Сегодня на рынке DCIM-решений есть две категории производителей. Первая – вендоры, которые исторически специализировались в области инженерной инфраструктуры и выстраивают систему управления «снизу». Вторая – производители, решающие задачу «сверху»: они обладают мощными пакетами комплексных систем управления ИТ-инфраструктурой, в рамках которых развивают функционал управления инженерными системами. Заказчику будет затруднительно самому разобраться в этом многообразии. К тому же DCIM с точки зрения практического внедрения – направление новое. Наилучший вариант – обратиться за помощью к надежному интегратору, с которым реализован уже не один успешный проект. Сергей Андронов, директор Центра сетевых решений компании «Инфосистемы Джет», рассказывает о специфике решений класса DCIM.
Какие из функций и возможностей DCIM востребованы российскими заказчиками в первую очередь?
Исходя из задач наших заказчиков, для которых мы строили и обслуживаем ЦОД, наиболее востребованы инвентаризация оборудования и автоматизированное ведение эксплуатационной документации. Если дата-центр функционирует год и более, то созданная когда-то проектная документация уже не дает представления о его реальной конфигурации, запасе мощностей и свободных ресурсов. В этом случае даже такая штатная задача, как установка нового сервера, вызывает затруднения: нужно понять, где его можно разместить, к каким розеткам подключить, не возникнет ли перегрев, а может быть, стоит перегруппировать уже имеющееся оборудование.
Следующая по актуальности тема связана с инженерной инфраструктурой – мониторингом и сбором данных по ее энергопотреблению и тепловыделению. Заказчику важно знать, достаточно ли у него ресурсов электропитания. Можно, конечно, суммировать параметры энергопотребления по паспортным данным оборудования, но тогда это будут максимальные значения, а значит, останутся неучтенные свободные мощности. Второй вариант – провести полевые замеры. Это отличная оценка, но только на конкретный момент времени – для объективного представления о текущей загрузке нужен продолжительный контроль энергопотребления. То же самое касается теплодовыделения: точная климатическая карта ЦОД позволит оперативно решать вопрос размещения оборудования, не нарушая условий технической эксплуатации. Для этих задач в линейке DCIM-решений есть специализированное ПО, которое позволяет собирать текущую статистику и проводить анализ.
Самодостаточны ли системы DCIM и с какими системами их стоит сочетать/комбинировать?
Я бы выделил два основных направления интеграции DCIM с другими решениями. Первое – в рамках процесса управления изменениями (Change Management). Решение по автоматизации данного процесса должно быть увязано с DCIM-системой, для того чтобы любые трансформации ИТ-комплекса отражались в ней в режиме реального времени.
Второе направление – в рамках макровиртуализации. В данном случае задача – повысить эффективность использования ЦОД (более равномерно распределить нагрузку с точки зрения тепловыделения и энергопотребления). DCIM собирает информацию о состоянии инженерной инфраструктуры, о наличии свободных вычислительных ресурсов на том или ином участке дата-центра. Если эти данные увязать с информацией из системы управления виртуальными машинами, можно выявить причину недостатка ресурсов охлаждения и/или электропитания в том или ином сегменте ЦОД и перенести часть виртуальных машин на менее загруженный участок.
По сложности внедрения DCIM сравнивается с ERP. Какие основные проблемы возникают при внедрении DCIM?
Я бы не стал сравнивать внедрение систем этих классов. ERP – решение для учета документов в электронном виде, функционал DCIM шире (соответственно и сложностей при внедрении больше). Эта система предназначена, во-первых, для инвентаризации инженерного и серверного оборудования в ЦОД. Во-вторых, для сбора и оценки оперативных данных по утилизации этих ИТ-ресурсов – с привязкой к расположению в дата-центре. Наконец, DCIM позволяет получать статистику по средним показателям загрузки для возможности планировать развитие ЦОД.
Собственно отсюда и вытекают технические и организационные проблемы, которые ложатся на плечи интегратора. Большая часть DCIM-решений, разработана и апробирована вендорами на их же оборудовании. При этом никто не проводит тестов с конфигурациями, которые есть у других производителей. Если аппаратные решения заказчика не предназначены для работы со стандартными протоколами, используемыми в DCIM-системах, то внедрение выливается в довольно нетривиальную интеграционную работу.
Другая сложность связана с тем, что процесс инвентаризации нельзя полностью автоматизировать. Не всякое оборудование имеет возможность передавать инвентаризационные записи по стандартным протоколам. Например, нельзя автоматически получить информацию о весе монтажного шкафа. Соответственно при внедрении DCIM множество параметров приходится собирать и вводить вручную.
Ни одна из существующих систем не обладает пока всей необходимой функциональностью. Как заказчику быть в такой ситуации?
Сегодня на рынке DCIM-решений есть две категории производителей. Первая – вендоры, которые исторически специализировались в области инженерной инфраструктуры и выстраивают систему управления «снизу». Вторая – производители, решающие задачу «сверху»: они обладают мощными пакетами комплексных систем управления ИТ-инфраструктурой, в рамках которых развивают функционал управления инженерными системами.
Заказчику будет затруднительно самому разобраться в этом многообразии. К тому же DCIM с точки зрения практического внедрения – направление новое. Наилучший вариант – обратиться за помощью к надежному интегратору, с которым реализован уже не один успешный проект.
Если же заказчик намерен действовать самостоятельно, то в первую очередь я бы рекомендовал изучить рынок: провести процедуры RFI, выяснить, что могут предложить игроки, с какими интеграторами они сотрудничают. Далее необходимо четко определить задачи, сформулировать набор требований, разработать KPI – с учетом состояния инфраструктуры и планов развития. Исходя из этого, можно будет сузить список и выбрать подходящее решение или их комбинацию.