ВИДЕО

Бернар Люке: «Поступательный рост оборота нашего Internet-магазина стимулировался, прежде всего, масштабным расширением ассортимента» Широкий ассортимент в сочетании с продуманной ценовой политикой обеспечили Internet-магазину Ozon.ru на волне информационного бума несколько лет роста. Внезапно разыгравшаяся экономическая непогода привела к ощутимому похолоданию на рынке электронной торговли и заморозила квартальную выручку компании.

В апреле этому крупнейшему представителю российской Internet-торговли исполнилось 11 лет, из которых последние семь стали периодом подлинного расцвета: продажи магазина выросли с 3,5 млн долл. в 2002 году до 102,4 млн в 2008-ом. Только за прошлый год оборот Ozon.ru в долларовом исчислении увеличился на 55%. За семилетку среднесуточное число заказов выросло с 832 до 3938, а средняя стоимость одного заказа подскочила с 22 до 61 долл.

«Поступательный рост продаж в нашем магазине стимулировался, прежде всего, масштабным расширением ассортимента», - отметил генеральный директор Internet-магазина Бернар Люке. Поначалу Ozon.ru предлагал преимущественно книжную продукцию, теперь же его продуктовая корзина включает в себя детские вещи, предметы интерьера, подарки на любой вкус, кино, музыку, ПО и даже антиквариат.

И все же основной статьей дохода Ozon.ru пока остаются книги, на которые в 2008 году пришлись 34,4% оборота (всего продано более 2,9 млн экземпляров). Вторым по важности источником денежных поступлений (33,2%) является продажа электронной продукции – фототехники, мобильных телефонов, бытовых устройств и т.п. Совокупный объем продаж электронных изделий в 2008 году составил 24,8 млн долл., увеличившись по сравнению с 2007 годом на 78%. Реализация кинофильмов на всех видах носителей обеспечила 13,2% оборота, а музыки - 3,4%.

В прошедшем рабочем сезоне Internet-магазин отправил клиентам более 1,2 млн заказов (в 2007 году – 998 тыс.), включавших в себя свыше 5,4 млн единиц товара (в 2007 году – 3,9 млн). В I квартале 2009 года также отмечен рост поставок на 24% в натуральном выражении. Увеличился и денежный оборот Ozon.ru – на 33%, правда, в рублевом эквиваленте. Примерно на столько же за этот период снизился курс российской валюты. А значит, в пересчете на доллары финансовые показатели Ozon.ru практически не изменились, точнее остались примерно на уровне I квартала 2007 года.

По словам Бернара Люке, в I квартале более всего снизился спрос на антикварные изделия, заметно сократились продажи в регионах России, которые в прошлом году обеспечили почти четверть оборота компании. Тем не менее у Ozon.ru есть шансы благополучно избежать застоя в кризисную эпоху - благодаря диверсификации бизнеса и сбалансированной финансовой политике.

В октябре-ноябре прошлого года компания приняла меры по оптимизации денежных потоков, что позволило снизить риски, связанные с закупкой товаров и складскими запасами. Одновременно были урезаны маркетинговые расходы, а программа капитальных затрат подверглась антикризисной коррекции. Секвестр не коснулся ключевого для Ozon.ru инвестиционного проекта строительства логистического комплекса в Твери. Этот комплекс позволит обрабатывать до 7,6 млн единиц товара в год, хранить на полках более 4 млн товаров, комплектовать и отправлять до 4,7 млн заказов в год. Инвестиции в строительство и технологическое оснащение комплекса составили около 20 млн долл.

На фоне ухудшающейся макроэкономической конъюнктуры руководству Internet-магазина удалось полностью сохранить трудовой коллектив (740 чел.) и докризисный уровень заработной платы. Обнадеживает и свежая статистика посещений электронной торговой площадки Ozon.ru: на 1 апреля в единой базе покупателей зарегистрировано почти 3 млн Internet-пользователей, ежемесячный прирост клиентской базы - более 60 тыс. регистраций. В течение месяца на сайте фиксируется в среднем 7 млн пользовательских сессий и свыше 40 млн просмотров страниц.

Росту пользовательской аудитории способствует запуск новых привлекательных сервисов на портале Ozon.ru. Так, в апреле запущен проект Ozon-Travel, оператором которого является компания «Internet Трэвел». Этот сетевой ресурс позволяет подписчикам услуги не только приобретать электронные авиа и железнодорожные билеты, бронировать гостиницы и заказывать трансферы, но и использовать современные Web-технологии, чтобы самостоятельно «конструировать» свое путешествие.

Другой многообещающий проект связан с началом продаж цифровых книг в виде компьютерных файлов. В перспективе эта инициатива может вылиться в создание на Ozon.ru полноформатной цифровой библиотеки, где помимо электронных версий печатной продукции можно будет приобретать файлы с музыкой, фильмами, компьютерными играми и ПО.