«БЕСЕДА» — ровесница становления рынка фиксированной беспроводной связи в России. В этом году конференция проводилась уже 18-й раз. Ее организатором традиционно выступила компания CompTek, которая стояла у истоков этого рынка и в настоящее время является крупнейшим дистрибьютором соответствующих решений. На конференции, также традиционно, рассматривались технические и экономические вопросы не только сетей Wi-Fi, но и беспроводных решений на базе проприетарных технологий, в том числе для организации магистрали. Но в данной статье мы сосредоточимся на проблематике сетей Wi-Fi.
Прошедший с момента предыдущей конференции «БЕСЕДА» период ознаменовался значительным расширением ассортимента продуктов, поддерживающих новый стандарт IEEE 802.11ас, который вывел Wi-Fi на гигабитный уровень. (Подробнее об IEEE 802.11ас можно прочитать в статье автора «802.11ac: в ожидании «второй волны»», опубликованной в апрельском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2014 год.) Оборудование 802.11ас выпустили не только признанные лидеры рынка, но и поставщики бюджетных решений.
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ
По данным Maravedis, в 2012 году во всем мире было развернуто 5,2 млн новых операторских хот-спотов Wi-Fi, а к концу 2018 года этот показатель должен вырасти до 10,5 млн в год. В этих цифрах не учтена стремительно набирающая популярность сеть FON, которая уже насчитывает более 13,4 млн точек доступа класса homespot. Участники сети FON предоставляют беспроводной доступ в Интернет другим пользователям, оказавшимся в зоне действия их точек доступа. Для этого необходимы специальные маршрутизаторы FON, которые формируют две сети: одну — для своего владельца, другую — для посторонних пользователей. Участники сети пользуются Интернетом бесплатно, все остальные должны внести оплату, из которой часть средств поступает владельцу точки доступа. Среди партнеров FON — ведущие мировые операторы, такие как Deutsche Telekom, BT, KPN, Telstra, в России — МТС.
В России, по данным J’son & Partners за 2013 год, в публичных сетях Wi-Fi насчитывается около 200 тыс. точек доступа, из них 63 тыс. — управляемых (в этих данных не учтены ТД сети «МТС-FON» — по информации J’son & Partners, их около 50 тыс.). Примерно 90% точек доступа установлены внутри помещений. Объем рынка услуг, предоставляемых на базе сетей Wi-Fi, составляет 900 млн руб. (доступ и реклама). Половина управляемого сегмента (51%, 32 тыс. ТД) приходится на пять операторов: «Вымпелком» (27%), «Эр-Телеком» (14%), МТС (5%), «Мегафон» (3%) и «Ростелеком» (2%). Остальные 49% распределены между крупными и средними провайдерами второго эшелона, а также между множеством мелких региональных операторов — по оценке J’son & Partners, их насчитывается около 2 тыс.
«Когда несколько лет назад начался процесс покупок и слияний, число операторов беспроводных сетей передачи данных стало быстро сокращаться, и мы начали опасаться, что наш рынок станет подобен рынку сотовой связи, где осталось всего несколько операторов. Но такого, к счастью, не произошло», — рассказывает Станислав Рыбалко, руководитель направления беспроводных технологий CompTek. Появление большого числа малых операторов он связывает с тем, что входной билет на рынок стал существенно дешевле благодаря выходу недорогого оборудования таких компаний, как Ubiquiti и Mikrotik. По его данным, небольшие операторы активно работают, в том числе в малых населенных пунктах (с населением от 500 человек), которые неинтересны крупным игрокам.
Wi-Fi И LTE: ВРАГИ ИЛИ СОЮЗНИКИ?
На первый взгляд, главный конкурент Wi-Fi — это быстро развивающиеся сети LTE. Как показывает анализ ситуации за рубежом, который представил на конференции «БЕСЕДА» Сергей Мальцев, старший консультант J’son & Partners, ведущие операторы Китая, Японии, США, в свое время активно развивавшие Wi-Fi, с началом развертывания сетей LTE существенно замедлили темпы строительства сетей Wi-Fi. Видимо, основные средства пошли на LTE, а проекты Wi-Fi остались без должного финансирования.
