. Тема экономической отдачи вышла на передний план: программу конференции открыли доклады, посвященные оценке эффективности деятельности медицинской организации и эффективности здравоохранения в целом. Количество экспонентов выставки сократилось по сравнению с прошлым годом примерно на четверть. Падение интереса к формату специализированной выставки объяснимо: вот уже несколько лет у разработчиков медицинских информационных систем (МИС) практически нет новых продаж, рынок поделен, и компании живут главным образом за счет сопровождения своих решений. А некоторые даже превращаются в интеграторов, внедряя не только свои, но и сторонние продукты.
Кроме того, в этом году MedSoft не получил официальной поддержки Минздрава, которую едва успел обрести в 2015 году. Зато заметно больше внимания досталось врачам и пациентам, о которых раньше на форуме почти не вспоминали.
И снова в начале пути
Елена Бойко: "Главное, чем мы сейчас занимаемся, -- легитимизация электронных медицинских документов" |
«Несмотря на то что государство не жалело денег на информатизацию здравоохранения, достижения выглядят более чем скромно, причем результаты сильно отличаются в разных субъектах», – заметил Николай Говорин, координатор центра Общероссийского народного фронта по мониторингу качества и доступности здравоохранения. Опрос более 10 тыс. человек в 85 регионах показал, что 60% до сих пор записываются на прием к врачу лично в поликлинике, еще 10% – через терминал в той же поликлинике и лишь 26% пользуются записью через Интернет. «Мы находимся в начале пути, в некоторых регионах даже не слышали об электронных медкартах или только слышали», – добавил Ян Власов, заместитель председателя Союза пациентов. «Нужно определить приоритеты, чтобы получить социально-экономический эффект от информатизации здравоохранения в самые короткие сроки», – заявил Говорин.
Главная проблема – непонимание, как обеспечить преимущества информатизации при сохранении бумажного документооборота.
В начале 2016 года комитет Национальной медицинской палаты по ИТ опросил 270 врачей из 90 медицинских организаций 36 регионов России с целью выяснить, что, по их мнению, тормозит информатизацию здравоохранения. Наибольшее число баллов набрали три фактора: невозможность отказаться от ведения бумажной документации несмотря на ведение электронной, увеличение объема работы при использовании МИС вместо ожидаемой экономии, а также отсутствие у медучреждения денежных средств на информатизацию.
Есть надежда, что ситуация c правовым обеспечением электронного документооборота в медицине вскоре сдвинется с мертвой точки. «Главное, чем мы сейчас занимаемся, – легитимизация электронных медицинских документов», – сообщила Елена Бойко, директор департамента ИТ и связи Минздрава РФ. По ее словам, ведомство подготовило проект закона «Об электронных медицинских документах», а также рамочный законопроект, регламентирующий использование телемедицинских технологий и закрепляющий применение ЕГИСЗ.
Но пока каждый шаг регуляторов к цивилизованному рынку медицинских ИТ вместо упорядочения вносит новую сумятицу. Не успели утихнуть страсти по персональным данным, как подоспело требование регистрировать отраслевое программное обеспечение как изделие медицинского назначения. Из множества МИС, представленных на MedSoft, такую регистрацию прошла только qMS компании СП.АРМ. «Сегодня зарегистрировать медицинское ПО как медицинское изделие невозможно, поскольку нет нормативных актов, определяющих классификацию рисков», – пояснил Андрей Столбов, замдиректора по научно-исследовательской деятельности Первого МГМУ им. И. M. Сеченова. Тем не менее случаи наказания поставщика за отсутствие такой регистрации уже есть.
Легче не становится
Постоянно меняющаяся нормативная база не оставляет разработчиков МИС без работы, но требования врачей и медсестер теряются на фоне остальных задач. Только на федеральный уровень медицинские организации предоставляют 142 формы статистической отчетности с более чем 60 тыс. показателей и наполняют данными 60 программ мониторинга. Причем во всей этой массе нет ни одного показателя, основанного на первичных данных, так что ценность этой работы весьма сомнительна. «На данный момент мы не можем предоставить министру здравоохранения ни единой достоверной цифры для управления отраслью», – заявил Александр Тарасов, эксперт Фонда независимого мониторинга медицинских услуг «Здоровье».
Джассер Дорошенко: "Выгодоприобретателем в здравоохранении является государство, а не медицинская организация" |
«Сервисы Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) развиваются не в интересах врача, который в идеале должен только лечить и вести электронную медкарту», – отметил Александр Гусев, замдиректора по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы». По его мнению, необходимо сократить количество запрашиваемых статистических форм и формировать их на стороне федеральных компонентов ЕГИСЗ на основе тех данных, которые регионы уже предоставили путем интеграции.
Наиболее полезными сервисами МИС опрошенные врачи считают компьютерную регистратуру, подготовку отчетов, лабораторные информационные системы, выписку электронных рецептов и управление лекарственным обеспечением, запись пациента на обследования и консультации, а также автоматизацию документооборота медорганизации. Но пока информатизация в основном осложняет жизнь медиков. «Врач и медсестра не являются нашими заказчиками, они – наши пользователи. Более того, мы редко можем позволить себе роскошь пойти навстречу врачу, не нарушив каких-либо нормативных требований», – признается Гусев.
Эффективности информатизации препятствует также фундаментальное противоречие между целями системы здравоохранения и ее отдельных элементов. «Выгодоприобретателем в здравоохранении является государство, а не медицинская организация, – напомнил Джассер Дорошенко, главный врач Центра диагностики и хирургии заднего отдела глаза. – Наша информационная система нацелена на увеличение оборота и снижение трудозатрат, в то время как перед государством стоит совершенно другая задача – уменьшить количество болеющих». Клиника, выполнившая задачу государства по минимизации числа пациентов, останется без денег. И пока эта дилемма не будет решена, информатизация вряд ли что-нибудь существенно изменит.
Телемедицина спасает жизни
Виталий Азанов: "Доверие к удаленным консультациям растет" |
ЕМИАС пришла в аптеки