В 2010 году популярностью на российском рынке ИТ-персонала пользовались специалисты технической поддержки, разработчики ПО, специалисты по внедрению и поддержке информационных систем и системные аналитики. Как отмечают в Kelly Services, cложности с трудоустройством испытывали банковские аналитики, что заставило многих из них переориентироваться на другие сферы. Также сложно было найти работу руководителям ИТ-отделов: количество резюме в разы превышало наличие вакансий.
В целом компании вели более активную политику найма персонала по сравнению с 2009 годом, но процесс был очень взвешенным: нанимали только лучших, а ключевых сотрудников удерживали всеми доступными средствами. Рекрутеры массово столкнулись с таким явлением, как контрпредложение от текущего работодателя. Несмотря на то, что многие компании говорят о снижении «текучки» персонала, в третьем квартале года заметно увеличилась активность сотрудников в рассмотрении новых предложений.
Среди основных тенденций 2010 года можно отметить увеличение требований к соискателям: срокам работы в компаниях, общему стаж, владению языком, наличию сертификатов, профессиональной мотивации, готовности к ненормированному рабочему дню. Как правило, на позиции специалистов выбор делается не из одного-трех человек, как в докризисное время, а рассматривается от 5 до 20 кандидатов. Увеличился диапазон относительно возраста соискателей в сторону более зрелых сотрудников. Со стороны кандидатов стало меньше амбиций, многие занялись саморазвитием и употребили время стагнации рынка на приобретение новых навыков (дополнительное образование, сертификация, изучение языков).
В 2011 году прогнозируется постепенное движение в сторону увеличения штата компаний. Компенсационный пакет работодатели планируют или на уровне 2010 года, или с небольшим увеличением, хотя у многих кандидатов уже сложилось мнение, что кризис закончился, и они намерены менять место работы с целью занять более высокооплачиваемую позицию.
«Среди тенденций 2010 года я бы назвал, прежде всего, тот факт, что зарплатные ожидания специалистов сегодня уже превышают докризисный уровень», - подчеркивает Олег Аэров, директор по развитию бизнеса компании Tieto. Любопытно, что одновременно с этим заметно выросло число сотрудников, которые «держатся за работодателя». Видимо, осмыслив опыт 2008-2009 годов, люди стали ответственнее относиться к текущему месту работы. Если говорить об уровне кадров на рынке, то, несмотря на то, что выбор специалистов стал больше, вопрос соотношения цены и качества персонала остается открытым.
«В прошедшем году был актуален подбор ключевых сотрудников практически по всем направлениям», - продолжает Аэров. Необходимы люди с опытом – как в индустрии, так и в консалтинге для продвижения всего спектра услуг компании. Востребованы технические специалисты по продуктам SAP, Microsoft, а также сотрудники инфраструктурных и инженерных направлений.