Системы управления СКС, для обозначения которых в разные периоды их развития применялись разные термины, похоже, наконец обрели общепринятое название: Automated Infrastructure Management (AIM). Именно термин AIM фигурирует в недавно принятом стандарте ISO/IEC 18598 на такие системы. Примечательно, что от маркетингового названия «интеллектуальные СКС» отрасль переходит к более практически понятному понятию «автоматизированное управление инфраструктурой».
Глава российского представительства CommScope Роман Китаев выделил три основные тенденции, во многом определяющие развитие рынка решений для кабельных инфраструктур. Это увеличение скоростей передачи данных, потребность в повышении удобства эксплуатации кабельных систем и ценовая оптимизация предлагаемых решений. Повышение удобства эксплуатации особенно важно в связи с ростом сложности и увеличением плотности кабельных инсталляций, и именно на решение этой задачи и нацелены системы AIM. «Основные цели внедрения AIM — сделать эксплуатацию более удобной и надежной», — подчеркнул представитель CommScope.
Особую ценность прошедшей в Москве конференции придало участие в ней в качестве ключевых докладчиков сотрудников CommScope, участвовавших в разработке стандарта ISO/IEC 18598: ведущего эксперта по архитектуре ЦОДов Ханса-Юргена Нитхаммера и руководителя глобальной службы поддержки интеллектуальных решений Майкла Германа.
Ханс-Юрген Нитхаммер: «Главное в стандарте ISO/IEC 18598 на системы AIM — требование к наличию открытых программных интерфейсов для интеграции с другими системами» |
Вспоминая историю развития систем AIM, Ханс-Юрген Нитхаммер отметил, что первое поколение таких решений появилось около 15 лет назад в ответ на просьбы заказчиков помочь им в администрировании сложных систем СКС. Эти решения предназначались только для офисных инсталляций, они обеспечивали документирование всех изменений на кроссовом поле СКС в реальном времени, а также упрощали планирование и выполнение заданий при работе с кабельной системой.
За прошедшее время системы AIM получили определенное распространение (у той же CommScope в России доля «интеллектуальных» СКС в продажах уже составляет порядка 20%), однако речь об их массовом применении не шла. Этому мешал ряд проблем. По словам Ханса-Юргена Нитхаммера, чаще всего заказчики жаловались на то, что предлагаемые решения являлись проприетарными. Кроме того, им не нравились существенный разброс в функциональности систем разных вендоров и отсутствие четких путей интеграции с другими имеющимися системами управления. Сложностей добавляло и то, что мало кто из производителей комплексно подходил к созданию системы AIM: как правило, поставщик СКС обеспечивал аппаратную часть, а написанием ПО занимался его партнер.
Разработчики стандарта ISO/IEC 18598 ставили цель устранить указанные выше проблемы. Стандарт состоит из трех основных частей. В первой части описаны общие требования к таким системам: система должна автоматически определять наличие соединений на кроссовом поле, обеспечивать в месте установки стойки доступ к электронным нарядам на выполнение работ, к трассировочной и другой информации, а также выдавать звуковые/визуальные предупреждения о некорректном выполнении задач по подключению и отключению коммутационных шнуров.
Очень важная часть стандарта (Ханс-Юрген Нитхаммер вообще считает ее главной) — требование наличия открытых программных интерфейсов для интеграции с другими системами. Выполнение этого требования смягчает проблему «привязки» к конкретному производителю, поскольку позволяет относительно просто интегрировать системы AIM разных поставщиков. Кроме того, открытый API или другой формат обмена данными упрощает интеграцию AIM с другими системами управления, например с DCIM.
Заметим, что стандарт не оговаривает технологию физического определения факта соединения, которая у разных производителей разная. Например, в системе imVision компании CommScope (ранее она называлась iPatch) на специальной накладке (она монтируется на коммутационную панель) установлены фотоэлементы, которые и фиксируют факты подключения и отключения вилки коммутационного шнура. Это относительно простой (читай, недорогой) способ, который, что особенно важно, позволяет использовать любые стандартные коммутационные шнуры.
