После приветственного слова главы Минкомсвязи РФ Игоря Щеголева и выступления ряда авторитетных экспертов аудитория заметно поредела. Впрочем, это не снизило актуальности вопросов, вынесенных на повестку дня.
Восстановление оптимизма
Игорь Щеголев акцентировался на том, что сейчас главной задачей является восстановление оптимизма, который был присущ отрасли еще совсем недавно. Несмотря на серьезные экономические проблемы, мировая телекоммуникационная отрасль остается одной из самых успешных. В прошлом году ее вклад в мировой ВВП оценивался в 1,4 трлн долл., что сопоставимо с доходами мирового автопрома. Во многом это связано с тем, что телекоммуникации оказывают громадное влияние на жизнь всего общества.
В условиях кризиса Минкомсвязи считает краеугольным камнем создание таких условий, в которых рыночные игроки могут получить новые возможности с минимальными потерями для потребителей. Одним из инструментов формирования этих условий министру видится гибкая тарифная политика, позволяющая предприятиям связи оперативно реагировать на конъюнктуру рынка. Успех такой политики будет зависеть, в свою очередь, от упрощения процедур согласования регулируемых тарифов. Зачастую длительные сроки утверждения приводят к тому, что тарифы успевают устареть, еще не вступив в силу. По данным Щеголева, это происходит не только при повышении ставок, но и при их снижении в условиях конкурентной борьбы.
Обсуждение того, как жить в эпоху кризиса, свелось к поиску ответов на два исконно русских вопроса – "кто виноват?" и "что делать?". Выступавшие не забывали упоминать и собственные перманентные трудности, преимущественно связанные с несовершенством законодательства.
Вариант ответа на риторические вопросы дал известный экономист Евгений Ясин, в свое время возглавлявший Минэкономразвития России. По его мнению, началом конца глобального «мыльного пузыря» стало беспрецедентное снижение учетной ставки в США (до 1%) в попытке избежать экономических потрясений, ожидавшихся после террористической атаки Нью-Йорка. Запущенные в тот момент финансовые инструменты на поверку оказались ненадежными.
Однако единственную причину назвать не удастся: кризис имеет системный характер. Возникли серьезные несоответствия в региональных и отраслевых срезах современной экономики, и кризис обязательно приведет к крупным структурным переменам. Если этого не произойдет, то, по мнению Ясина, нам придется пережить еще один, а может быть, и целую серию тяжелых потрясений до тех пор, пока структурные диспропорции не будут устранены.
Признаки кризиса в России можно было заметить еще в первом полугодии 2008 года, когда в стране прекратился рост промышленного производства. По многим параметрам российский кризис окажется более тяжелым, чем в других странах, что обусловлено огромной суммой кредитов, полученных представителями отечественного частного бизнеса за рубежом. А начавшийся в 2007 году существенный рост государственных расходов (по разным оценкам, от 27 до 40%) привел к скачку инфляции.
Согласно рецепту Ясина, политика выхода из кризиса должна включать в себя ряд обязательных пунктов. Во-первых, это стабилизация национальной валюты для нормального кредитования экономики. Во-вторых, установка в банковской сфере положительной ставки в реальном исчислении, что подразумевает вполне очевидную вещь: ставка по депозитным вкладам за вычетом инфляции должна приносить доход вкладчику. В-третьих, самое важное и трудное, должны начаться реальные структурные изменения во многих отечественных отраслях. Телекоммуникационной отрасли повезло больше других, так как в ней основные структурные трансформации уже закончились. Как показывает практика, платежеспособный спрос появляется вслед за такими преобразованиями. Другими словами, телеком оказался в относительно благоприятной ситуации: спрос на услуги связи был и останется платежеспособным.
Болевые точки телекома
Несмотря на обилие положительных предсказаний, телекоммуникационный рынок не может похвастать безмятежностью. За первые месяцы кризиса выявились основные проблемы, с которыми столкнется отрасль. Вследствие падения деловой активности снижается потребление услуг корпоративным сектором. По данным Кирилла Степаненко, заместителя начальника отдела реформирования транспорта и связи Минэкономразвития, сейчас снижение объемов разных видов трафика составляет от 20 до 50%.Схожую тенденцию отмечает Сергей Приданцев, президент "Комстар – ОТС". По его словам, увеличивается дебиторская задолженность корпоративных клиентов, а ее средний срок составляет уже две недели. Компенсировать эти потери поможет развитие сегмента услуг для частных клиентов. Приданцев отмечает рост спроса на фиксированную телефонную связь и массовый переход населения на безлимитные тарифы доступа в Internet.
Другой «занозой» отрасли является сложность привлечения финансовых ресурсов. Современные услуги потребовали пересмотра технологических принципов построения сетей. К примеру, очевиден провал попытки организовать массовый широкополосный доступ по технологии ADSL. Компаниям рано или поздно придется переход на оптическую инфраструктуру, а это потребует значительных инвестиций. В выигрыше останутся те игроки, которые успели модернизировать свои сети в докризисное время.
Лучшей стратегии развития отрасли может стать тройственная консолидация – бизнеса, услуг и технологий. Такой подход позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы в ожидании кризисного «дна» и обеспечит мощный толчок при начале движения рынка вверх.
По мнению замминистра по связи и массовым коммуникациям Наума Мардера, консолидация компаний неизбежна. Она вызовет естественное отмирание значительного числа мелких операторов, которые не смогут привлечь необходимые ресурсы. Но такие операторы в совокупности располагают огромной абонентской базой, поэтому им придется помогать. Задачей регулятора отрасли должно стать нахождение разумного баланса между превращением мелких игроков в иждивенцев и их полным исчезновением с рынка. Крупным компаниям, которые получают господдержку, придется взять на себя социальную ответственность и обременения, обусловленные необходимостью предоставления услуг связи брошенным абонентам.
Основополагающим фактором стабильности отрасли было и остается наличие платежеспособного спроса на услуги связи. Наилучшим способом его поддержания, по мнению Евгения Соломатина, директора по развитию "Коминфо Консалтинга", будет пакетирование, или консолидация, услуг связи. Это позволит абонентам оптимизировать расходы на получение привычных сервисов в прежнем объеме. Как следствие, следует ожидать успехов, прежде всего, тех операторов (таких как «ВымпелКом» и «Комстар»), которые осуществили пакетирование за счет консолидации технологий.