«Давай попозже соскайпимся по этому поводу» — договоренности такого рода уже перестали быть редкостью для продвинутых пользователей современных коммуникационных средств. Skype, бесплатная служба Internet, предоставляет информацию о присутствии («Кто из моего личного окружения сейчас доступен?»), функцию немедленного обмена сообщениями («Какие планы на сегодня?»), возможности прямой передачи данных с ПК на ПК, а также международную телефонию VoIP («голос по IP» — Voice over IP), вплоть до видеочатов в режиме реального времени. Если надо быть доступным для абонентов стационарной телефонной сети или нужен автоответчик, то можно подключить дополнительные платные услуги. Однако в корпоративной среде эта служба, как правило, не применяется в силу существующих директив безопасности и невозможности интеграции Skype в управленческие процессы.
Microsoft предлагает Office Communications Server 2007 — программное обеспечение, позволяющее построить контролируемую инфраструктуру для «объединенных коммуникаций» (Unified Communications, UC) в рамках предприятия. В отличие от предшественника, Office Live Communications Server 2005, в новой версии доступны расширенные функции интеграции существующих телефонных систем под названием «корпоративный голос» (Enterprise Voice), а также «объединенные сообщения» (Unified Messaging, UM) с Exchange 2007 SP1. В качестве унифицированного средства доступа к многочисленным видам связи используется клиентское приложение Office Communicator 2007, которое тесно интегрировано со всеми остальными приложениями Office и призвано обеспечить бесперебойный переход между данными и связью, а также между различными коммуникационными каналами.
Так, отправителю электронного письма можно позвонить, дважды щелкнув мышью на кнопке «доступен», отображаемой в программе Outlook рядом с его именем (см. Рисунок 1): телефонный звонок выполняется с помощью телефонной гарнитуры через клиента VoIP, встроенного в Office Communicator. Если вызываемый абонент не отвечает, то активируется голосовой почтовый ящик в Exchange UM. В качестве альтернативного варианта Office Communicator предлагает заранее настроить автоматическую переадресацию звонка на мобильный телефон.
Цель, к которой стремится производитель с помощью OCS 2007, — миграция существующих коммуникационных систем предприятия в новый «мир Microsoft». В простейшем случае служба обмена мгновенными сообщениями и информация о присутствии создают лишь основу для внедрения на предприятии унифицированной коммуникационной стратегии.
На следующем этапе параллельно сосуществуют классическая УАТС и OCS, а Office Communicator выступает в качестве программного телефона VoIP, к примеру, когда требуется работать за пределами предприятия. Посредством Communicator пользователь управляет системным телефоном на экране компьютера. Эта функция, традиционно известная как «компьютерно-телефонная интеграция» (Computer Telephony Integration, CTI), в среде OCS получила название «удаленное управление звонками» (Remote Call Control, RCC). При такой конфигурации OCS использует имеющуюся УАТС и ее подключение в качестве соединения с внешним миром.
Однако, с точки зрения Microsoft, миграция полностью завершена лишь тогда, когда применяется только OCS 2007, т. е. Office Communicator заменяет все «старые» системные телефоны. При таком сценарии Exchange 2007 обслуживает голосовые сообщения, а соответствующие медиа-шлюзы обеспечивают переход в мир ISDN. Если пользователи захотят осуществлять телефонные звонки независимо от компьютера, то им понадобятся системные телефоны, одобренные Microsoft (Office Communicator Phone Experience).
КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТОВЫЙ ДИЗАЙН И НАСТРОЙКИ
Чтобы лучше разобраться с текущим представлением Microsoft об объединенных коммуникациях, в особенности при их взаимодействии с телефонными станциями, мы создали в лаборатории LANline полную тестовую среду на базе OCS 2007 Standard Edition (см. Рисунок 2). В отличие от кластерной масштабируемой корпоративной версии (Enterprise Edition), в стандартном варианте все ключевые компоненты, включая MS SQL Server 2005 Express, можно разместить на одном-единственном сервере, которому, к тому же, достаточно 32-разрядной версии Windows Server 2003. Microsoft рекомендует стандартную версию для филиалов и отделений, имеющих не более 5000 пользователей. Однако при интеграции телекоммуникаций не удастся обойтись одним сервером, обеспечивающим минимальные требования. На второй машине мы установили Exchange 2007 SP1 вместе с Unified Messaging и объединяющую Active Directory. Естественно, чтобы повысить продуктивность, Microsoft рекомендует выделить отдельный сервер для каждой из этих трех задач. Еще один сервер нужен для так называемого «посредника» (Mediation Server). Задача данного компонента OCS — переключение между внутренними стандартами протоколов (подробнее поговорим об этом ниже) и шлюзом VoIP/ТфОП для сопряжения с сетью связи.