Одним из альтернативных методов является применение меток RFID. Комментируя использование этого метода, Степан Большаков, технический директор CommScope Enterprise Solutions в России и СНГ, указал на то, что если метка RFID встраивается в вилки шнуров на этапе их изготовления, то все работает хорошо, но это означает необходимость использования специальных шнуров. Если же метка добавляется на концевик вилки в полевых условиях, то она может оказаться относительно далеко от гнезда, из-за чего при изгибах шнура возникают проблемы со считыванием метки. Особенно остро эта проблема проявляется в оптических системах высокой плотности.
Довольно необычным (для стандарта) разделом ISO/IEC 18598 стало перечисление основных преимуществ использования систем AIM. Как пояснил «Журналу сетевых решений/LAN» Ханс-Юрген Нитхаммер, вопрос о включении этого раздела вызвал жаркие дебаты среди разработчиков стандарта, но в конечном счете было решено добавить эту информацию, чтобы у заказчиков было четкое понимание пользы соответствующих решений. Приведенные в стандарте преимущества делятся на «непосредственные» (обеспечиваются самой AIM) и «косвенные» (обеспечиваются другими системами благодаря получаемым от AIM данным) (см. врезку «Преимущества AIM — согласно стандарту ISO/IEC 18598»).
Преимущества AIM — согласно стандарту ISO/IEC 18598
Для иллюстрации возможностей систем AIM в стандарте ISO/IEC 18598 приведены непосредственные (внутренне присущие) и косвенные преимущества их использования.
Внутренне присущие преимущества обеспечиваются функциональностью самой системы AIM. К ним относятся:
- точное и автоматическое документирование вместо подверженной ошибкам трассировки вручную;
- управление изменениями для снижения стоимости обеспечения перемещений, добавлений и изменений;
- управление инцидентами для снижения времени простоя и восстановления;
- управление емкостью для улучшения планирования и повышения процента использования портов;
- управление активами.
Косвенные преимущества обеспечиваются другими системами, которые используют получаемые от системы AIM данные. К числу таких систем относятся:
- различные ИТ-системы (например, системы управления IP-телефонией, поддержки пользователей, обеспечения информационной безопасности и пр.);
- системы управления зданием (средства управления энергообеспечением, освещением, системы безопасности и контроля доступа);
- системы управления инфраструктурой ЦОДа — Data Center Infrastructure Management (DCIM);
- приложения, связанные с базами данных управления конфигурациями — Configuration Management Database (CMDB).
Говоря об аргументах в пользу использования систем AIM в офисных инсталляциях, помимо общих плюсов в части повышения надежности, оперативности и удобства эксплуатации, Ханс-Юрген Нитхаммер указал на то, что они позволяют быстро определить наличие свободных портов и при необходимости локализовать неисправность. Это особенно важно в условиях, когда все больше коробок подключения различных устройств, включая точки доступа Wi-Fi, датчики инженерных систем, средства «интеллектуального» освещения и пр., выносятся в подпотолочное пространство, где визуально трудно определить состояние СКС. Кроме того, все популярнее становится технология подачи электропитания по Ethernet (PoE), а мощность соответствующих систем растет, что налагает дополнительные требования на СКС. В следующей версии стандарта ISO/IEC 18598 разработчики обещают добавить раздел, посвященный планированию внедрения решений PoE.
Тенденции развития сетевых инфраструктур ЦОДов стимулируют внедрение систем AIM и на этих объектах. Если в стандартной трехуровневой архитектуре каждый коммутатор доступа подключался, как правило, только к двум вышележащим устройствам, то в набирающей популярность архитектуре spine-leaf такой коммутатор (leaf) подсоединяется уже ко всем коммутаторам spine. Это увеличивает число кабелей и усложняет кабельную инфраструктуру, делая системы AIM более востребованными.
