Использование традиционных технологий на рынке бронирования авиабилетов и мест отдыха принимает новые формы за счет кардинальной переориентации на Интернет
Чего можно ожидать от Интернета?
Согласно прогнозам eMarketer, в ближайшее время самым продаваемым через Интернет продуктом станут турпоездки: их доля в общем обороте мировой Интернет-торговли, составлявшая в 1997 г. 7%, вырастет к 2002 г. до 35%. Jupiter Communications предсказывает рост объема продаж туристических услуг до 12,6 млрд долл. в 2002 г., а Forrester Research — до 20,3 млрд долл. в 2004 г. Сеть предлагает новые виды услуг для клиентов авиа- и туристических компаний. В свою очередь, компании, вооруженные Интернет-средствами, получают дополнительные возможности для привлечения потребителей и реализации нестандартных и экономичных способов продвижения собственных услуг.
Оригинальные подходы к использованию интерактивных свойств Интернет-среды уже применяют и в России. Понятно, что первыми на этом поприще решили попробовать свои силы отделения зарубежных компаний. В конце марта 1999 г. германская авиакомпания Lufthanza совместно с «Комстар» и «Петерстар» организовала в Рунете аукцион по продаже авиабилетов с фиксированной датой вылета, в котором приняли участие более 500 человек. В сентябре 1999 г. в подобном аукционе участвовали уже около 2500 человек. На аукционе выставлялись билеты на конкретный маршрут и определенное время. Начальная ставка составляла 10 долл. Например, на мартовском аукционе победитель заплатил 730 долл. за билет до Нью-Йорка и обратно при обычной цене в 1000 долл. За каждый из этих аукционов компании удавалось реализовать около 100 билетов, которые обошлись некоторым клиентам на 50% дешевле, чем при покупке в кассе. Такой подход позволил снять проблему наполняемости рейсов и в итоге принес авиакомпании немалую выгоду.
Прошедший посткризисный год заставил российские авиационные и туристические компании и агентства по продаже транспортных билетов, мест в гостиницах и туров искать более современные методы повышения эффективности своей деятельности и сокращения затрат. В мировой практике такие поиски ведутся уже на протяжении десятилетий: внедряются различные автоматизированные офисные системы, применяются компьютерные системы бронирования. Однако важнейшим вопросом остается продвижение услуг и доведение их до конечного потребителя. Поэтому большие надежды сейчас возлагаются на новые формы взаимодействия с клиентами — на упоминавшиеся выше электронные аукционы, продажу билетов через Интернет, размещение предложений на рекламно-информационных сайтах, посвященных туризму.
Последние исследования показали, что обращение к возможностям Сети позволяет снизить производственные затраты, создать благоприятные условия и удобства для покупателя, ускорить оформление билетов и резервирование мест отдыха. При этом высвобождаются дополнительные средства, которые можно использовать для введения более гибкой системы скидок.
Анализ деятельности западных компаний выявил несколько существенных преимуществ, которые дает переход на Web-обслуживание клиентов. Например, обычные затраты на организацию торговли транспортными билетами оцениваются в 8 долл., а в онлайновом режиме — всего в 1 цент за билет. Все чаще появляются упоминания о том, что крупные авиакомпании развивают продажи через Интернет как один из способов прямой реализации билетов (минуя посредников) и таким образом снижают комиссионные. Вследствие этого доля электронных продаж билетов растет, тогда как доля агентских продаж заметно уменьшается.
GDS обретают новые силы
Начало применения информационных технологий на рынке путешествий и авиаперевозок относится еще к «доинтернетовской» эпохе. Речь идет о глобальных системах резервирования — Global Distribution Systems (GDS).
В настоящее время выделяется так называемая «золотая четверка» GDS, владеющая более чем 90% западного рынка (и по обороту, и по числу клиентов): Amadeus, Galileo, Sabre и WorldSpan. В России к этому классу принадлежат система бронирования авиабилетов «Сирена» и система резервирования мест в гостиницах «Алеан» (Alean.ru). На российском рынке также используется система Gabriel (для международных рейсов Аэрофлота).
