ОПЕРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР призван объединить и координировать взаимодействие различных подразделений городских органов управления Источник: IBM |
В IBM планируют начать реализацию в России пилотных проектов на базе комплексного решения Intelligent Operations Center for Smarter Cities.
«Современный город является сложнейшим комплексом взаимодействующих систем. Поддержание и развитие городской инфраструктуры требует все больших финансовых средств в условиях ограниченных муниципальных ресурсов. Мы создаем инструментарий для информационного обеспечения управления различными аспектами жизни города, позволяющий скоординировать взаимодействие городских служб, а также предвидеть возникновение возможных проблем», — подчеркнул Джеральд Муни, вице-президент IBM по направлению «разумный город».
В рамках концепции повышения «интеллекта» методов управления городским хозяйством специалистами корпорации выполнено более 2 тыс. проектов. Опыт их реализации помог выделить общие проблемы, способы их решения и выпустить летом 2011 года программный комплекс Intelligent Operations Center. Он способен, считают разработчики, снабдить городскую администрацию информацией, необходимой для принятия управленческих решений и обеспечивающей целостное представление о работе всех муниципальных управлений, ведомств и служб.
Операционный центр, призванный объединить и координировать взаимодействие различных подразделений городских органов управления, основан на открытых стандартах, обеспечивающих его развитие и интеграцию с уже существующими системами и инфраструктурой. В число принципов построения Intelligent Operations Center входят сервис-ориентированная и управляемая событиями архитектура, общая модель данных, унифицированный пользовательский интерфейс, ролевой доступ, применение определенных администрацией города политик.
Операционный центр сочетает в себе инструменты бизнес-аналитики, созданные в IBM Research, а также приобретенные в результате поглощения Cognos и ряда других компаний, с технологиями сбора и обработки информации, поступающей из самых разных источников — датчиков коммунальных и городских систем, видеокамер, баз данных, социальных сетей, от внешних организаций, включая метеослужбы, и многих других. Для сбора данных и описания событий используется протокол Common Alerting Protocol, основанный на XML, который нормализует представление информации, упрощая взаимодействие различных городских систем.
Средства аналитики способны работать в реальном времени, обеспечивая поддержку принятия решений, а также в режиме стандартных сценариев реагирования, позволяющих автоматизировать процессы управления. Моделирование предоставляет возможность прогнозировать развитие событий на основе данных реального времени и «исторической» информации.
Муни отметил, что решение подходит для применения в городах различного масштаба и в зависимости от имеющихся ресурсов может либо инсталлироваться в собственных ЦОД, либо предлагаться на базе облачных сервисов. По его оценке, стоимость развертывания программных и аппаратных компонентов Intelligent Operations Center составляет менее 10% инвестиций, необходимых для реализации такого проекта, как, например, создание автоматизированной системы управления транспортными потоками города.
По словам Андрея Галицкого, руководителя направления «разумный город» в России и странах СНГ, при оценке расходов на внедрение подобных систем следует сравнивать инвестиции с теми затратами, которые могли бы потребоваться при их отсутствии. В процессе реализации каждого проекта формируются критерии, позволяющие дать количественную оценку эффективности полученных результатов.
В IBM подчеркивают, что ИТ лишь средство, позволяющее повысить эффективность управления городом, а разумными должны быть прежде всего подходы и стратегия администрации, направленные на решение возникающих в городах проблем.
Муни вместе с сотрудниками московского офиса IBM провел в столице ряд встреч с представителями городской администрации, заказчиками и партнерами, в результате которых сформирован список наиболее интересных направлений внедрения нового решения. В течение двух-трех месяцев, как ожидают в IBM, могут появиться более подробные сведения о первых пилотных проектах.
Ранее уже сообщалось о возможном использовании в Москве системы прогнозирования транспортных потоков IBM Traffic Prediction Tool. Известно также о меморандуме, подписанном в конце прошлого года с группой компаний RU-COM о сотрудничестве в области управления объектами городской инфраструктуры.
В Москве, полагают в IBM, одним из стимулов для масштабного внедрения Intelligent Operations Center могло бы стать создание в российской столице мирового финансового центра. А пока в московском офисе развернута система, которая, по словам Галицкого, способна продемонстрировать заказчикам возможности центра для решения его задач.