«В нашей стране тоже идет активное строительство сетей LTE, но, по моему глубокому убеждению, за пределы крупных городов эта технология выберется еще нескоро. Высокая стоимость базовых станций просто не оправдает развертывания таких сетей в малых городах и в зонах с низкой плотностью абонентов», — полагает Станислав Рыбалко. По различным отчетам, скорости мобильного доступа в крупных городах за год удвоились — скажем, в Москве с 2 до 4 Мбит/с. Но специалист CompTek полон пессимизма: он считает, что эти цифры приводятся в первую очередь для инвесторов, которые вкладывают деньги в развитие сотовых сетей связи, а на практике пользователи не слишком довольны качеством и скоростью мобильной передачи данных.
Как показывают исследования, рост объема трафика в сетях Wi-Fi опережает соответствующий показатель для сетей LTE и 3G вместе взятых. Согласно исследованию Mobidia, даже после покупки смартфона LTE его владелец продолжает активно использовать сети Wi-Fi — на них приходится до 80% трафика.
Даже мировые лидеры в области LTE, такие как американская компания Verizon Wireless, считают, что для обслуживания все возрастающих потребностей абонентов в объемах трафика емкости сетей LTE не хватит. Таким образом, без разгрузки сетей LTE c помощью Wi-Fi (Offload) не обойтись. Суть концепции Offload сводится к тому, что при нахождении абонента в зоне действия Wi-Fi трафик его смартфона или другого мобильного устройства перенаправляется в эту сеть и через соответствующую точку доступа сразу передается в Интернет. (Подробнее о технической стороне реализации Wi-Fi Offload можно прочитать в статье Александра Фелижанко «Интеграция Wi-Fi с сетями мобильной связи» в апрельском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2013 год.) По прогнозу организации Wireless Broadband Association (WBA), к 2017 году 60% операторского трафика будет выгружаться из мобильных сетей по технологии Wi-Fi Offload.
По данным, которые представил Сергей Мальцев, «большая тройка» операторов сотовой связи рассматривает возможность внедрения Wi-Fi Offload только в перспективе — не ранее 2016 года. Эксперты связывают это с тем, что приоритетное значение для этих компаний имеет развитие сетей LTE. Но поскольку, как показывает мировой опыт, без Wi-Fi Offload им не обойтись, такая ситуация дает хороший шанс небольшим операторам сетей Wi-Fi в будущем предоставить их для разгрузки сетей сотовой связи. И это один из путей возврата инвестиций и возможность заработать.
Где же деньги?
Эксперты компании Ruckus Wireless выделяют следующие возможности по монетизации публичных сетей Wi-Fi:
- предоставление сетей Wi-Fi как сервиса (WaaS) для организаций и мест общего пользования;
- предоставление инфраструктуры Wi-Fi для разгрузки сетей мобильной связи (Offload);
- использование доступа через Wi-Fi для повышения лояльности клиентов (как следствие, снижения их оттока);
- получение дохода от роуминга между сетями Hotspot 2.0;
- монетизация данных об использовании сети;
- предоставление дополнительных сервисов и аналитики по геолокации.
РЕКЛАМА И ГЕОАНАЛИТИКА
Еще один способ заработать на Wi-Fi заключается в показе рекламы при подключении пользователя через сеть с бесплатным доступом. В этой области знаковым может стать проект Wi-Fi в московском метро (около 5000 ТД, реализуется компанией «МаксимаТелеком»), который ориентирован на монетизацию сети именно по рекламной модели. По оценкам J’son & Partners, на данный момент объем рынка рекламы в сетях Wi-Fi невелик — не более 100 млн рублей в год. Но рынок этот только зарождается, и у него хорошие перспективы.
Кроме того, многообещающим с точки зрения монетизации сетей Wi-Fi является предоставление дополнительных сервисов с использованием геолокации абонента. Владислав Григорьянц, региональный менеджер по СНГ компании Ruckus Wireless, приводит несколько примеров. При реализации геолокации в торгово-развлекательном центре (ТРЦ) можно информировать клиентов, проходящих мимо конкретного магазина, о проводимых в нем акциях. Кроме того, функции геолокации позволят владельцам ТРЦ и их арендаторам получать информацию о том, по каким маршрутам клиенты передвигаются внутри центра, где они останавливаются, задерживаются и пр.
Другой пример — использование геолокации в гостиницах. Ее применение позволит задействовать те или иные сервисы в зависимости от того, где находится постоялец — в комнате или вне ее; получать информацию о том, сколько времени и где (в каких помещениях гостиницы) проводит клиент; доставлять ему газеты и корреспонденцию туда, где он в данный момент находится, и пр.