На Западе системы GDS получили широкое распространение как разновидности электронного обмена данными (Electronic Data Interchange, EDI) и электронного перевода средств (Electronic Funds Transfer, EFT). Они являются прототипами бизнес-систем в информационной среде. За десятилетия, прошедшие со времени введения технологий GDS, многие авиакомпании, туристические фирмы и агентства по продаже транспортных билетов наладили электронные связи с партнерами и клиентами, существенно повысив тем самым эффективность своей работы. Однако эти системы очень дороги из-за включения в них нестандартных программных и аппаратных компонентов. Ясно, что большие начальные затраты под силу только крупным корпорациям.
Сейчас стало возможно использовать Интернет как для совершенствования существующей модели взаимодействия, так и для формирования деловых отношений нового типа. С помощью технологий GDS удалось установить информационную связь между поставщиками туристических услуг (в качестве которых могут выступать авиакомпании, гостиницы), а также предоставить доступ к этим услугам туроператорам и розничным продавцам. После внедрения систем электронных платежей такой доступ получили и индивидуальные клиенты. Предприятия авиационной отрасли, и в частности унитарное государственное предприятие ГАВС (Главное агентство воздушных сообщений), бывшие некогда пионерами в применении компьютерных сетей и прочих телекоммуникационных средств, теперь спешно осваивают электронный бизнес.
ГАВС: «Наши конкуренты безнадежно отстали»
Денежные потоки на авиарынке контролируются не только перевозчиками, но и агентствами по продаже билетов, среди которых выделяется ГАВС: на него приходится около 13% оборота отрасли. На протяжении десятков лет (с 1937 г.) это было единственное агентство в стране, занимавшееся продажей авиабилетов на внутренние рейсы. Сегодня ГАВС работает с системой резервирования авиабилетов «Сирена».
Еще на заре развития российского Интернета предприятие пришло к решению наладить продажу билетов через Сеть. Сайт glavagentstvo.fas.ru, подключенный к двум каналам с пропускной способностью 128 кбит/с каждый, был размещен на сервере Федеральной авиационной службы (бывшее Министерство гражданской авиации) 10 марта 1998 г.
В первое время после запуска проекта агентство реализовывало через Интернет около 300 билетов в месяц, но к концу 1999 г. этот показатель вырос уже до 4300 билетов. На сайте Главагентства представлено несколько интерактивных систем для оказания услуг пользователям Интернета, и среди них — служба бронирования авиабилетов.
Система предварительного заказа по каналам Интернета связана с системами резервирования «Сирена 2000», «Сирена 2.3» и «Сирена 2М». Производится бронирование на рейсы всех авиакомпаний России и стран СНГ, осуществляющих полеты на внутренних линиях и за рубеж. База данных о расписании авиарейсов постоянно обновляется. Ее интерфейс интуитивно понятен, удобен для пользователя. Важно, что при просмотре базы предусмотрена возможность оформления заказа, среднее время обработки которого — 30 мин. Услуги предоставляются в режиме реального времени и оплачиваются, как правило, наличными курьеру по факту доставки. Сама доставка выполняется бесплатно по любому московскому адресу. Продажа билетов организована также более чем в 50 российских городах, и в некоторых из них уже налажена система доставки.
Среднесуточная посещаемость сервера во втором полугодии 1999 г. составила около 5000 однозначно определяемых пользователей. Клиентами сайта являются турагентства, крупные компании, индивидуальные пользователи. «В принципе, нашими клиентами могут быть практически все абоненты Сети, а соотношение между юридическими и физическими лицами — где-то пятьдесят на пятьдесят. Многие фирмы заказывают билеты для своих сотрудников, турагентства пользуются услугами сайта для организации туров, — говорит Юрий Куранов, один из разработчиков проекта. — Мы не делаем различия для своих клиентов, кем бы они ни были: для всех действуют специальные скидки, которые нельзя получить, заказывая билет по телефону».
Судя по всему, количество продаваемых агентством билетов в ближайшее время возрастет, ибо будет введена бонусная система «Золотой билет» (Golden Ticket), которая позволит существенно снизить тарифы для постоянных клиентов ГАВС. При правильной реализации, продуманной маркетинговой политике и определенной степени кредита доверия к Интернет-коммерции этот бизнес обещает быть рентабельным. В результате введения бонусной системы агентство надеется увеличить число заказов, как минимум, в пять—десять раз, а также повысить процент выкупаемых заказов. Для продвижения сервера применяются как онлайновые, так и офлайновые методы. В первом случае это обмен ссылками, размещение информации на досках объявлений, рассылка новостей пользователям сайта, участие в системах обмена баннерами, во втором — распространение печатной продукции вместе с приобретаемыми в кассах билетами, реклама в тематических печатных изданиях, щитовая реклама и т. п.