Такие производители, как Audiocodes (http://www.audiocodes.com) и Dialogic (http://www.dialogic.com) предлагают шлюзы в виде внешних устройств, которые посредством каналов ISDN связывают OCS даже с довольно старыми УАТС. Правда, для теста мы выбрали телефонную систему на базе Windows с поддержкой VoIP от SwyxWare (http://www.swyx.de). В последней версии 6.10 эта компания предлагает прямую поддержку требуемой технологии «SIP поверх TCP» и, таким образом, напрямую взаимодействует с сервером-посредником без дополнительного шлюза VoIP. Для управления медийными потоками Microsoft применяет Session Initiation Protocol (SIP, RFC 3261), общепринятый стандарт VoIP, однако компания предпочла вариант на базе TCP, а не UDP, до сих пор более распространенный на рынке. Признанные производители телекоммуникационного оборудования — Siemens, Avaya и Alcatel-Lucent — еще работают над внедрением SIP на базе TCP в свои системы. В сфере ПО с открытым исходным кодом (Open Source) технология SIP поверх TCP поддерживается такими решениями для VoIP, как sipX и SIP Express Router.
Microsoft выбрала более экзотичный вариант SIP, чтобы обеспечить сквозную защиту путей передачи посредством протокола безопасности транспортного уровня (Transport Layer Security, TLS) и поддержку более крупных пакетов с данными. Тому, кто до сих пор не установил в сети Windows центр выдачи сертификатов, придется сделать это при внедрении OCS, поскольку именно на нем основывается система доверия между разными компонентами сервера. Microsoft была оригинальна и в вопросе сжатия аудио- и видеопотоков данных: вместо признанных технологий G.711 и G.729 производитель делает ставку на собственный кодек RTAudio.
SwyxWare не поддерживает отраслевой стандарт Computer Supported Telecommunications Applications (CSTA) для осуществления RCC, поэтому данный аспект интеграции остался за рамками тестирования. Завершая реализацию решения на базе VoIP, мы подключились к городской станции по соединительным линиям SIP с поддержкой сквозного набора от QSC (http://www.qsc.de, продукт IPfonie Extended). Никаких специальных аппаратных компонентов больше не понадобилось, и все четыре сервера нашей тестовой архитектуры вполне комфортно функционировали на виртуальных машинах под управлением VMware Workstation 6. В этой связи следует обратить внимание на то, что такая тестовая архитектура не позволяет сделать вывод о работе OCS при нагрузках. А вот необходимые усилия, особенно для настройки серверов, объясняют, почему Microsoft рассматривает OCS 2007, включая интеграцию собственных телекоммуникационных систем, лишь как решение для предприятий с количеством сотрудников от 200 человек. Кроме того, после успешной установки мы поняли, из-за чего Unified Communications с OCS и Exchange 2007 рассматриваются как наиболее претенциозная пара в палитре продукции Microsoft.
Команда разработчиков приложила серьезные усилия для создания различных помощников, сопровождающих пользователя по многоступенчатому процессу конфигурации, однако они охватывают далеко не все настройки отдельных задействованных компонентов, так что ручной отладки в любом случае не избежать. Помимо обзора специальных компонентов OCS требуется глубокое знание базовых служб Active Directory, DNS, сертификационных центров и Internet Information Server (IIS). Администратору часто приходится покидать графическую консоль управления Exchange 2007, чтобы переключиться на управляющую оболочку, ориентированную на командную строку. Ситуация усложняется тем, что такие незаменимые инструменты отладки и тестирования, как Enterprise Voice Route Helper из Resource Kit (см. Рисунок 3) и VoIP Test Set, не рассматриваются в стандартной документации. Они помогают при настройке и тестировании правил нормализации номеров в соответствии с T.164, как того требует OCS, а также при организации маршрутизации через шлюз для коммуникации с внешним миром. Есть над чем поработать в следующих версиях.
