Первая в России конференция TIBCO Solution Day была проведена 20 мая, и представители компании пообещали сделать ее ежегодной. Это свидетельствует о том, что пять лет присутствия компании в России, из них два последних — с собственным офисом, не прошли напрасно. Для компании, чей бизнес рассчитан исключительно на крупных заказчиков (во всем мире их всего около 3 тыс.), это очень неплохой итог.
Сильные позиции TIBCO на мировом рынке — следствие прозорливости основателя компании Вивека Ранадиве. Три базовых инструмента, на которых строится бизнес компании, таковы: сервис-ориентированная архитектура (Service-Oriented Architecture, SOA), управление бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) и оптимизация бизнеса (Business Optimization, BO).
Показательно, что стратегическое направление Ранадиве избрал задолго до того, как появился термин SOA, который, напомним, первоначально ассоциировался исключительно с Web-сервисами, чье появление датируется примерно 1998 годом. Со временем от префикса Web потихоньку избавились, и сервисная архитектура заявила о себе в полную силу, она стала широко применяться в приложении к корпоративным информационным системам.
Ранадиве заинтересовался идеей создания модульных программных систем лет на 20 раньше. Его увлекла идея создания архитектуры программного обеспечения по образу и подобию шинной архитектуры компьютеров.
В центр программной системы Ранадиве поставил не базу данных, как большинство, а обмен сообщениями. Этот подход можно назвать бионическим, он ближе к естественным системах, к системам управления технологическими процессами, где нет никаких баз, куда бы данные сперва складировались и только потом использовались в целях управления.
Руководствуясь шинной идеей, в 1985 году (а это, надо заметить, было время торжества аппаратной шинной архитектуры, перешедшей из PDP-11 в IBM PC и другие компьютеры) Ранадиве создал компанию Teknekron Software Systems.
Через девять лет TSS была поглощена, как ни удивительно, английским информационным агентством Reuters.
В 1996 году Ранадиве вернул себе компанию и переименовал ее в TIBCO (The Information Bus Company), назвав при этом ее основной продукт TIB (The Information Bus). Заметим, это было 13 лет назад, когда о SOA и Web-сервисах еще никто не догадывался.
Персональная история основателя TIBCO — пример классического сюжета со счастливым концом. Приехав в Америку из Индии семнадцатилетним юношей с запасом денег на два месяца, он смог пройти курс в Массачусетском технологическим институте, а позже еще закончить Гарвардскую школу бизнеса и с таким багажом сделать свой бизнес.
Ранадиве — не только инженер и предприниматель, но и мыслитель, его книга The Power of Now («Сила момента»), вышедшая в 1999 году — кстати, с предисловием Скотта Макнили, длительное время возглавлявшего Sun Microsystems, — была высоко оценена академической общественностью. В 2006 году вышла вторая книга — Power to Predict, опубликованная в прошлом году в России под названием «Предвидение. Новая эволюционная упреждающая модель бизнеса».
Московскую конференцию открыл Дерек Макдоннелл, региональный директор TIBCO в России, странах СНГ и Прибалтике, а с докладом, связывающим бизнес с технологиями, выступил Стефан Фарестам, директор по продажам в регионе EMEA. Процесс совершенствования бизнес-процессов он представил в виде замкнутого цикла с обратной связью, начинающегося с моделирования, за которым следует реализация, эксплуатация, измерение и на основании полученных результатов — оптимизация. После этого цикл замыкается и последовательность действий повторяется. Реализация этого цикла возможна на основе технологий BPM, поддержанных SOA.
Об особенностях технологических решений говорил Александр Лушников, эксперт TIBCO.
Назвать представленное им каким-то откровением нельзя. Нового действительно много, но это новое есть не что иное, как восстановленное и изрядно забытое старое (см. «SOA + EDA = RTE», Computerworld Россия, № 5, 2005).
Заслуга TIBCO в том, что все это реализовано. Идеология шины двадцатилетней давности получила успешное продолжение в новых технологиях виртуализации сервисов (Service Virtualization), распределенной SOA (Distributed SOA), динамической SOA (Dynamic SOA) и управления качеством выполнения сервисов (Service Performance Management, SPM). Инфраструктура, состоящая из этих компонентов, может объединять приложения управления бизнес-процессами и оптимизации бизнеса самой TIBCO, а также программные продукты других производителей.
Гибкость данной инфраструктуры позволяет включать в нее качественно новые подсистемы. В последнее время TIBCO уделяет внимание новому направлению, так называемому управлению сложными событиями (Complex Event Processing, CEP), развиваемому в нескольких университетах и постепенно открывающему себе дорогу к практическому применению. Можно предположить, что в конечном итоге, сочетая все перечисленные механизмы, удастся создать комплексную систему управления предприятием.