Свой сервер Главагентство использует и для взаимодействия с партнерами. Раньше нередко возникали ситуации, когда организовать прямой канал между партнером ГАВС и «Сиреной» было довольно сложно. Поэтому агентствам, открывающим филиалы за рубежом, в странах СНГ и отдаленных регионах России, а также средним и мелким агентствам (не обладающим достаточными средствами для создания собственного центра GDS) предложили более выгодный и оперативный способ подключения к глобальной системе резервирования «Сирена» — через Интернет. Суть его такова. Агентство-партнер, имея компьютер с доступом в Сеть и постоянный IP-адрес, выходит на корпоративный сервер Главагентства, который, в свою очередь, связан с «Сиреной» посредством интерфейса, работающего в локальной сети Ethernet.
Задействуются и рекламные возможности сайта. Авиакомпаниям предоставляется такая услуга, как интеграция информации о заказе авиабилетов и расписании авиарейсов в интерактивную систему ГАВС. То есть Главагентство берет на себя миссию связующего звена между поставщиками услуг и их конечными потребителями. Предлагаются и стандартные онлайновые средства продвижения — размещение баннеров и текстовых ссылок на сайте ГАВС.
«Мы являемся обладателями информационного ресурса и предоставляем целый комплекс услуг, — отмечает Юрий Куранов. — Такой подход и многолетний опыт работы при наличии очень мощной материально-технической базы, надеюсь, позволят нам в скором времени выйти на уровень, недоступный нашим конкурентам. Впрочем, уже сегодня серьезных конкурентов у нас нет».
Следующее поколение отечественных GDS
В отличие от распространенных в России и ставших уже привычными систем резервирования «Сирена» и Gabriel, система «Алеан» появилась сравнительно недавно. Покупателями здесь могут быть как турфирмы, работающие в онлайновом режиме, так и индивидуальные клиенты. Такую возможность система получила в силу полной своей ориентации на Интернет-технологии. Для индивидуальных клиентов оформление и оплата заказа пока происходит в офлайновом варианте (в офисе фирмы или по месту прибытия на отдых).
Компания «Алеан» была создана в 1997 г. на базе компании-туроператора РВБ (Российское воинское братство) специально для внедрения на отечественный рынок глобальной компьютерной системы бронирования и продаж туров. Эта система нашла применение в России, СНГ и некоторых безвизовых странах (Чехия, Болгария). Проектированием системного комплекса занимались собственные программисты компании. Однако оптимальный маркетинговый облик продукт обрел лишь с привлечением специалистов, знакомых не только с информационными технологиями, но и со спецификой туристического бизнеса.
Системный комплекс «Алеан» предназначен для взаимосвязанной работы через Интернет в режиме реального времени всех участников туристического рынка: объектов размещения (пансионатов, домов отдыха, санаториев и пр.), турагентств, туроператоров, индивидуальных клиентов. По количеству посещений обозначенные категории пользователей распределяются в следующем соотношении: на первом месте стоят турагентства (51%), далее идут частные лица (25%) и только затем — туроператоры (13%). Объекты размещения и прочие организации в ряду посетителей являются замыкающими (соответственно 3 и 8%).
В октябре 1999 г. в базе данных сервера «Алеан» было зарегистрировано более 600 агентств. Интерес к системе продолжает расти, о чем свидетельствует статистика ежедневной посещаемости сервера в период активности туристического рынка (150 посещений в мае и 350 в июле 1999 г.), а также ежедневного бронирования мест (240 и 650 мест в те же месяцы).
Однако в зимнее время посещаемость ресурса заметно снизилась, а база данных в период с ноября по февраль увеличилась всего на 100 участников. Понятно, что с изменением спроса связано и колебание числа заказов в течение года (сейчас осуществляется около 300 заказов в день). По словам генерального директора «Алеан» Александра Корягина, «в работе Интернет-проекта были «убыточные» месяцы, но тем не менее в целом за 1999 г. он оказался рентабельным». Основной доход компании строится на том, что за бронирование каждого места взимается плата в размере 1 долл.
