Computerworld, США
«Мыльный пузырь» лопнул — по крайней мере, в цифровом выражении — семь лет назад, в марте, когда индекс NASDAQ достиг пика (5048 пунктов), более чем удвоившись за предшествовавший год.
А дальше началась череда массовых увольнений и консолидаций, порожденных почившими в бозе «доткомами». Для таких компаний главное заключалось в том, чтобы отхватывать как можно более весомые куски пирога Internet-инвестиций, не создавая успешных моделей ведения бизнеса.
В 2007 году новые технологии Internet породили очередной всплеск «рождаемости» предприятий и рост числа энтузиастов, желающих направить свою неуемную энергию на развитие связанных с концепцией Web 2.0 идей — создания wiki, блогов, подкастов, виджетов и социальных сетей, довольно быстро увеличивающих возможности Internet. Инвестиционный капитал хлынул в компании-«стартапы», специализирующиеся на построении социальных сетей.
Но хотя феномен Web 2.0 имеет много общих черт с упомянутым «мыльным пузырем», эксперты отмечают и существенные различия. Среди них следует выделить низкую стоимость «входного билета» для фирм, запускающих бизнес блогов, wiki или социальных сетей, а также зрелость инфраструктуры широкополосного доступа, необходимой для поддержки многих из технологий Web 2.0.
А основное отличие заключается в том, что сейчас потребители проявляют даже большую активность, чем компании, пытающиеся продвигать свои Web-сайты и товары.
«Вместо того чтобы приостанавливать продвижение к Web 2.0 в ожидании возможного крушения, компании должны активнее внедрять новые технологии, — отметил профессор Гарвардского университета Эндрю Маккафи, который ввел в употребление термин Enterprise 2.0. — В противном случае они рискуют отдать рынок конкурентам. Допустим, вы игнорируете это явление, а ваши конкуренты направляют всю свою энергию на освоение пространства Сети средствами Web 2.0. Если им удастся извлечь выгоду (благодаря внутренним резервам, с помощью клиентов и поставщиков), представляете, в каком тяжелом положении вы окажетесь?».
Маккафи, подобно многим другим, не считает, что шумиха, сопровождающая появление Web 2.0, приведет к образованию нового «мыльного пузыря», который однажды непременно лопнет. Он говорит: «Теперешние инвестиции в новые фирмы значительно скромнее вложений конца 90-х. А компании, получающие финансирование, обычно имеют за душой нечто большее, чем бизнес-план, который демонстрирует лишь виртуозное использование Power Point. Возможно, иногда у них нет достаточного оборота, зато есть продукт, некоторое количество клиентов и востребованная идея».
Пионеры Web обращаются к Web 2.0
Бурное развитие Internet в немалой степени связано с именем одного из основателей компании Netscape Communications и соавтора браузера Mosaic Марка Андриссена. В феврале компания Ning, созданная им для организации хостинга пользовательских социальных сетей, завершила работу над второй версией своей системы. Уже в первые две недели после запуска этой системы пользователи построили с ее помощью 15 тыс. социальных сетей.
Если ранее сведения о своем бизнесе предоставляли в основном сами предприятия, то теперь появилось новое поколение пользователей, непосредственно занимающихся распространением такой информации. «Вспоминается анекдот, в котором руководитель восклицает: «Ну куда они побежали! Ведь это я — лидер, и теперь мне придется их догонять». Во многих случаях потребители опережают поставщиков, пытаясь оказать им услугу, — отмечает Андриссен. — Думаю, в мире появятся миллионы социальных сетей, и через пять лет все станут их пользователями».
Директор Ning Джина Бьянкини добавила, что риски вступления в область Web 2.0 значительно ниже тех, с которыми пришлось столкнуться фирмам, создававшим продукты для Web в 90-е годы. Ведь на начальном этапе требовалась реализация весьма дорогостоящих проектов для построения корпоративных ИТ-инфраструктур и поддержки новых предложений. «Мы видим, как компании используют ресурсы Ning за 30 долл. в месяц, — заявила она. — Предприятию небезразлично, сгорает ли то, что стоит 30 долл. в месяц, или то, что стоит 50 млн долл.».
Шоу NBC переходит на Web 2.0
Директор социальной сети Zoodango Джеймс Сан утверждает, что бизнес должен адаптироваться к парадигме взаимодействия с клиентами с помощью Web 2.0, вместо того чтобы продолжать обрушивать на них потоки рекламы. Заинтересовавшись проектом Zoodango, Доналд Трамп пригласил Сана поучаствовать в телевизионном реалити-шоу The Apprentice (канал ТНТ продемонстрировал аналог этого шоу «Кандидат»; в каждой стране программу ведет крупный бизнесмен, и в России им стал Владимир Потанин. — Прим. ред.). Подобно тому, как в шоу The Apprentice рекламируются разные марки товаров, задействованных в его эпизодах, а участники конкурса ищут способы продвижения брендов, сеть Zoodango позволяет потребителям поддерживать связь с компанией.
Разработчики Zoodango планируют создать электронное сообщество «Виртуальная сеть Starbucks» (Starbucks — крупнейшая в мире сеть кофеен). Оно даст специалистам возможность общаться в Сети так, как будто они находятся в кафе. Социальные сети позволяют организовать между потребителями и представителями бизнеса взаимодействие, которое ранее считалось нереальным.
Профессор университета штата Мэриленд Дэвид Кирш, являющийся основателем исторического архива бизнес-планов и других документов эпохи «доткомов» Business Plan Archives, подчеркнул, что опыт первого Internet-бума способствовал появлению условий выживания новых фирм. У людей, принимающих участие в проектах Web 2.0, уже есть все необходимое для эффективного решения задач, о которых в условиях Web 1.0 приходилось лишь мечтать.