Параметры пользователей OCS удобно интегрированы в управление пользователями Active Directory в виде новой закладки. Однако для активизации интеграции UM требуется переход к инструментам управления Exchange 2007.
OFFICE COMMUNICATOR 2007: ДУЭТ С OUTLOOK
Если автоматическая конфигурация Office Communicator с соответствующими записями DNS выполнена верно, то развертыванию в корпоративной сети больше ничто не препятствует. Пользователю необходимо лишь ввести свой индивидуальный регистрационный адрес, и он сразу же окажется на линии.
На первый взгляд Office Communicator кажется довольно простым. При вводе имени и фамилии система вызывает из Active Directory список возможных вариантов с указанием их статуса в сети. Установить контакт можно, выбрав мгновенное сообщение, электронное письмо, а также звонок на Communicator или другой разрешенный телефонный номер. Прямая передача данных и видео возможна лишь после установления соединения. Кроме того, на административном уровне можно запретить передачу данных с помощью введения фильтров имен.
Если при направлении вызова на Communicator указать тему разговора, то это облегчит вызываемому абоненту принятие решения об ответе. Методом буксировки абоненты из общего каталога группируются в личные списки контактов. Для каждой записи предлагается установить один из уровней доступа («личный», «команда», «компания», «публичный», «блокированный» и т.п.), на основании которого определяется доступная контактная информация. Например, контакты из группы «команда» получают доступ не только к номеру мобильного телефона, но и к личному расписанию в Outlook и имеют возмлжность по-звонить при необходимости, несмотря на указание «занят». Правда, информация о доступности (к примеру, «свободен до 17 часов») извлекается из личного планировщика, поэтому она предоставляется другим, только когда Office Communicator активирован и имеет доступ к локальному клиенту Outlook. Внутренний доступ к данным Exchange не осуществляется. Надо сказать, что от Microsoft можно было ожидать большего.
С активированной опцией Enterprise Voice в качестве адреса для осуществления вызова можно использовать и телефонные номера. Поскольку OCS требует ввести полный номер в формате T.164 (например, +49892722233), то для трансформации номеров, введенных в другом виде, должны указываться соответствующие правила нормализации. Например, если коллеги вызываются по коротким внутренним номерам, то для преобразования такого номера надо указывать соответствующее правило. При наборе OCS сразу показывает результат преобразования. Во время тестирования удалось осуществить не только внутренние переговоры между SwyxWare и OCS: пользователи Communicator могут использовать SwyxWare в качестве шлюза к провайдеру SIP QSC и связываться с внешним миром. Кроме того, после выполнения соответствующей конфигурации абонентов SwyxWare вместо интегрированной голосовой почты будет использоваться Exchange UM. Правда, для этого придется произвести некоторые тонкие настройки, чтобы кнопки сокращенного набора и т.п. на конечных устройствах Swyx воспринимались при работе с голосовой почтой Exchange UM.
В Office Communicator предусмотрена переадресация вызовов на ящик голосовой почты конкретного пользователя, на другие контакты OCS или внешние телефонные номера, в том числе с привязкой к рабочему времени, указанному в Outlook. Правда, более сложные правила переадресации, к примеру, учет номера звонящего, не поддерживаются. Кроме того, непонятно, почему разрешается указывать лишь один дополнительный номер, на который будет направлен сигнал при вызове. Таким образом, групповые звонки, являющиеся стандартной функцией в традиционных УАТС, оказываются невозможными.
Список пропущенных вызовов в Office Communicator не создается, а предоставляется исключительно через Outlook посредством интеграции с Exchange UM. Протоколы звонков тоже сохраняются только через Outlook. Правда, благодаря этому, при использовании Outlook Web Access, они становятся доступны в любое время и в любом месте. В общем и целом, не имеет особого смысла рассматривать Communicator как серьезный телефон VoIP для предприятий, если одновременно не планируется внедрение Exchange UM, поскольку многие элементарные функции вне этого «дуэта» недоступны.