Но, как предупреждает Максим Егоров, менеджер компании Aruba Networks, точность геопозиционирования в сетях Wi-Fi, основанная на методе триангуляции, составляет 4–5 м. Это недостаточно высокая точность, например, для небольших бутиков в торговом центре. Более того, маскирование МАС-адресов в новых моделях аппаратов iPhone создает проблемы для традиционных способов геопозиционирования. Чтобы устранить все указанные препятствия, Aruba планирует использовать для геолокации технологию Bluetooth. Соответствующие детекторы стоят совсем недорого, их можно установить с высокой плотностью и локализовать абонента гораздо точнее, чем в сети Wi-Fi.
РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА
Основными драйверами развития операторских сетей Wi-Fi в мире аналитики считают распространение смартфонов, необходимость разгрузки сетей сотовой связи, а также стремительный рост сетей homespot. Сдерживают же это развитие такие факторы, как наличие конкурирующих технологий (в первую очередь LTE), нестабильность макроэкономики и общее падение операторской выручки.
В России важным драйвером являются крупные государственные проекты, а также подготовка российских стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года. Например, в федеральном проекте по ликвидации «цифрового неравенства» «Ростелеком» планирует установить более 16 тыс. точек доступа в малых населенных пунктах к 2018 году.
По мнению Дмитрия Оськина, технического менеджера компании Ruckus, стадион — это самый сложный объект для функционирования сети Wi-Fi. Согласно исследованию Ruckus, на стадионах среднее потребление трафика в период наибольшей нагрузки составляет почти 0,6 Мбит/с на 10 м2. Это в полтора раза выше соответствующей характеристики для железнодорожных вокзалов и более чем в два раза больше, чем в офисах или гостиницах.
Соответственно, для стадионов нужны специальные высокоплотные решения, которые есть в арсенале большинства ведущих производителей: Cisco, Aruba, Ruckus, Xirrus и других компаний. (О технических особенностях некоторых из этих решений можно прочитать в статье автора «WNaaS не догонишь», опубликованной в ноябрьском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2013 год.) Например, решения Ruckus успешно показали себя в ходе прошедшего недавно в Бразилии чемпионата мира по футболу, где они были установлены на четырех стадионах. В активе Cisco тоже немало проектов по оснащению спортивных арен — например, стадион на 50 тыс. зрителей в Канзас-Сити. Как показывают реальные измерения, при 10 тыс. одновременно подключенных устройств развернутая там сеть Wi-Fi обеспечивает скорость 5–10 Мбит/с на устройство.
Необходимость установки на стадионах и других объектах с высокой плотностью абонентов специальных решений Wi-Fi, способных обеспечить качественную работу в непростых условиях, доказывает печальный опыт одного из недавно введенных в эксплуатацию российских стадионов. Изначально в проекте было предусмотрено высокоплотное решение, однако заказчик решил сэкономить и установил бюджетный вариант — на основе продуктов Ubiquiti. Поскольку эти решения не предназначены для работы в условиях сложной интерференционной картины, проект провалился.
Еще одна российская особенность — планируемое ужесточение правил идентификации пользователей в сетях Wi-Fi. Это может привести к серьезным изменениям на рынке, причем новые правила несут в себе не только угрозы, но и дополнительные возможности для роста операторского сегмента. Так, поскольку далеко не все кафе, рестораны и другие предприятия отрасли HoReCa (Hotel — Restaurant — Cafе´) смогут обеспечить такую идентификацию, они, скорее всего, отдадут свои сети Wi-Fi под управление операторов, способных предоставить соответствующие средства.
По прогнозу J’son & Partners, в ближайшие пять лет ежегодный рост российского рынка публичных сетей Wi-Fi составит… всего 5%. В этом случае в 2018 году в таких сетях будет насчитываться 291 тыс. ТД, а доходы от доступа, рекламы и дополнительных сервисов (аналитика) повысятся до 1,4 млрд рублей. Не слишком оптимистичный прогноз. Но не надо забывать, что еще есть корпоративные сети, в которых Wi-Fi занимает все более значимые позиции. Прогнозом по этому сегменту мы не располагаем, но, видимо, расти он будет быстрее, чем публичные сети.
Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.