Нет проработанной юридической базы, позволяющий четко определить принципы взаимоотношений пациента, лечащего врача и консультанта. Существует значительное число собственно медицинских и технических задач, требующих решения. Этим вопросам и была посвящена конференция «Современные аспекты телемедицины», которая проходила в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева в середине мая. В рамках данного мероприятия проводилась мини-выставка оборудования, предназначенного для поддержки сеансов телемедицины.
Применяемые решения
В России накопился довольно приличный опыт организации и проведения сеансов удаленных консультаций. Создано несколько телемедицинских центров, появляются новые проекты. Но в подавляющем большинстве случаев для нужд телемедицины применяется оборудование, которое изначально предназначалось для иных целей.
В качестве каналов связи чаще всего задействуются линии ISDN. Это проверенное и надежное решение, обеспечивающее качественную связь, столь необходимую для задач телемедицины. На конференции более трети докладов было сделано при помощи систем видеоконференц-связи с использованием цифровых каналов ISDN. Таким образом организовали свои выступления специалисты из Швеции, Норвегии и ряда российских городов — от Якутска до Архангельска.
Распространение оборудования, ориентированного на сети IP, сдерживается отсутствием таких сетей. Конечно, любой оператор связи способен обеспечить подключение по протоколу IP, но вряд ли он захочет (и сможет) гарантировать требуемое QoS.
Типовой пункт для проведения консультаций чаще всего оснащается настольным комплектом оборудования видеоконференц-связи на базе персонального компьютера. Иногда применяются более высококачественные кабинетные системы, но они имеют и существенно большую стоимость.
Визуальное общение врача и пациента очень важно, но не менее значима возможность дистанционной работы в режиме реального времени с результатами медицинских обследований. Сейчас в большинстве случаев данные пересылаются врачу в виде файлов для проведения так называемых отложенных консультаций. Недостатки этого подхода вполне очевидны.
Кажется, развитие телемедицины в России подошло к некой граничной черте. Первоначальные технические решения себя практически исчерпали, а перед внедрением оборудования, ориентированного на задачи медицины, стоит довольно много преград. Оно существенно дороже обычных систем ВКС. Кроме того, в нашей стране возможности распространения этих систем (реальные, а не потенциальные) на несколько порядков ниже, чем за рубежом, поэтому в ближайшее время фирмы-производители вряд ли начнут адаптировать свои продукты под российские нужды. По мнению Александра Басова, менеджера компании Race Communications, наибольшие проблемы вызовет сертификация той части оборудования, которая отвечает за решение собственно медицинских задач: оказывается, в РФ санитарные нормы жестче, чем во многих других странах.
Современные решения
Телемедицина, являющаяся одной из ведущих областей применения систем видеоконференц-связи, предъявляет особые требования к этому оборудованию. Если участник деловой встречи или совещания готов смириться с тем, что в ходе сеанса связи порой возникают огрехи изображения и звука, то врачи и пациенты вряд ли сочтут это приемлемым. Не секрет, что при сжатии изображения и звука выбрасывается избыточная информация, которая не столь важна для передачи сути сообщения. Однако для задач медицинской диагностики такая информация оказывается отнюдь не избыточной; напротив, зачастую она играет первостепенную роль. Представьте себе, например, что при передаче будут проигнорированы шумы в сердце. Тогда консультант не сумеет представить полной картины заболевания, а соответственно, дать верных рекомендаций.
Обычное оборудование для ВКС сложно, а иногда попросту невозможно оптимально разместить в больничной палате или операционной. Очень часто удаленному консультанту необходимо получать данные сразу от нескольких медицинских приборов, но многие типовые комплексы не позволяют их подключить напрямую, так как не имеют достаточного числа интерфейсов или они несовместимы.
Все эти проблемы породили спрос на специализированные устройства. На нашем рынке предлагается оборудование четырех фирм, выпускающих медицинские системы видеоконференц-связи. Отрадно отметить, что среди них есть и отечественная компания, DiViSy. О ней и ее оборудовании рассказывалось, например, в статье Н. Дубовой «Видеоконференции по-русски» («Сети», 1999, № 11, с. 32). К большому сожалению, ее продукции присущ чисто российский недостаток: самобытные решения превалируют над международными стандартами. Увы, DiViSy нельзя сравнивать с Microsoft или Cisco Systems, которые способны диктовать рынку свои условия, внедряя собственные технологии.
Недавно компания TZ Telecom, предлагающая в России системы видеоконференц-связи итальянской фирмы Aethra, объявила о начале поставок телемедицинского оборудования этого производителя. Система Eykona представляет собой решение на базе персонального компьютера. Кроме типового набора средств для обеспечения видеоконференц-связи в ее состав входит мультимедийное приложение, ориентированное на медицинские задачи и поддерживающее не только запись файлов данных, но и практически любые виды удаленной диагностики. Система позволяет делать стоп-кадры, сохранять их и производить с ними необходимые манипуляции, например осуществлять подборку требуемых изображений, наносить на них поясняющие надписи и т.п.
Компания Tandberg производит телемедицинский комплекс Health Care System III (в Россию его поставляет фирма Incoma.) Как свидетельствует индекс в конце названия, это уже третье поколение таких систем, и большой опыт их применения был максимально учтен при разработке Health Care System III. Пользователям предлагается предельно упрощенный интерфейс пульта дистанционного управления, который подключен к комплексу с помощью инфракрасного канала связи.
Специализированные комплексы фирмы VTEL на российском рынке предлагает компания Race Communication. Напомню, что VTEL является одним из ведущих мировых производителей оборудования ВКС и уже много лет выпускает системы для телемедицины. Большую популярность в лечебных учреждениях США завоевала серия устройств F.R.E.D. этой компании, разработанная с учетом специфических медицинских требований.
Выполненную в виде передвижной установки систему F.R.E.D. можно легко перемещать по лечебному учреждению. При необходимости ее не возбраняется развернуть как в операционной (для дистанционной консультации), так и в аудитории (для проведения совещаний). В состав оборудования входит кронштейн-манипулятор с видеокамерой, которой можно управлять на расстоянии, благодаря чему не возникает особых проблем с демонстрацией пациента в требуемых ракурсах. К системе допускается подключать различные медицинские периферийные устройства, эндоскопы, офтальмоскопы, аппаратуру для снятия ЭКГ и т.д.
Основываясь на опыте эксплуатации F.R.E.D., компания VTEL разработала новую телемедицинскую систему HS2000, причем большое внимание было уделено точной передаче видеоизображения и звука. Система имеет встроенный порт локальной сети, что обеспечивает подключение к больничным базам данных для оперативного доступа к историям болезни, рентгенограммам и т.п.
По данным VTEL, фирма установила свыше 1800 комплексов телемедицинского оборудования во всех штатах США и в 28 странах мира.
* * *
Без активного использования современных технических средств будущее отечественной телемедицины окажется довольно печальным. Но события последнего времени внушают оптимизм. В частности, началось продвижение специализированных устройств на российский рынок. Кроме того, по инициативе участников конференции «Современные аспекты телемедицины» была создана Ассоциация телемедицины России (ее руководителем избран профессор Олег Атьков, один из российских космонавтов). В ее цели входит содействие развитию данной области, внедрению в ней передовой техники.