Сильной стороной OCS 2007 является, несомненно, поддержка внешних и мобильных работников. С помощью компонента OCS под названием Access Edge Server внешние пользователи Communicator получают возможность доступа к коммуникационной системе через Internet. Поскольку коммуникация на базе TSL изначально осуществляется только с шифрованием, дополнительной страховки в виде VPN не требуется, что существенно упрощает эксплуатацию системы. Office Communicator 2007 предоставляет равный объем функций как внешним, так и внутренним пользователям.
Microsoft обещает превосходное качество голоса благодаря адаптации кодека RTAudio к существующему тракту передачи, даже при соединении через Internet. Однако для проверки этого утверждения потребуются дальнейшие тесты. С помощью Communicator Web Access возможен доступ через браузер Web, правда, придется ограничиться лишь информацией о статусах и передачей мгновенных сообщений, но переадресация вызова на мобильный или стационарный телефон будет возможна даже в пути. Кроме того, в качестве плюса следует отметить, что полный функционал доступен и в браузере Mozilla Firefox — для Microsoft это нетипично.
Подключение КПК на базе Windows к корпоративной коммуникационной среде осуществляется с помощью Office Communicator Mobile. К сожалению, пока этот вариант не поддерживает даже такую востребованную функцию, как переадресация вызова через OCS.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Microsoft давно утвердилась в качестве «столпа» корпоративных ИТ, а теперь этот гигант из Редмонта стал активно проникать в сферу телекоммуникаций. Тенденция к слиянию изначально разделенных сфер ИТ и связи не нова: крупнейшие производители классических телекоммуникационных систем заняты разработкой аналогичных концепций для объединенных коммуникаций. Опираясь на надежный базис технически зрелых, стабильных и функциональных телефонных систем, они двигаются в направлении интеграции с ИТ. Между тем, Microsoft еще предстоит доказать свою способность к предоставлению надежной связи. Конкуренция со стороны ИТ возрастет с появлением программного обеспечения Lotus Sametime 8: IBM намеревается предоставить аналогичные OCS возможности по интеграции телекоммуникаций в течение этого года.
По сравнению с традиционными системами связи, объем функций OCS 2007 значительно меньше, а значит, самостоятельное применение этого ПО не имеет большого смысла. Однако при его использовании в качестве дополнения к существующим УАТС открывается целый спектр новых возможностей в плане выбора коммуникационных каналов, что может оказаться полезным для многих предприятий. В качестве целевой аудитории рассматриваются пока лишь те компании, чья стратегия в сфере ИТ ориентирована исключительно на Microsoft. Полный объем функций и польза от внедрения OCS 2007 раскрываются лишь в сочетании с Microsoft Outlook и Exchange 2007 UM.
Для реализации нашей тестовой архитектуры требуются различные лицензии от Microsoft. Помимо обязательной серверной лицензии на OCS 2007 Standard Edition, каждому пользователю нужна так называемая Enterprise CAL на право пользования опцией Enterprise Voice. Эта лицензия распространяется и на возможности конференц-связи в OCS 2007 (данные, речь, видео и совместное использование приложений), которые мы не тестировали. При отсутствии у предприятия пользовательских лицензий на Office 2007 Enterprise или Professional Plus лицензию на Office Communicator 2007 придется приобретать отдельно. Для Exchange 2007 с функцией Unified Messaging каждому пользователю, помимо имеющейся Standard CAL, понадобится лицензия Enterprise CAL.
Не следует забывать и о серверных лицензиях Windows для изолированных компонентов OCS. Поскольку Microsoft передает функции по внедрению OCS своим партнерам, то официально рекомендованных расценок не существует. Правда, можно исходить из того, что на еще не окончательно сформировавшемся рынке объединенных коммуникаций компания будет предлагать пакеты услуг по привлекательной цене, с тем чтобы закрепиться в мире корпоративной связи.
Петер Мойзер — вольнонаемный архитектор решений ИТ и сотрудник лаборатории LANline-Lab. С ним можно связаться по адресу: pmeuser@itlab.de.
© AWi Verlag