последние три года, больше не будет. Что до его собственной компании, то, согласно оценке Москалева, по итогам четвертого квартала текущего года продажи компании составят около 25% годового оборота, хотя обычно этот показатель составляет 35-40%. По сравнению с тем же кварталом прошлого года ожидается не только сокращение темпов роста, но даже падение продаж на 15-20%.
Впрочем, четвертый квартал 2007 года не вполне показателен, на него пришелся незаурядный контракт — компания участвовала в рамках государственного проекта в поставке пакета ПО российским школам.
Впрочем, снижение темпов роста нельзя связывать только с финансовым кризисом. Например, резко замедлились темпы легализации программного обеспечения: уровень пиратства в России уже достаточно низкий относительно этого показателя трехлетней давности, и дальнейшее его снижение может быть только постепенным. Судя по данным BSA, в 2007 году он снизился до 73%. Москалев не знает, как считался данный показатель, но подозревает, что в нем учитывается софт, который по своему прямому назначению фактически не использовался.
По оценке Москалева, благодаря легализации емкость софтверного рынка России можно увеличить в два, максимум в три раза, но лишь теоретически. К тому же российские власти уже подали сигнал о том, что не будут «кошмарить» бизнес. Это, вероятно, касается и «силовых методов» борьбы с пиратством. Иными словами, такой источник бурного роста последних лет, как легализация, уже иссякает.
Финансовый кризис на этом фоне является лишь одним из факторов. Конечно, существует риск неплатежей, что может больно ударить по дистрибьюторскому бизнесу с маленькой маржой и высокой оборачиваемостью. Но, по словам Москалева, падение темпов роста имеет еще одну положительную сторону — появилась возможность заняться решением множества проблем, которые откладывались во времена бурного роста. В течение трех последних лет оборот Mont рос в среднем на 120%, что для нормального развития бизнеса слишком много. Чтобы обеспечить прием, обучение и приобщение к корпоративной культуре новых сотрудников, рост должен быть не более 30-50%.