SAP, более 40 лет занимающаяся разработкой программного обеспечения для крупных предприятий, делает шаг в новом для себя направлении персональной медицины.
Немецкий гигант программного рынка представил SAP Foundation for Health, платформу на базе системы обработки данных в памяти HANA, предназначенную для извлечения полезных сведений из информации о пациентах в режиме реального времени. Решение адресовано предприятиям здравоохранения, а также компаниям и учреждениям, осуществляющим биомедицинские исследования.
«Наша стратегия очень проста и одновременно амбициозна, — заявил Динеш Вандаяр, вице-президент SAP по персональной медицине. — Мы хотим поспособствовать созданию сети учреждений здравоохранения, которые будут воплощать в реальность идею персонализированной медицины».
Компания также представила SAP Medical Research Insights — первое приложение для новой платформы. Оно рассчитано на биомедицинские компании и всех, кто занимается клиническими исследованиями.
SAP не первый разработчик ПО для предприятий, пробующий почву здравоохранения: всего несколько месяцев назад на тот же рынок вышла Salesforce.
Но для SAP одним из непосредственных стимулов стали причины личного характера: генеральный директор компании Билл Макдермотт прошедшим летом в результате травмы лишился глаза. Хотя осуществление новой инициативы началось еще раньше, по словам Вандаяра, после несчастного случая с руководителем над нею начали работать с удвоенной силой.
«После травмы Макдермотт стал гораздо активнее заниматься этим проектом, — добавил Вандаяр. — И мы последовали его примеру. Глава SAP твердо верит, что разработки компании помогут улучшить результативность лечения пациентов».
Саму SAP нельзя назвать полным новичком в сфере здравоохранения, отметил Грег Макстравик, руководитель по базам данных и технологиям: «SAP выросла на автоматизации ключевых бизнес-процессов, но мы не неофиты в мире медицины». Больше 7 тыс. поставщиков услуг здравоохранения в 88 странах пользуются приложениями SAP для автоматизации бизнес-процессов, добавил он.
Но при этом существует и явная потребность в технологиях, специально оптимизированных для медицины.
«Что касается сегодняшней сферы здравоохранения, то обмен данными здесь очень ограничен», — считает Вандаяр.
Отсутствие обмена данными может напрямую влиять на результаты лечения, добавил он, приведя пример со средством против лейкемии, которое вначале показалось эффективным, а впоследствии выяснилось, что оно вызывает серьезные проблемы с сердцем у детей.
«Сегодня даже в пределах одного учреждения обмена информацией практически нет, не говоря уже о том, чтобы делиться сведениями между различными организациями, — полагает Вандаяр. — Наша идея — предложить единую платформу и модель данных, которые бы облегчили такой обмен информацией».
Платформа SAP Foundation for Health, как ее описывают в компании, предлагает гибкую, расширяемую модель хранилища клинических данных с оптимизированными для медицинской отрасли механизмами интеграции данных и аналитики реального времени, работающими со структурированной и неструктурированной информацией. Биомедицинские компании и предприятия здравоохранения с ее помощью могут разрабатывать новые лекарства, индивидуальные методы терапии, приборы и услуги, а также отбирать пациентов для клинических исследований.
Движок обработки естественного языка в системе SAP HANA «не знал» медицинских терминов, и, чтобы преодолеть этот недостаток, в SAP, по словам Вандаяра, подготовили новую онтологическую модель, а также общую модель данных для клинической и геномной информации.
«Мы считаем, что иметь единую модель данных крайне важно, — пояснил он. — Если не перевести все данные в нужный формат, при анализе вы не сможете извлечь из них полезных сведений».
Можно предвидеть, что в ближайшие годы объемы геномной информации и данных об образе жизни будут расти благодаря снижению цен на датчики и расширяющемуся использованию технологий Интернета вещей.
Как подчеркивают в SAP, компания обеспечивает абсолютную прозрачность медицинских данных и полный контроль над тем, как они используются, обрабатываются и отображаются в отчетах.
Приложение SAP Medical Research Insights упрощает интеграцию и анализ данных клинических исследований, геномной информации и сведений об образе жизни. Информацию можно секционировать и фрагментировать, просматривать в виде хронологии и детализировать до уровня отдельного пациента.
Новые технологии SAP тестируются вот уже несколько месяцев в целом ряде организаций. «Некоторые наши заказчики признаются, что теперь им удается за считанные минуты решать задачи, на которые раньше уходили недели или месяцы», — сообщил Вандаяр.
Здравоохранение среди всех отраслей проходит «оцифровку» одной из последних, что обусловлено сложностями, связанными с регулированием, и особенностями медицинских данных, объясняет Карлос Бустаманте, профессор Стэнфордской школы медицины, работающий с SAP над средствами анализа геномной информации. «Конкретно в этой стране электронные медицинские карты фактически 'прикрутили' поверх процессов выставления счетов за услуги — оцифровка карт, по сути, началась лишь для того, чтобы упростить процедуру выплаты страховых возмещений, — добавил он. — Тем не менее потенциал цифровизации колоссален. Как ученый по данным, я вижу насущную потребность в решении важных медицинских задач путем анализа сложных информационных срезов». По его словам, в числе таких задач — улучшение здоровья населения.
Но не менее сложными будут и проблемы, связанные с регулированием, приватностью, защитой информации и влиянием на общество.
«Цифровая революция — это палка о двух концах, — подчеркнул ученый. — То, что я имею возможность со всех сторон изучить каждое сокращение ваших мышц, не означает, что мне стоит это делать».
У поставщиков медицинских услуг, например, появится возможность спрогнозировать инсульт пациента, фактически это их моральный долг, продолжил он, однако есть и обратная сторона — все более навязчивый мониторинг, который может привести к превращению страны в «государство-няньку».
«Где провести границу? — добавляет ученый. — Над этим вопросом необходимо задуматься всем. На мой взгляд, чтобы в полной мере понять последствия для общества, понадобится очень много времени».