Данные о местах, предлагаемых гостиницами и пансионатами, в настоящее время вводят на сайт преимущественно сотрудники «Алеана». Но в системе уже начинает внедряться технология удаленного администрирования сервером, позволяющая публиковать информацию самим объектам размещения — их представители могут изменять количество мест и цены в режиме реального времени. Правда самостоятельно выставляют информацию о своих предложениях пока лишь отдельные предприятия — пользователи системы, поскольку отнюдь не все гостиницы, пансионаты и другие объекты готовы к использованию высокотехнологичных услуг.
Оценка жизнеспособности
До появления Интернет-решений ГАВС система «Сирена», через которую на протяжении 25 лет осуществлялась коммерческая деятельность авиапредприятий, не предоставляла доступ к своим информационным ресурсам неаккредитованным агентам, а об индивидуальных клиентах, безусловно, не могло быть и речи. Развивалась эта система, пожалуй, лишь в одном направлении — преодолеть децентрализованный принцип резервирования мест (когда информация о рейсах авиакомпании контролируется отдаленным центром, не принадлежащим авиаперевозчику или агентству). Предпринимались попытки интеграции решений с международными стандартами взаиморасчетов, действующими в IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта). Подобное направление развития «Сирены» было апробировано компанией ТАИС (Транспортные автоматизированные информационные системы, tais.ru) в рамках проекта «Сирин», запущенного в действие в 1998 г. и представляющего собой совокупность всех центров «Сирены 2.3», объединенных комплексной технологией.
Понятно, что есть ряд проблем, ограничивающих географическое распространение отечественных GDS, и первая из них — замкнутость таких систем в пределах государственных границ России («Сирена»). Проблемой является и отсутствие договорных отношений с объектами, размещенными в странах, требующих визового въезда («Алеан»). Например, в отличие от мировых образцов глобальных систем резервирования, таких как Amadeus и Gabriel, «Сирена» не обладает столь необходимой гибкостью в управлении процессом реализации билетов в зависимости от текущей коммерческой ситуации. Далее, перевозочные документы ТКП (Транспортной клиринговой палаты), признаваемые у нас и в некоторых странах СНГ, хотя в теории и соответствуют стандартам IATA, по существу не удовлетворяют требованиям этой международной организации, в том числе и относительно соблюдения прав пассажира.
Поэтому надежды сейчас возлагаются на новую разработку «Сирена-3» как на единое информационно-телекоммуникационное пространство для потребителей отечественной системы резервирования в авиационной отрасли, поддерживающее международные стандарты. Информационные услуги предоставляются с помощью космических и наземных телекоммуникационных средств. Система, по утверждению разработчиков, ориентирована на внедрение рыночных механизмов управления на уровне авиапредприятий. Однако использование Интернет-технологий для предоставления информационных услуг индивидуальным потребителям системы пока не предусматривается. Ставка делается разве что на сеть платных таксофонов в аэропортах, по которым частные лица могут получить справку о рейсах и тарифах. Создатели комплекса озабочены сегодня решением проблем масштабного плана. Так, на сайте avia.ru декларируется цель «коллективной защиты авиационного рынка СНГ от конкуренции зарубежных авиакомпаний».
Но и приход на наш Интернет-рынок зарубежных систем резервирования (ссылки на ресурс amadeus.net уже можно увидеть на многих российских сайтах) не решает кардинально проблемы взаимодействия с конечным потребителем авиатранспортных услуг. Это связано с тем, что отечественный потребитель не всегда может воспользоваться услугами таких ресурсов: во-первых, лишь ограниченное число россиян имеют кредитные карты, и, во-вторых, немногие абоненты Рунета способны прочесть информацию на нерусифицированных серверах. Следует учитывать также и то, что обширные функции Транспортной клиринговой палаты определяют интерес к ней со стороны авиаперевозчиков и турагентств. Потому и «Сирена», сориентированная на данную систему взаиморасчетов, еще долго будет влиять на рынок пассажирских перевозок в России.
