Елена Бойко, директор департамента ИТ и связи Минздрава HA
Елена Бойко: «Номенклатура телемедицинских услуг и порядок дистанционных консультаций уже разрабатываются»

Похоже, российский рынок медицинских ИТ прошел через стадии завышенных ожиданий и неизбежных разочарований, в терминологии Gartner, и начал взбираться по «склону просвещения» к «плато производительности».

В этом году конференция собрала свыше тысячи участников, включая сотрудников федерального Минздрава и координаторов региональной информатизации, руководителей медицинских информационно-аналитических центров (МИАЦ) и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), представителей медучреждений и поставщиков программных продуктов.

Повестку дня конференции всегда определял государственный заказчик, поэтому в фокусе внимания неизменно остается нормативное регулирование и стандартизация, а также опыт регионов, которые этом году представляли Новосибирская область, Чувашская республика и Красноярский край. В число наиболее актуальных пунктов программы ИТМ-2015 также вошли вопросы интеграции региональных медицинских систем с информационными ресурсами системы ОМС и Единой государственной информационной системой в здравоохранении (ЕГИСЗ), новые требования Росздравнадзора по регистрации «медицинского» программного обеспечения в качестве медицинского изделия и поиск источников финансирования для реализации дорожной карты развития ЕГИСЗ до 2018 года.


ЕГИСЗ в цифрах
На сегодняшний день системы диспетчеризации санитарного автотранспорта внедрили 64 субъекта РФ, в 28 из них обеспечили ее интеграцию с системой «112». К ГЛОНАСС подключены 85% экипажей «скорой помощи». Три четверти медицинских организаций выписывают льготные лекарства в электронном виде, к системе льготного лекарственного обеспечения подключены 72% аптек.
Медицинские информационные системы внедрили 69% организаций, а уровень оснащения медработников автоматизированными рабочими местами составляет 58% необходимого.
Региональные медицинские системы выстроили 75 субъектов РФ, в 12 из них стартовали пилотные проекты по интеграции региональных сегментов ЕГИСЗ с системами ТФОМС.
Интегрированная электронная медкарта пока функционирует в 51 субъекте, при этом в федеральном сервисе, как и два года назад, содержится 25 млн медкарт, а в региональных системах – 54 млн.

Телемедицинский компонент

В структуре ЕГИСЗ вскоре появится новый федеральный сервис. Как сообщила директор департамента ИТ и связи Минздрава РФ Елена Бойко, ведомство приступило к созданию первой очереди телемедицинского сегмента, в составе которого предусмотрен центральный архив медицинских изображений. Консультировать коллег в регионах будут специалисты федеральных медцентров. Номенклатура телемедицинских услуг и порядок дистанционных консультаций уже разрабатываются, затем будет произведен расчет тарифов ОМС для оплаты этого вида работ.

Создание еще двух ИТ-решений пока обсуждается в Минздраве на концептуальном уровне: вскоре на свет должны появиться федеральная система непрерывного образования медицинских работников и система мониторинга движения лекарственных средств от производителя до конечного потребителя. (Подробнее о работе, ведущейся в Минздраве, вскоре можно будет прочесть в интервью MedIT Елены Бойко).

Вечная боль

Нет такой проблемы, которая бы тормозила развитие информатизации отрасли сильнее, чем недостатки нормативно-правового обеспечения. По мнению Минздрава, для того чтобы выправить ситуацию, необходимо в первую очередь внести поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Законопроект, явно определяющий правовой статус ЕГИСЗ, утверждающий оператора системы и ее основные функции, уже разработан и находится на согласовании. Если до конца года он будет принят, то в 2016 году можно ждать положения о ЕГИСЗ, ее архитектуре и основных компонентах.

В 2015 году на базе ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения создана регламентная служба по разработке и унификации нормативно-справочной информации (НСИ), которая проведет ревизию существующих справочников и классификаторов, проанализирует нормативные разработки в регионах и оценит возможность их использования на национальном уровне. Несколько справочников (МКБ-10, «Группа крови») уже модернизировано и готово к размещению в регистре НСИ. Кроме того, разработаны первые пять базовых структурированных электронных медицинских документов, задающих формат выгрузки данных в ЕГИСЗ.

«Прошедший год был продуктивным, мы сделали шаг к реальной информатизации здравоохранения страны», – отметила Татьяна Зарубина, заместитель директора ЦНИИ ОИЗ по информационным технологиям.

Показательно, что от обсуждения достоинств международных стандартов в области медицинской информатики участники конференции перешли к представлению российских проектов, выполненных на базе этих стандартов. В Москве в пилотной зоне, охватывающей как взрослые, так и детские медучреждения, уже два года разрабатывают шаблоны медицинских документов на базе открытого стандарта OpenEHR. В МИАЦ Санкт-Петербурга сделали cправочник медицинских лабораторных тестов на основе международного кодификатора LOINC, а также получили первый положительный опыт использования самого молодого и перспективного стандарта Fast Healthcare Interoperability Resources (FHIR) в региональном фрагменте ЕГИСЗ.

В поиске альтернативы

Андрей Алмазов, главный специалист ЦНИИ ОИЗ
Андрей Алмазов: «Инвесторы готовы вкладывать средства по таким направлениям, как централизация диагностической и лабораторной службы, а также удаленная расшифровка исследований»

Что делать, когда основной финансовый поток иссяк, а полученный результат неудовлетворителен? Типичную для многих регионов проблему поиска источников финансирования для реализации дорожной карты развития ЕГИСЗ участники конференции обсудили с руководителями региональных МИАЦ. По их мнению, единственным реальным источником финансирования информатизации отрасли на сегодняшний день являются средства ФОМС. Остальные источники можно рассматривать лишь как гипотетические либо как дополнительные.

«Без средств ОМС развитие невозможно», – утверждает Владислав Нусинов, директор МИАЦ Ханты-Мансийского автономного округа (Югра). В этом регионе централизовали все финансовые потоки, связанные с информатизацией. МИАЦ выиграл конкурс на сопровождение ИТ-систем всех медучреждений округа и теперь выступает как единая служба заказчика, контролируя процесс развития МИС и перенаправляя средства на решение тех задач, которые ставит Минздрав.

«На сегодняшний день альтернатив ОМС нет», – согласен Сергей Степнов, директор МИАЦ Пермского края. По его словам, в регионе «очень креативный и перспективно мыслящий ТФОМС». Все медицинские учреждения края, включая частные клиники, работают с единым программным продуктом уже более 15 лет, и с самого начала деньги на информатизацию шли из ТФОМС, для которого информационная система служит инструментом контроля адекватности использования средств.

Еще один возможный вариант финансирования, рассмотренный участниками дискуссии, – государственно-частное партнерство. По словам Андрея Алмазова, главного специалиста ЦНИИ ОИЗ, инвесторы готовы вкладывать средства по таким направлениям, как централизация диагностической и лабораторной службы, а также удаленная расшифровка исследований. Возможно в перспективе еще одним интересным для частного бизнеса направлением станет дистанционная диагностика. В некоторых регионах частные инвесторы уже конкурируют за право строить централизованную лабораторную службу, так что заказчику она достается бесплатно: инфраструктура создается на деньги инвестора и остается под его управлением на срок от 10 до 45 лет. «Ни в одном из семи регионов, где прорабатывалась такие проекты, госорганы не могли ответить, какова стоимость лабораторной службы, их утверждения об эффективности существующей структуры чаще всего ничем не подкреплены, – отметил Алмазов. – С этой точки зрения 'частники' гораздо прозрачнее».