В преддверии форума «Бизнес-Видео – 2018» «Журнал сетевых решений/LAN» продолжает публиковать мнения участников рынка видео-конференц-связи о его состоянии, тенденциях и новых технологиях. На наши вопросы отвечает Борис Попов, директор по развитию бизнеса компании Vinteo
«Журнал сетевых решений/: Сохраняется ли за ВКС статус «отдельного рынка» или видеосвязь (видео-конференц-связь) уже стала лишь частью других решений, например систем унифицированных коммуникаций?
Борис Попов: Собственно говоря, ВКС никогда и не была вещью в себе, замкнутой и изолированной. Вопрос лишь в степени интеграции со смежными сегментами, такими как унифицированные коммуникации (UC).
Задачи по интеграции ВКС с телефонией и системами видеонаблюдения ставились заказчиками еще в начале 2000-х годов, сразу после появления ВКС на рынке России. И в большинстве случаев они успешно решались системными интеграторами. Сегодня благодаря появлению современных технологий интеграцию осуществить намного проще, плюс к тому она позволяет получить новый, более широкий функционал.
Тем не менее разделение на ВКС и UC все еще сохраняется: крупные компании традиционно предпочитают использовать ВКС для организации взаимодействия руководителей, зачастую называя это мероприятие видеоселекторным совещанием, а UC предоставляют для среднего руководящего звена.
Многое зависит и от привычки пользователей, и от наличия обширной инсталлированной базы оборудования ВКС. Необходимо отметить и более широкий пользовательский функционал в системах ВКС, который отсутствует в последних решениях UC, поскольку был убран ведущими мировыми поставщиками оборудования с целью перехода на автоматическую, безоператорскую модель проведения конференций и совещаний.
LAN: Как изменился объем российского рынка ВКС за прошедший год?
Попов: Vinteo совсем недавно начала поставлять свои решения на российский рынок, поэтому сравнивать результаты, достигнутые в разные годы, пока сложно. Вряд ли многократное увеличение объемов продаж нашей компании отражает тенденцию рынка. Однако явно прослеживается сокращение доли присутствия американских производителей. Могу также констатировать устойчивый интерес к оконечному оборудованию китайских вендоров, совместимостью с которым наших решений постоянно интересуются заказчики.
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что объем рынка ВКС в единицах оборудования как минимум не уменьшился, а в денежном исчислении заметно сократился.
LAN: Насколько в сфере ВКС сильна тенденция перехода на стандартную платформу x86: использование ПК для реализации кодеков, а серверов для MCU? Какие задачи заказчики по-прежнему предпочитают решать с помощью специализированного «железа»?
Попов: С моей точки зрения, это основная и безусловная тенденция в области инфраструктурного оборудования. Большинство вендоров с мировым именем отказались от заказных серверов для UC и перешли на платформу Intel, однако с оконечным оборудованием не все так ясно и однозначно. Как правило, заказчики предпочитает объединить телефон и персональный настольный терминал ВКС в едином устройстве — видеотелефоне.
Если этот вариант по каким-то причинам недоступен, пользователь переходит на платформу х86 и выбирает программное решение ВКС на персональном компьютере или Web-конференцию.
LAN: Как изменились за прошедший год предпочтения при выборе модели развертывания: «все свое» vs «облака»?
Попов: Начиная с 2015 года — после двух-трехлетнего периода бурного интереса к облачным решениям — наши заказчики все чаще снова предпочитают полностью владеть инфраструктурой с целью обеспечения безопасности передаваемой информации.
LAN: Как изменились приоритеты заказчиков в отношении страны происхождения оборудования: из Азии, Европы, США, России?
Попов: Как я уже отмечал, наибольшей популярностью пользуются азиатские продукты. Заметен активный интерес и к отечественным решениям, однако пока еще организации опасаются внедрять их широко, в основном приглядываются и тестируют. Затем в порядке приоритета идут европейские бренды, а после них американские.
LAN: Какие наиболее значимые новинки начала предлагать ваша компания за последний год. Назовите не более трех продуктов, расскажите про основные особенности и преимущества.
Первый и основной наш продукт — программный видеосервер Vinteo Server. Это полностью отечественная разработка, которая поддерживает все те же функции, что и легендарные решения от Cisco/TANDBERG/Codian и Polycom, а по большинству параметров еще и превосходит своих предшественников.
Протестировав наш видеосервер на реальных сетях ВКС, мы убедились в справедливости предварительных расчетов о возможности поддержки на одном современном сервере до 500 одновременных соединений в режиме индивидуального транскодинга и трансрейтинга с разрешениями от самых низких, QCIF и CIF, до HD1080p. Кроме того, поддерживается разрешение 4K и даже 8K. Причем все это дополняется поддержкой SIP, H.323 и WebRTC, встроенной записью и трансляцией, подключением камер видеонаблюдения, организацией транков с серверами других производителей и многими другими функциями.
Второй продукт — кодеки Vinteo. Наша компания имеет собственный стек SIP и H.323, поэтому объяснимо желание сделать на базе ядра системы Vinteo свой кодек на Intel-платформе. Что из этого вышло, судить нашим заказчикам и партнерам, однако кодеки со встроенной многоточкой до 10 абонентов и полный спектр периферии (как камер, так и микрофонов) стали причиной большого интереса к этой линейке.
Ну и третье, наше любимое и привычное занятие — создание заказных продуктов по ТЗ заказчика на базе ядра Vinteo с передачей прав по договору. Эта достаточно новая услуга на рынке ВКС России, судя по всему, одна из новых зарождающихся тенденций.