Основным конкурентом «Сирены» и ориентирующихся на ее информационные ресурсы сайтов (созданных ГАВС и ТАИС) может стать система Gabriel, которую применяют для резервирования авиабилетов «Аэрофлот» и «Трансаэро». Однако эта система не стремится широко представить свою информацию пользователям российского Интернета. Официальный сайт Аэрофлота (aeroflot.ru) в разделе «Продажа билетов» оповещает посетителей только о местонахождении авиакасс и представительств. Впрочем, можно воспользоваться интерактивным сервисом: ресурс отсылает клиента на сервер aeroflotbonus.ru, созданный при поддержке компании «Гарант-Парк» для реализации программы премирования часто летающих пассажиров авиакомпании (пользователи сервера могут отслеживать состояние своего счета в программе «Аэрофлот Бонус»). Среди Интернет-компаний, предлагающих онлайн-бронирование билетов с обращением к информации от Gabriel, удается обнаружить очень немного сайтов, уровень посещаемости которых невысок (например, rusaero.ru).
Естественно предположить, что Интернет-ресурсы крупных российских авиакомпаний могли бы составить некоторую конкуренцию сайтам ГАВС и ТАИС. Ведь для западной части Сети вполне естественно выглядит соперничество между ресурсами глобальных систем резервирования и серверами таких авиакомпаний, как Swissair, Sabena, Lufthanza, Finnair, KLM и пр. Но пока наши авиационные корпорации — «Аэрофлот», «Трансаэро» и ряд других -преследуют в Интернете лишь сугубо презентационные цели. С другой стороны, к ресурсам турагентств (например, «Тиматика» и «Карата»), аккредитованных для продажи билетов отечественных авиакомпаний и обеспечивающих онлайн-бронирование и доставку проездных документов, пользователи обращаются нечасто.
В связи с этим весьма перспективными представляются начинания компании ТАИС, создавшей проект «Сирин», о котором упоминалось выше, и сайт fly.ru, где к услуге онлайн-бронирования могут прибегнуть индивидуальные клиенты (подобно тому как это сделано на сервере ГАВС). Тем не менее следует отметить, что обслуживание потребителей, и прежде всего доставка авиабилетов, в Интернет-проекте ТАИС не доведено до того уровня, который удалось реализовать в проекте ГАВС, к тому же на сайте glavagentstvo. fas.ru очень удобная навигация и с эстетической точки зрения Web-дизайн хорошо продуман. Однако главным фактором успеха, как показывает практика, является грамотная маркетинговая политика. Необходимо признать, что fly.ru в данном смысле добился более позитивных результатов, нежели сервер ГАВС, что нашло свое отражение в рейтинге Rambler, фиксирующем общее число посещений ресурса за месяц (в феврале эти сайты заняли соответственно 16-е и 26-е места в разделе «Путешествия», в марте — 22-е и 33-е). Удачное имя домена fly.ru, широкая кампания по размещению ссылок на различных ресурсах, преимущественно по тематике туризма, партнерские программы (обмен ссылками с различными ресурсами) — все это способствовало росту популярности сайта у Интернет-аудитории.
Как правило, ежемесячные расходы на поддержку представленных в настоящем обзоре Интернет-ресурсов составляют примерно 10 тыс. долл. и выше. Понятно, что для российских компаний подобные расходы — немалая сумма. Если компании-владельцы ресурсов сумеют найти верные механизмы их продвижения и не снизят качество своих услуг, такие серверы смогут в обозримом будущем хорошо закрепиться на рынке электронной коммерции. Они обладают определенными преимуществами: в основе Интернет-проектов alean.ru, glavagentstvo.fas.ru, fly.ru лежат информационные комплексы с отлаженной системой передачи данных, наиболее полно охватывающие участников рынка авиаперелетов или (в случае «Алеан») рынка мест отдыха. Однако для этих сайтов в ближайшие год-полтора станет актуальным вопрос выживаемости. Пока что пользователей больше привлекают традиционные информационные серверы — например, те, которые предоставляют сведения о расписаниях авиарейсов или списки ссылок на сайты зарубежных авиакомпаний. Рассмотренные же ресурсы смогут раскрыть весь спектр своих возможностей для пользователей Рунета (прежде всего, систему онлайновой оплаты и оформления заказа в реальном времени) только с развитием платежных систем в Интернете, поэтому каких-либо ощутимых результатов можно ожидать лишь в отдаленной перспективе.
Консультант — эксперт отдела взаиморасчетов агентства «Истлайн» С. Н. Афанасьева