Если болезнь протекает в легкой форме, стационарный уход пациентам с COVID-19 не нужен, но следить за их состоянием необходимо постоянно. Сделать это в условиях карантина, который должны соблюдать все горожане с подтвержденным диагнозом, помогают специалисты центра телемедицины Департамента здравоохранения Москвы. За месяц, прошедший с момента его создания 23 марта, врачи центра провели более 12 тыс консультаций.
Рабочее место каждого специалиста — небольшой кабинет со столом и двумя компьютерами: один для общения с пациентом, второй — подключенный к Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС). Каждое рабочее место отгорожено от соседнего, так что врачи ведут прием как будто у себя в кабинете. Чтобы специалисты не мешали друг другу во время разговора с пациентом, стенки кабин сделали звуконепроницаемыми. Поэтому в центре, где каждый день могут принимать до шести тысяч обращений, стоит тишина. Смена врача, ведущего консультации удаленно, длится 12 часов, график — два через два.
Звонки идут почти непрерывно, максимальное время ожидания на линии — около пяти минут. Для ускорения процесса пациентов принимают потоком: распределяют к первому свободному доктору.
Для пациента все начинается с обращения и визита врачей на дом. Они проводят необходимые тесты, выясняют, есть ли сопутствующие заболевания, прописывают лечение и вносят эти данные в ЕМИАС. Если тест оказывается положительным, но состояние пациента удовлетворительное (нет серьезных проблем с дыханием и высокой температуры), то его оставляют на карантине на 14 дней. Данные передают в центр, а пациенту рассказывают, как зарегистрироваться на платформе, через которую ведется видео-прием. Если компьютера или смартфона для видеосвязи нет, врачи проводят консультации и по телефону.
После приема все данные заносят в электронную карту, где при необходимости их может изучить другой специалист.
Пациенты, лечащиеся дома, могут звонить врачам несколько раз в день, количество обращений в центр телемедицины не ограничено. Обычно люди рассказывают о новых симптомах, высокой температуре и общем недомогании. А порой, по словам врачей, пациентам просто нужна поддержка. Специально для этого в соседнем помещении работает психологическая служба, а врачи, прежде чем приступить к консультациям, проходят дополнительное обучение.
Если симптоматика меняется (температура поднимается выше 38 и появляется одышка — главный признак ухудшения состояния), врачи центра передают пациента бригадам скорой помощи для госпитализации в стационары, сообщается на официальном сайте мэра столицы.