Петербург сегодня является важным центром разработки отечественного программного обеспечения для медицины, одним из лидеров в стране, отметили на круглом столе, посвященном опыту разработок российских программных продуктов в сфере здравоохранения. В мероприятии, который провели Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга и Медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ) северной столицы, приняли участие руководители медицинских организаций, специалисты по информатизации, разработчики программного обеспечения, представители государственной власти и медицинской общественности.
По словам Геннадия Орлова, директора МИАЦ Санкт-Петербурга, по некоторым количественным показателям информатизации северная столица опережает многие регионы, в том числе и Москву. «Процент записи на прием к врачу дистанционным способом (через контакт-центры и Интернет) за 9 месяцев 2015 года составил 63%», -- сообщил он. Вести электронные медицинские карты начали 38% медицинских организаций, или 22% врачей.
В учреждениях города установлены 16 различных медицинских информационных систем (МИС). Восемь из них, в том числе 4 для амбулаторий, одна для стационаров и три универсальные, включены в реестр, который ведет МИАЦ, рекомендованы для использования в Санкт-Петербурге и распространяются в 20 других регионах.
По результатам мониторинга фактического уровня использования МИС в медорганизациях расчитывается индекс СИ-МИС, значение которого на сегодняшний день составляет 11%, и составляются рейтинги лечебных учреждений по уровню информатизации.
Все МИС, рекомендованные к использованию в Санкт-Петербурге, интегрированы с городскими сервисами, что позволяет создать единое информационное пространство здравоохранения города. В 83% медучреждений МИС интегрированы с системой взаиморасчетов по ОМС.
В городе выбрали «интеграционный» путь информатизации здравоохранения на основе региональной информационной шины, которую разрабатывает и поддерживает компания «Нетрика». По мнению Станислава Бубнова, заместителя директора санкт-петербургского МИАЦ, за интеграционным подходом – будущее, поэтому опыт Санкт-Петербурга неизбежно будет востребован и в других регионах.
«Новые сервисы региональной шины нужны не только для соответствия федеральным требованиям, но, в первую очередь, городу», - отметил Бубнов. Так, региональная интегрированная медицинская карта будет предоставлять врачам полную и актуальную информацию о пациенте. В нее войдут не только краткие сведения, обязательные для передачи в федеральный сервис, но и развернутая информация о результатах лечения, хранящаяся в региональном сегменте.
В этом году в Санкт-Петербурге запустили еще одну важную городскую систему -- реестр карт маршрутизации пациентов с подозрением на злокачественное новообразование, нацеленный на контроль за соблюдением маршрутов и сроков прохождения диагностики, а в конечном итоге -- на ускорение постановки диагноза и назначение лечния. К октябрю к этой системе подключили 140 лечебных учреждений.
Все городские сервисы функционируют на мощностях ЦОД, которые развивает и поддерживает Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга.
Один из новых сервисов, разработанных МИАЦ совместно с компанией «Нетрика», предназначен для обмена данными лабораторных исследований. «Этот сервис - первый подобный опыт в нашей стране», -- рассказал Анатолий Карпищенко, начальник сектора клинической лабораторной диагностики санкт-петербургского МИАЦ. Сервис работает на основе справочника СМЛТ-ЛОИНК - переведенного и дополненного международного справочника LOINC, адаптированного для российских учреждений. В тестовую эксплуатацию его планируют запустить в декабре 2015 года.
Еще один новый сервис -- по управлению очередями на плановую госпитализацию -- свяжет поликлиники и стационары города. С его помощью больницы теперь будут оперативно получать информацию о поступивших направлениях, смогут заблаговременно связаться с пациентами по телефону и назначить время и дату госпитализации. К направляющему врачу поликлиники будет поступать обратная связь от стационара, а лечащий врач в онлайн-режиме сможет узнать, согласовано направление или получен отказ, на какую дату запланирована медицинская услуга и каков ее результат.
Предполагается, что за счет эффективного управления очередью уменьшится нагрузка на приемные отделения, легче будет прогнозировать поток пациентов, а для граждан сократится срок ожидания госпитализации и появится возможность выбрать клинику с учетом времени ожидания и удобного расположения.
Большинство пилотных проектов «Нетрика» разрабатывает совместно с разработчиками МИС. Так, компания «СВ-Мед», лидер рынка по количеству инсталляций в амбулаторном звене, а также «Аура сервис» в 2015 году участвовали в двух пилотных проектах по обмену данными лабораторных исследований и направлению на консультативные исследования. Кроме этого, «Нетрика» совместно с компаниями «Самсон Групп», «Решение» и «Коста» принимали участие в пилотных проектах по внедрению интегрированной электронной медкарты, электронной регистратуры и управлению очередями.