Еще раз подтвердило данные наблюдения исследование IDC, направленное на оценку ситуации с использованием нелицензионных продуктов компании Microsoft (очевидно, речь идет как об операционных системах, так и офисных приложениях). Вполне естественным является вопрос, что именно заставляет компании переходить на лицензионное ПО, какие факторы являются определяющими. Как выяснилось, для большинства бизнес-руководителей ключевым риском являются юридические последствия: 44% считают такие риски критическими, а еще 35% - очень значимыми. И хотя ни одна из компаний за прошедший год реально и не столкнулась с проверками правоохранительных органов, понять их можно: конфискация практически всего аппаратного обеспечения на неопределенный срок крайне негативно влияет на бизнес. Далее в списке рисков с показателем 36% следуют проблемы с проведением аудита и сертификации. Этот фактор является относительно новым и постоянно растет - все большее число компаний желают соответствовать мировым стандартам. Тройку лидеров замыкает потеря репутации - ее боятся 20% руководителей.
"Выход юридических рисков на первый план является кардинальным изменением ситуации", - говорит Сергей Алпатов, руководитель отдела российского офиса Microsoft по продвижению лицензионного ПО. Еще два года назад этот вид рисков не имел для руководства компаний сколько-нибудь серьезного значения. Резкий рост их важности говорит о том, что Россия быстро движется в сторону правового государства. Фактор "потеря репутации" также сделал значительный скачок, ранее в руководители не видели ничего предосудительного в использовании "пиратских" продуктов с точки зрения имиджа. Очевидно, компании уходят от практики поголовного использования нелицензионных продуктов. По словам Алпатова, спрос на лицензионное программное обеспечение со стороны корпоративного сектора ощутимо растет, а у заказчиков возникает много вопросов относительно процесса легализации, что, безусловно, является показателем здоровой тенденции.
Кроме того, в ходе исследования аналитики IDC сравнили риски, наблюдающиеся в компаниях с высоким и низким уровнем использования нелицензионного ПО. В первую категорию попали компании, в которых более 80% лицензий используется нелегально, а во вторую - в которых легальным является более 80% лицензий. Как выяснилось, риски компаний (а также их финансовые последствия) напрямую перекликаются с практикой использования нелицензионного ПО. О причинно-следственной связи в этой ситуации говорить сложно (например, существуют не вошедшие в рамки исследования факторы уровня корпоративной культуры и развития ИТ-отдела), однако общая картина налицо.
Сбои отдельных компьютеров, снижающие производительность труда сотрудников, у "неблагополучных" компаний происходят втрое чаще. Примерно та же пропорция сохраняется относительно критических сбоев системы, ведущих к остановке ключевых бизнес-процессов. Что характерно, последствия сбоев у компаний с высоким уровнем нелегального ПО также значительно выше. Очевидно, это связано со временем восстановления системы после кризисных ситуаций.
"Руководители компаний неверно оценивают стоимость владения программным обеспечением", - констатирует Алпатов. Если сама стоимость покупки лицензионного ПО действительно в несколько раз выше, то отождествление лицензионных продуктов с дороговизной при дальнейшем использовании вызывают сомнения. В силу каких-то причин бизнес-руководители считают более высокими затраты на установку, обновление и техническую поддержку лицензионного ПО, а также и на обучение работе с ним пользователей и ИТ-персонала. Вообще говоря, это заблуждения, и на самом деле наблюдается противоположная картина. А если добавить к стоимости владения нелицензионными продуктами финансовые последствия вышеупомянутых системных сбоев, то экономическая выгода их использования становится неочевидной. В любом случае, у пр