По мере роста трафика мобильной передачи данных, большая часть которого генерируется домашними пользователями, операторы вынуждены использовать либо UMA (Unlicensed Mobile Access), либо фемтосоты, причем и та и другая технологии, как считают их приверженцы, обладают несомненными достоинствами. По оценкам компании Informa Telecoms & Media, в 2007 году на долю домашних пользователей приходилось 40% мобильного трафика, а к 2013 году, как предполагается, этот показатель достигнет 58%.
Трафик передачи данных, создаваемый пользователями, быстро растет, заставляя операторов модернизировать свои транзитные сети, что связано с серьезными расходами. Транзитная (backhaul) инфраструктура связывает базовые станции с остальной сетью.
«Операторы все в большей степени будут вынуждены задействовать мобильные соединения для организации связи в домах. Если в ближайшие год-два трафик снова возрастет почти втрое, им придется на это реагировать», — утверждает Малик Камаль-Саади, ведущий аналитик Informa.
Для того чтобы разгрузить свои сети, снизить капиталовложения и операционные расходы, в то же время расширяя зону охвата в домах, операторы по всему миру стремятся предложить или уже предлагают для этого мобильный доступ.
Есть два основных решения для организации домашних сетей: UMA с помощью двухрежимных телефонов, которые используют Wi-Fi, и фемтосоты, которые представляют собой небольшие сотовые базовые станции. Последние используют только технологию мобильных сетей, но перенаправляют поступающий на фемтосот трафик через стационарное широкополосное соединение. UMA позволяет телефону автоматически переключаться между обычной мобильной сетью и точками доступа Wi-Fi; в зоне действия точки доступа голосовой трафик может передаваться при помощи VoIP, в противном случае телефон автоматически переключится на мобильную сеть.
Основное отличие между этими технологиями заключается в том, что при использовании фемтосотов не нужен специальный телефон, в то время как UMA требует специального приспособления на телефоне, что ограничивает число потенциальных пользователей среди владельцев телефонов. Технология фемтосотов сулит большую гибкость, поскольку пользователи не ограничены аппаратами UMA.
Это решение привлекательно и для операторов. «Возможность использовать обычные мобильные телефоны делает фемтосоты весьма заманчивой альтернативой», — заметил Клейс Найкандер, директор по технологиям и старший вице-президент подразделения TeliaSonera Mobility Services. Компания TeliaSonera в настоящее время предлагает сервис UMA на основе GSM, но анализирует возможность использовать фемтосоты.
«Сейчас идет игра на опережение. Вопрос в том, получим ли мы достаточно быстро необходимое количество телефонов UMA или уже в следующем году фемтосоты достигнут зрелости. Вот что следует учитывать в первую очередь», — сказал Найкандер.
Но далеко не все считают количество телефонов серьезной проблемой. Поддержка UMA в телефонах будет реализовываться во все большем количестве телефонов, как считает Джордж Пеналвер, исполнительный вице-президент группы стратегического маркетинга компании Orange.
«Рынок быстро развивается, и важно знать, что основные производители чипсетов, такие как Qualcomm, уже интегрировали или приняли решение интегрировать стек UMA в свои продукты. Это очень важный знак, и производители телефонов следуют их примеру. Каждый квартал к клубу UMA присоединяется еще один производитель мобильных телефонов», — подчеркнул Пеналвер.
Еще один камень преткновения — частоты, на которых обе технологии посылают данные и голосовой трафик. UMA использует частоты Wi-Fi, а фемтосоты — спектр мобильных сетей, что, в зависимости от ситуации, можно считать как достоинством, так и недостатком.
Управление спектром для фемтосотов в местности с высокой плотностью населения — серьезная задача, утверждают в Orange, где провели ряд соответствующих экспериментов.
«Вы должны выделить частоту для фемтосотов. В 2G это легко, поскольку у вас есть большое число несущих частот. Но в 3G это не так, в лучшем случае есть три или четыре частоты. Если выделить одну из них для фемтосотов, это составит существенную часть того, что вы должны платить за свой спектр», — заметил Пеналвер.
Из-за этого фемтосоты неудобно использовать там, где плотность населения высока, хотя в менее населенных областях, как считает Пеналвер, технически сделать это можно.
В TeliaSonera более оптимистичны, утверждая, что и проблемы с помехами при использовании фемтосотов можно решить.
В то же самое время сторонники фемтосотов заявляют, что использование спектра мобильной сети — меньшее из зол. «Wi-Fi работает в нелицензируемом спектре, где кто угодно может развертывать что угодно, поэтому вы сталкиваетесь с массой проблем. Чем больше неконтролируемых пользователей, тем больше проблем, связанных с помехами», — считает Саймон Саундерс, руководитель некоммерческой организации Femto Forum.
В лицензируемом спектре, который используют фемтосоты, этого нет. «Все и каждый фемтосот находится под полным контролем оператора. Никакие помехи, по-существу, невозможны, поскольку оператор полностью контролирует управление ими», — сказал Саундерс.
Но, в конце концов, самое серьезное препятствие на пути массового распространения — не технология, а опыт применения и маркетинг сервисов, что, как заметил Камаль-Саади, и вызывает самое сильное беспокойство у операторов.
«Они должны ориентироваться на домашних пользователей, а у них нет никакого опыта работы в этой области. К примеру, как убедить всех членов семьи пользоваться услугами одного и того же мобильного оператора? Абоненты мобильной связи любят пробовать разные предложения, поэтому сейчас очень трудно предлагать семейный план», — заметил Камаль-Саади.
Если операторы хотят добиться успеха, подразделениям мобильной и стационарной связи придется работать вместе. Для того чтобы воспользоваться преимуществами фемтосотов, необходимо радикальным образом изменить принципы работы операторов, считает Кейт Дей, вице-президент по маркетингу Ubiquisys.
Orange — хороший пример необходимости сотрудничать. «Во Франции было организовано надежное взаимодействие между мобильными и стационарными ресурсами. Вот почему их сервис Unik пользуется большим успехом. Но в Великобритании взаимодействия между широкополосной связью Orange и мобильной связью Orange нет. Фактически это два отдельных и действующих независимо подразделения, ведущих свой маркетинг. Поэтому сервис Unik в Великобритании практически неизвестен, и они не знают, как им торговать», — считает Камаль-Саади.
В Informa считают, что 2010 год станет переломным и принесет прогресс в развертывании мобильного доступа в домах.