Нельзя не отметить и увеличение числа вариантов подключений с использованием двухволоконных (дуплексных LC) и многоволоконных (MPO) соединителей, предполагающих применение разнообразных гибридных шнуров (с MPO на одном конце и несколькими LC — на другом). При таких подключениях очень важно обеспечить совпадение типов портов и полярности. Задача может оказаться весьма трудоемкой. Здесь опять на помощь приходит AIM. Как рассказал Майкл Герман, в новой версии системы imVision (выпущена в декабре 2016 года) предусмотрена поддержка архитектуры leaf-spine и многоволоконных соединений. Система обеспечивает контроль и мониторинг многоволоконных соединений в реальном времени, включая соединения «точка — многоточка». Кроме того, она гарантирует соблюдение правил обеспечения полярности, в частности, предотвращая соединение портов MPO12 с портами MPO24, а также портов с разной скоростью. Важно и то, что imVision позволяет планировать кабельные тракты при миграции с одной скорости на другую.
В новой версии системы imVision (выпущена в декабре 2016 года) обеспечена поддержка архитектуры leaf-spine и многоволоконных соединений |
Важным вопросом является «взаимоотношение» между системами AIM и системами управления инфраструктурой ЦОДа DCIM. Как отмечают эксперты CommScope, отслеживая изменения на физическом уровне, средства AIM способны предоставлять в систему DCIM чрезвычайно важные данные о кабельных подключениях и состоянии монтажных шкафов, что делает такие системы более полезными. В частности, задав общие характеристики таких шкафов (число посадочных мест, максимально допустимая нагрузка на пол, мощность и т. д.) и соответствующие характеристики устанавливаемых в них серверов и другого оборудования, можно контролировать их текущий уровень загруженности, мощности и т. д.
Опытом эксплуатации систем AIM на конференции поделились специалисты МТС. Как рассказал Александр Ежов, руководитель группы инженерно-технического обеспечения ЦОДов МТС, ввиду наличия большого числа офисных зданий с развитыми СКС, первым делом специалисты компании решили «навести порядок в кабельном хозяйстве» офисов. В ходе процедуры выбора было решено остановиться на системе iPatch (теперь, как уже говорилось, она называется imVision) компании CommScope. (Например, решение iTracs не подошло по причине высокой стоимости.)
Опыт использования iPatch оказался весьма успешным, и было принято решение о внедрении такой системы и в ЦОДах. В одном из них как раз намечалась модернизация СКС, и в ходе этого процесса сразу были установлены «интеллектуальные» панели CommScope. Среди преимуществ используемого решения Александр Ежов назвал существенное сокращение времени выполнения заявок на подключение нового оборудования и развертывания новых сервисов. Если раньше на отработку подобных заявок уходил в среднем час, то благодаря решению AIM это время сократилось до 5 мин. Важными для МТС стали также оперативность нахождения неисправностей, автоматическое протоколирование коммутации на кроссах, получение информации о состоянии коммутации и оповещение в случае его изменения.
В настоящий момент в МТС реализуется проект по интеграции трех используемых систем управления. Это собственно AIM-система imVision, система Remedy ITSM (она консолидирует информацию о всех заявках и инцидентах по всем системам ИТ) и система инвентаризации Inventory Management System.
В ходе дискуссии делегаты конференции обсуждали, какие аргументы необходимо представить руководству компаний для обоснования необходимости покупки системы класса AIM. Ясно, что для собравшихся, представляющих технические подразделения, удобство эксплуатации чрезвычайно важно, но этот аргумент может оказаться недостаточно весомым для руководства. А вот снижение времени реакции на инциденты (и сокращение возможных финансовых потерь благодаря этому) и обеспечение непрерывности бизнеса — весомые аргументы для обоснования выделения средств на AIM.
Александр Барсков, ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN»